|
20
|
21
|
|
ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ -устройству автомобиля с практическими работами? Вот вопросы, которые волнуют сейчас широкие круги преподавателей автодела. Они стали предметом обсуждения и на состоявшемся в мае методическом совещании преподавательского и инструкторского состава Московского городского автомотоклуба. Думается, что недостатки в учебной работе, которые были вскрыты на этом совещании, характерны не только для автомотоклуба столицы. Поэтому выводы и рекомендации, сделанные здесь, несомненно, окажутся полезными для многих АМК, школ и первичных организаций ДОСААФ страны.так как в каждом отдельном случае он может иметь некоторые особенности), проиллюстрируем принцип его составления на пример© 2-й и 3-й учебных недель.2-я УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ 1-й день. Сборочно-разборочные работы. Тема 1. * Разборка и сборка кривошипно-шатунного механизма. ** — 4 часа. 2-й день . Политическая подготовка — 2 часа. Сборочно-разборочные работы. Проверка крепления головки блока цилиндров — 2 часа. 3-й день . Устройство автомобиля. Тема 4. Распределительный механизм — 2 часа. Техническое обслуживание автомобиля. Тема 1. Ознакомление с парко-гаражным оборудованием — 2 часа. 4 - й день . Устройство автомобиля. Тема 4. Распределительный механизм (занятие второе) — 2 часа. Правила движения транспорта — 2 часа. 5 - й день . Сборочно-разборочные работы. Разборка и сборка распределительного механизма с установкой распределения — 4 часа. 6 - й день . Техническое обслуживание автомобиля. Тема 2. Обслуживание двигателя — 4 часа. 3-я УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯВМЕСТЕИЛИРАЗДЕЛЬНО!БОЛЬШЕ ВНИМАНИИгромную армию специалистов готовят для народного хозяйства досаафовские организации страны. Качество этой подготовки во многом зависит от того, насколько хорошо поставлено и правильно организовано производственное обучение. Однако не секрет, что именно практические занятия в автомотоклубах и автошколах ДОСААФ имеют больше всего недостатков. Как приблизить обучение будущих специалистов к производству? Как привить курсантам прочные навыки грамотной эксплуатации автомобиля? Как связать воедино теоретический курс поБесспорно, что начальным звеном в осуществлении производственного обучения, как и любого другого раздела программы, является планирование. На совещании этому вопросу было уделено особое внимание. Общее мнение московских преподавателей выразил в своем выступлении т. Дубенко (Куйбышевский АМК). Он указал, что серьезным недостатком существующих учебных программ является выделение разборочно-сборочных работ и работ по техническому обслуживанию агрегатов в отдельный предмет, что значительно усложняет планирование учебного процесса. В результате тесно связанные между собой вопросы теории и практики часто изучаются несогласованно и непоследовательно. А на выпускных экзаменах курсанты, показывая а целом удовлетворительные знания по устройству автомобиля, не умеют обнаружить и устранить простейшие неисправности, провести необходимые регулировочные работы или техническое обслуживание. И это вполне закономерно, так как на деле при таком построении курса теория своевременно не подкрепляется практическими работами, что способствовало бы более глубокому и сознательному усвоению материала, а при проведении разборочно-сборочных работ и работ по техническому обслуживанию не используются полученные ранее теоретические сведения. Практика показала, что разделять разборочно-сборочные работы и курс устройства автомобиля — нецелесообразно. В настоящих условиях, когда действующей программой эти предметы даны самостоятельно, исключительную роль играет правильно составленный тематический план. В нем должно произойти слияние отдельных предметов программы в единый курс изучения автомобиля. Для этого требуется предварительно все темы программы разбить на уроки. При составлении тематического плана необходимо следить, чтобы изучение каждого агрегата, механизма или прибора начиналось с изучения его устройства, затем производилась разборка и сборка и, наконец, техническое обслуживание. Причем разрывы во времени между этими тремя видами занятий должны быть самыми минимальными. Подобный тематический план уже разработан Московским городским автомотоклубом и одобрен методическим советом. Не имея возможности приводить его полностью (да это и не требуется,1 - й день . Устройство автомобиля. Тема 5. Система охлаждения — 2 