26
27
£4*^4?>$<С^1*б€^ВЕНГЕРСКИЙ АВТОБУС «ИКАРУС-303»На весенней Лейпцигской ярмарке в ГДР демонстрировался новый венгерский автобус «Икарус-303», привлекший всеобщее внимание своими удачными внешними формами и конструктивными особенностями. Благодаря так называемой «оболочковой» конструкции кузова достигнуто существенное снижение веса автобуса. Как следствие этого, а вернее. в результате благоприятного соотношения общего веса машины и мощности двигателя, значительно улучшаются динамические качества автобуса. Кроме того. появилась возможность увеличить вместимость салона, чему способствует такжеи заднее расположение двигателя. Соответственно с конкретными условиями эксплуатации число сидений в автобусе можно изменять от 27 до 38. Оболочковая конструкция позволила также сделать широкие оконные проемы с тонкими узкими межоконными стойками. Заднее и переднее ветровые стекла — панорамные. В общем комплексе с большими гнутыми фонарями в крыше все это создает отличную круговую обзорность. На автобусе устанавливается рядный четырехцилиндровый четырехтактный форкамерный дизель «Чепель-414» с водяным охлаждением, раздельными головками цилиндров и подвесными клапанами. Рабочий объем цилиндров 5,51 л (ход поршня 140 мм, диаметр цилиндра 112 мм). Двигатель развивает мощность 95 л. с. Крутящий момент от двигателя передается через сухое однодисковое сцепление с гидравлическим приводом, пятиступенчатую коробку передач с косыми зубьями постоянного зацепления и главную передачу, в которой может быть изменено передаточное число (для движения по пересеченной местности). Подвеска задних колес пневмомеханическая, независимая, на поперечных рычагах; автобус оборудован двухкруговой системой пневматических тормозов; ручной тормоз действует на задние колеса и имеет механический привод; предусмотрены такжеи сервотормоза, действующие от выпускной системы и приводимые в действие от руки. Топливный бак автобуса вмещает около 140 л дизельного топлива; при среднем эксплуатационном расходе топлива 19 л/100 км радиус действия автобуса составляет более 700 км. Автобус оборудован отопительно-венгиляционной установкой, обеспечивающей поддержание в салоне температуры комфорта (21° С) независимо от погоды.ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯАмериканской фирмой «Клевит корпорейшн» разработан способ получения электрической энергии для системы зажигания небольших двигателей, в котором использовано известное явление пьезоэлектричества, т. е. возникновения электрического тока в кристаллах при действии на них механических сил. Фирмой разработан рецепт особого керамического материала, обладающего высокими пьезоэлектрическими свойствами; он является основным элементом нового пьезоэлектрического генератора, который назван «искровым насосом», поскольку при каждом механическом воздействии он создает электрическую искру. При простом сжатии генератора рукой создаваемый им электрический разряд преодолевает воздушный промежуток до 6 мм. При давлении 492 кг/см 2 напряжение тока достигает 20 000 вольт."^РЛ«Искровый тон». насос» двигателя «КлинДостоинством нового генератора являются простота конструкции, легкость и небольшие размеры. Мощность создаваемой им искры не зависит от оборотов двигателя. Одноцилиндровый двигатель «Клинтон» с пьезоэлектрической системой зажигания демонстрировался недавно на промышленной выставке в Англии. Вся система зажигания этого двигателя состояла из «искрового насоса», свечи и гамка зажигания.Двигательавтобуса«Икарус-303».ДИСКОВЫЕ ТОРМОЗА НА АВТОМОБИЛЕ «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ»На Женевской автомобильной выставке 1961 года демонстрировался спортивный автомобиль «Мерседес-Бенц», все четыре колеса которого оборудованы новыми дисковыми тормозами. Общая рабочая площадь тормозов превышает 200 см 2 ; диски выполнены из специального серого чугуна, диаметр их на всех колесах одинаковый (290 мм).ЛЕГКИЙ СПОРТИВНЫЙ МОТОЦИКЛ С ДВИГАТЕЛЕМ 75 см»Итальянская фирма Бьянчи выпустила новый легкий спортивный мотоцикл »Гардена» с двигателем мощностью 3,5 л. с. и трехступенчатой коробкой передач. Одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 75 смЗ (диаметр цилиндра 46 мм, ход поршня 43 мм) имеет степень сжатия 9 : 1 и развивает указанную выше мощность при 7000 об/мин. Двигатель оборудован кикстартером.