часа. Правила движения транспорт а — 2 часа. 2 - й день . Устройство автомобиля. Тема 5. Система охлаждения (занятие второе) — 2 часа. Правила движения транспорта — 2 часа. 3 - й день . Слесарные работы. Тема 4. Опиливание металла — 4 часа. 4 - й день . Сборочно-разборочные работы. Разборка и сборка вентилятор аи водяного насоса — 4 часа. 5 - й день . Техническое обслуживание автомобиля. Тема 3. Обслуживание системы охлаждения — 4 часа. 6 - й день . Устройство автомобиля. Тема 6. Система смазки — 2 часа. Организация эксплуатации автомобилей. Тема 1. Основные положения по эксплуатации автомобиля — 2 часа. * Сборочно-разборочные работы, проводимые в течение 2-й и 3-й учебн ых недель относятся к теме 1, рассчитанной на 18 учебных часов. ** Устройство кривошипно-шатунного механизма было изучено на предыдущих уроках.ОКак явствует из приведенного примера, тематический план рекомендует отводить на теоретическое занятие не более двух учебных часов, а на практические работы, как правило, по четыре. На основе тематического плана составляется расписание занятий и планы уроков, ОТ УЧЕБНЫХ ГРУПППРОИЗВОДСТВЕННЫМ БРИГАДАМКПланирование производственного обучения тесно связано с вопросами организации практических работ. Участники совещания признали необходимым при20 формировании учебных групп сразу же создавать производственные бригады, назначая бригадирами курсантов, которые имеют опыт работы на производстве. (Из числа автослесарей или людей, близких к автомобильным специальностям), На сколько же бригад должна быть разбита учебная группа? Опыт работы Калининского АМК столицы, как отметил в своем выступлении его начальник т. Ландыр, показал, что в учебной группе желательно создавать 6—8 бригад по 4—5 человек в каждой. Состав бригад должен оставаться постоянным до самого конца обучения. Такая система способствует лучшей организованности занятий, позволяет более рационально использовать учебное время. Напомним, что обычно распределение курсантов по производственным бригадам на каждом занятии отнимает много времени. Успешное проведение практических работ во многом зависит от состояния учебно-материальной базы. Совещание пришло к выводу, что в каждом АМК должно быть создано' не менее трех классов для сборочно-разборочных и слесарных работ. В них следует определить постоянные рабочие места с закрепленным за ними оборудованием по следующим темам программы: «Двигатель», «Система питания», «Ходовая часть», «Электрооборудование», «Силовая передача» и «Механизмы управления». Естественно, все агрегаты должны быть полностью укомплектованы, причем наиболее крупные из них устанавливаются на специальных стендах, а малогабаритные размещаются на столах-верстаках. Один из классов надо оборудовать верстаками с тисками (не менее 12—15) для выполнения слесарных работ. Количество учебного оборудования, которым располагает автомотоклуб, 'Определяет и метод проведения практических работ. При достаточном его количестве занятие осуществляется фронтальным методом (все бригады работают на однотипных агрегатах и приборах). В противном случае можно объединить несколько работ, относящихся к различным разделам темы. Необходимо только, чтобы тематический план учитывал это и опирался на реальные возможности клуба. Полезно, кроме тематического плана, составить точный график, который определит сроки выполнения каждой практической работы производственными бригадами. Там, где этого не делают, практические работы проходят плохо и зачастую заменяются простым повторением материальной части. О необходимости обратить серьезное внимание на техническое обслуживание автомобиля и регулировку его агрегатов говорил в своем выступлении т. Зуйков (Краснопресненский АМК). Работы по техническому обслуживанию следует проводить IB специально оборудованных классах-гаражах, имеющих действующие автомобили и укомплектованные двигатели для горячей регулировки. Преподаватель Калининского АМК т. Барабошкин подчеркнул, что в классах-гаражах полезно иметь эстакады или смотровые канавы, которые позволят проводить работы по техническому обслуживанию на эксплуатационных (учебных) автомобилях. Совещание отметило хорошее оборудование классов-гаражей в Тимирязевском И КИеВСКОМ Amu СТОЛИЦЫ. J^ciinus размещение двигателей обеспечивает хороший доступ к ним учащихся. Каждое рабочее место имеет самостоятельное освещение и выкладку необходимого инструмента. Производственную практику по техническому обслуживанию (ТО-1, ТО-2, сезонное обслуживание) следует