ФИНСКИЙ МОПЕД «ЗОЛИФЕР»Завод Золифер в Финляндии приступил к выпуску мопедов, выделяющихся оригинальным решением конструкции рамы и оперения. Для проектирования мопеда был приглашен известный финский художник, который внес новый принцип в эту работу; вместо общепринятых методов разработки конструкции, при которых выбор внешних форм и оперения имеет, как правило, подчиненное значение, продиктованное выбором двигателя, здесь в основу проектирования были положены поиски наиболее удачных внешних форм мопеда, в которые можно было бы впоследствии вписать тот или иной двигатель. Р ама финского мопеда состоит из двух половин, облицовка двигателя — съемная; передняя фараи задний фонарь органически входят в общий ансамбль. Внутри рамы проходят все электрические коммуникации. Прочность рамы допускает установку второго сиденья. Подвеска обоих колес осуществляется на продольных рычагах с телескопическими вилками. В качестве силового агрегата на мопеде могут монтироваться любые выпускаемые в Европе двигатели мощностью 2,5—3 л. с. с трехступенчатыми коробками передач. Максимальная скорость мопеда — 40 км/час; он способен преодолевать подъемы до 20 проц.Рис. 1. Дисковые тормозаРис. 2. «Мерседес-Бенц».На рис. 1 показана конструкция дискового тормоза передних колес: он имеет автоматическую регулировку. Дисковый тормоз на заднем колесе автомобиля пок азан на рис. 2. Здесь виден отдельный, действующий независимо от гидравлического привода ножного тормоза механический привод ручного тормоза. В системе гидравлического привода предусмотрен мощный сервомеханизм усилителя тормоза, который весьма облегчает процесс торможения. Дисковые тормоза гораздо более соответствуют динамическим качествам этого спортивного автомобиля, развивающего максимальную скорость выше 200 км/час, чем устанавливавшиеся до сих пор тормоза барабанного типа. Они оказались эффективнее барабанных тормозов дажес очень развитыми рабочими плоскостями.Спортивный мотоцикл «Гардена». На мотоцикле установлено многодисковое сцепление, работающее в масляной ванне, трехступенчатая коробка передач. Рама сварная, состоит из двух штампованных половин. Подвеска заднего колеса — маятниковая, передняя вилка снабжена телескопами. Вес мотоцикла — 60 кг. Топливный бак вмещает 10 литров бензина. Расход топлива не превышает 2 л/100 км.26 СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬ «ЯГУАР», ТИП ЕИнтересным экспонатом Женевской автомобильной выставки 1961 года явился английский спортивный автомобиль «Ягуар». тип Е (рис. 1), отличающийся рядом существенных конструктивных особенностей.S4*^j£*e^€^i^МОТОЦИКЛЫ 43-125 см3 и 175 см'Чехословацкий мотоциклетный завод в Стракоцице выпускает в 1961 году новые модели мотоциклов той же кубатуры (125 и 175 смЗ), что и выпускавшиеся ранее под маркой Ява-ЧЗ, но значительно измененной конструкции. На первый взгляд новые мотоциклы 43-125 (тип 453) и 43-175 (тип 450) мало отличаются от прежних моделей. Обращает на себя внимание лишь развитое оребрение цилиндра, имеющего одну выпускную трубу, которая входит в мощный сигарообразный глушитель. Но эти конструктивные изменения позволили значительно улучшить динамические и экономические качества обоих типов мотоциклов. Одновыпускная система, способствующая более совершенному наполнению цилиндра рабочей смесью, дает значительное повышение мощности двигателя. Хотя размер ы цилиндров двигателей не увеличились — у двигателя типа 453 рабочий объем цилиндра равен 123,5 смЗ (диаметр цилиндра 52 мм, ход поршня 58 мм), а у двигателя типа 450 соответственно 171,7 смЗ (диаметр 58 мм, ход поршня 65 мм), — мощность малого двигателя возросла до 7 л. с. при 5000 об/мин, а мощность большего превышает 10 л. с. Благодаря значительно усиленным ребрам охлаждения обеспечивается устойчивая работа двигателей при длительных высоких нагрузках. Степень сжатия в малом двигателе равна 8 : 1 . а в большем 7,5 : 1. Мотоциклы обоих типов выпускаются с одинаковым шасси. Рама сварена из стальных трубок, имеющих в отличие от прошлых моделей круглое сечение; задняя часть рамы не претерпела существенных изменений, передняя же отличается довольно значительно — рулевая головка рамы выполнена из двух прессованных половин, соединенных продольным сварным швом ив свою очередь приваренных к опорной трубе рамы. В раму встроен замок, при помощи которого можно запирать руль. Значительно изменена телескопическая передняя вилка, конструкции которой продиктована изменившимися динамическими качествами машин обоих типов. Вместо относительно сложного механизма прежней вилки