проводить на автотранспортных предприятиях, к которым прикреплены автомотоклубы (в больших городах — по территориальному признаку). Здесь надо оговориться, что не везде еще этот важный со всех точек зрения процесс четко планируется. Нередко рабочие места и объекты работ определяются на ходу, без предварительной подготовки. С этой задачей хорошо справился Калининский АМК. Руководство автомотоклуба вместе с администрацией автобазы определили несколько постоянных постов на поточной линии технического обслуживания автомобилей, где работают производственные бригады курсантов. Списки учащихся и количество бригад заранее согласованы и утверждены, все курсанты обеспечены спецодеждой. Кстати, о спецодежде. Часто именно нехваткой ее объясняется стремление некоторых курсантов избежать практических работ. Наличие необходимого числа комплектов спецодежды в каждом автомотоклубеодно из непременных условий успешного осуществления производственного обучения.ЗмдоиамкиНа занятиях по регулировке двигателей в классе-гараже Тимирязевского АМК столицы. Фото А. ЗОЛОТАРЕВА. подготовки ЦК ДОСААФс просьбой быстрее закончить издание технологических карт и обеспечить ими в централизованном порядке все учебные организации ДОСААФ. Что касается инструктивных карт, то совещание рекомендовало к использованию соответствующие карты, изданные в 1958 году «Автотрансиздатом», За 15—20 минут до окончания занятий курсанты под руководством преподавателя сдают инструмент и приводят в порядок рабочие места. Преподаватель проводит разбор работы, дает оценку действий курсантов, отмечая их успехи и недостатки. В конце беседы он сообщает учащимся тему и цель следующего урока для того, чтобы они могли к нему лучше подготовиться. Успех каждого практического занятия во многом зависит от подготовки к нему самого преподавателя. В практике автомотоклубов еще очень часто бывает так, что, составляя план практического занятия, преподаватель просто переписывает в «его технологическую карту. А что же должен представлять собой план таких занятий? На наш взгляд, он должен отражать следующие моменты: учебная цель, состояние используемой материальной базы, организация урока (проверка посещаемости, расстановка и смена бригад, инструктаж ит . п.), тезисы вводного инструктажа, контрольные задания, подведение итогов занятий.МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ УРОКА Участники совещания в своих выступлениях говорили не только о планировании и организации производственного обучения. Большое внимание они уделили методике проведения этих занятий, поискам новых форм и приемов обучения. Важнейшие выводы, сделанные ими, можно свести к следующим основным положениям. Каждое практическое занятие следует начинать с обязательного инструктажа, который должен быть предельно краток. В ходе его преподаватель знакомит курсантов с целью работы, временем на ее выполнение и техникой безопасности. Что касается показа наиболее целесообразных приемов работы, применяемого инструмента и оборудования, правил пользования ими и т. п., то все это следует объяснить учащимся на занятиях по устройству автомобиля. В процессе самой работы курсант обязан самостоятельно находить способы выполнения задания, используя для этого свои знания, инструктивные и технологические карты. В них должно быть указано наименование работы и ее цель, оборудование рабочего места, количество времени, необходимого для выполнения задания, перечисление операций и приемов с рисунками и эскизами, иллюстрирующими их, инструмент и приспособления и, наконец, технические условия на каждую операцию: Нужно отметить, что технологические карты для средних школ, которыми вынуждены пользоваться преподаватели автомотоклубов, не соответствуют в полной мере программе подготовки шоферов третьего класса. В связи с этим участники совещания обратились к Управлению техническойО многих еще вопросах говорили участники совещания. Они подчеркивали, что целесообразно включить в экзаменационные билеты специальные вопросы по техническому обслуживанию автомобиля, отмечали, что программа отводит этому 'важному разделу явно недостаточно времени, высказывали пожелание восстановить проводившуюся ранее стажировку курсантов на автобазах и т. д. Практические работы — важнейшая часть учебного процесса. Быстрое и успешное решение поставленных в статье задач, несомненно, будет способствовать значительному улучшению качества подготовки водительских кадров. Э. ГОЛЬДЕНБЕРГ, инструктор-методист МАМК.21