применена оригинальная конструкция, в которой нижняя опорная трубка телескопа используется в качестве рабочего цилиндра гидравлического амортизатора двойного действия. Верхняя часть вилки имеет облицовку, в которую встроена фара; установка фары легко регулируется. Задняя маятниковая вилка посажена на очень широкой оси. которая постоянно смазывается маслом, поступающим из коробки передач. Подвеска осуществлена на упругих элементах при помощи гидравлических амортизаторов. В облицовке задней части мотоцикла предусмотрены два ящика — для инструмента и для аккумуляторной батареи (6 вольт, 45 ватт). Двигатель выполнен в одном блоке с четырехступенчатой коробкой передач: дисковое сцепление с пробковыми фрикционными накладками работает в масляной ванне и выключается при переключении передач автоматически, с помощью специального механизма, на конструкцию которого взят патент (так же, впрочем, к аки на обрисованную выше конструкцию передней вилки). Применение двигателя с одной выпускной трубой облегчает доступ к картеру вторичной цепи, контрольная крышка которого выполняется теперь из резины и расположена с наружной стороны. Вместо резиновых вкладок, применявшихся для устранения биения цепи о стенки картера, вмонтированы специальные гасители из полиамидных соединений. На мотоциклах обоих кубатур устанавливаются топливные баки одинаковой емкости (13 л). Мотоцикл 43 , тип 453. весит 112 кг (без заправки), сухой вес мотоцикла 43 , тип 450, равен 115 кг. В результате весьма благоприятного соотношения веса мотоциклов и мощности устанавливаемых на них двигателей Достигаются отличные динамические качества обоих машин; они способны преодолевать подъемы до 37 нроц.. имеют хорошее ускорение. Максимальная скорость мотоцикла 43-453 достигает 80 км/час, мотоцикла 43-450 равна 95 км/час. Габаритные размеры мотоциклов: длина — 1950 мм, ширина — 450 мм. высота — 1010 мм, просвет — 180 мм, база колес — 1300 мм.Рис. 1. Автомобиль «Ягуар». Среди них обращает на себя внимание прежде всего устройство кузова, несущая конструкция которого обеспечивает удобный доступ к основным агрегатам автомобиля. Это достигнуто своеобразным решением передней секции кузова; к Торпедо крепится решетчатая рама (рис. 2), а капот, выполненный заодно с передними крыльями, откидывается вперед, открывая удобный и не ограниченный доступ к двигателю, передней подвеске, дисковым тормозам и органам рулевого управления. В связи с этим традиционная для «Ягуара» облицовка радиатора заменена в новой модели двумя вертикальными входными воздушными отверстиями. Другой характерной чертой конструкции является отдельный подрамник для самоблокирующегося дифференциала. расположенных возле него дисковых тормозов, а также отдельных элементов подвески (рис. 3). Этот подрамник имеет самостоятельную эластичную подзеску с помощью рессор и четырех расположенных между ним и основной рамой резиновых подушек. На автомобиле установлен шестицилиндровый рядный двигатель с рабочим объемом цилиндров 3781 см 2 (диаметр цилиндров 87 мм. ход поршня 106 мм). Подвесные, установленные под утлом, клапаны с приводом от двух расположенных сверху кулачковых валов, алюминиевая головка цилиндров и сухие гильзы с хромированными рабочими плоскостями являются наиболее существенными чертами конструкции двигателя. Степень сжатия 9 : 1. На нем имеются три горизонтальных карбюратора. Мощность — 260 л. с. при 5500 об/мин; максимальный крутящий момент двигатель развивает при 4000 об/мин. Сцепление — сухое, однодисковое с гидравлическим приводом; коробка передач —четырехступенчатая, задний мост имеет гипоидное зацепление. На всех четырех колесах автомобиля применяются дисковые тормоза с сервоусилителями и двумя раздельными системами гидравлического привода для передних и задних колес. Автомобиль «Ягуар», тип Е, развивает, по данным фирмы, максимальную скорость 240 км/час. Он весит 1155 кг, почти на 250 кг меньше, чем предыдущая модель; удельный показатель отношения веса автомобиля к мощности двигателя составляет 4,2 кг/л. с. В сочетании с улучшившейся обтекаемостью кузова это обеспечивает высокие динамические качества автомобиля, особенно его динамики разгона. Так, при старте с места автомобиль, по данным фирмы, развивает скорость 160 км/час за 16 секунд.Рис. 3. Подрамник заднего моста автомобиля «Ягуар».Рис. 2. Решетчатая рама несущего кузова автомобиля «Ягуар».Рис. 4. Подвеска и управление задних ведущих колес автомобиля «Ягуар».