15
16
17
СПОРТИВНЫЙ АВТОМОБИЛЬИнж. В. МАЙБОРОДА^Lsx-aзажигания — с калильным числом 260—280. Впускной коллектор, как, впрочем, и выпускной, имеет отдельные патрубки для каждого цилиндра; патрубки выпускных каналов на некотором расстоянии от двигателя объединяются в общую трубу. Двигатель развивает мощность 60 л. с. при 5000 об/мин. В системе охлаждения используется водяной радиатор автомобиля «Москвич-407». Поскольку он расположен несколько ниже двигателя, введен дополнительный бачок. Система смазки включает масляный радиатор автомобиля ГАЗ-69. При движении на больших скоростях водяной и масляный радиаторы хорошо охлаждаются встречным потоком воздуха. Поэтому вентилятор не применяется. ТРАНСМИССИЯ. Коробка передач с удлинителем, трехступенчатая, взята без изменений с автомобиля «Москвич-407». Лишь механизм переключения имеет укороченный валик, новые тяги и расположен у рулевой колонки. Карданный вал проходит посередине между сиденьями. Длина его 540 мм . Задний мост жестко закреплен на раме. Тормоза крепятся на его картере. Крутящий и тормозной моменты передаются через качающиеся полуоси. Редуктор и дифференциал использованы с автомобиля «Москвич-407». На автомобиле установлена главная передача с передаточным числом 4,0. ПОДВЕСКА И РАМА. Подвеска передних колес — независимая, на поперечных рычагах. В качестве упругого элемента применены торсионы. Один ко ­ нец торсионов через шлицы соединяется с рычагом, а другой — входит в кронштейн, который допускает их регулировку. Благодаря такому устройству можно изменять жесткость тодвески. Передние амортизаторы — с автомобиля «Москвич-407». Для уменьшения бокового крена кузова спереди установлен стабилизатор поперечной устойчивости. Задняя ось — типа Де-Дион. Колеса подвешены на продольных рычагах и связаны между собой поперечной изогнутой трубой. Для восприятия боковых усилий она имеет шаровой палец, который движется по направляющей на раме. Колеса автомобиля через серьги и рычаги связаны с торсионами. Задние амортизаторы — также с авто\) О Qмобиля «Москвич-407». Установлены они наклонно. Рама выполнена в виде пространственной фермы, сваренной из стальных труб диаметром 25 мми 18 мм . Такая конструкция обладает высокой жесткостью и малым весом. Вес рамы с кронштейнами для крепления двигателя, подвески, амортизаторов и редуктора равен 60 кг . ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. Тормозная система имеет гидравлический привод, осуществляемый раздельно на передние и задние колеса. Усилие от тормозной педали передается через неравноплечий уравнительный рычаг на два главных цилиндра, а затем от одного из них к переднему тормозу и от другого — к заднему. Тормоза — уравновешенного типа, т. е. у каждой колодки свой цилиндр одностороннего действия. Тормозные барабаны имеют на наружной поверхности ребра для лучшего охлаждения. Общая площадь тормозных накладок 1536 см 2 . Ручной тормоз действует на задние колеса. Рулевой механизм использован с автомобиля «Москвич-407», но подвергся переделке. Рулевая колонка разрезана и введено два промежуточных кардана. Это позволило установить картер рулевого управления так, что сошка перемещается в горизонтальной плоскости. Геометрия рулевой трапеции такая же , как у автомобиля М-20: с маятниковым рычагом и боковыми качающимися тягами. Благодаря этому исключено виляние колес при колебаниях подвески. КУЗОВ. Ф орма кузова отрабатывалась на гипсовом макете, выполненном в натуральную величину. По нему вНАМИ были изготовлены кузова из нескольких слоев стеклоткани, связанных клеем БФ-2. Кузов — открытый двухместный. Он оборудован в соответствии с требованиями ФИА , предъявляемыми к спортивным автомобилям. Фары и подфарники спрятаны в нише крыла, закрываемой колпаком из органического стекла. Кузов имеет две опускающиеся двери. По бокам кузова сделаны щели для выхода воздуха из подкапотного пространства. Верхняя панель капота наклонена вперед. Благодаря этому встречный поток воздуха прижимает передние колеса к полотну дороги, что улучшает управляемость и устойчивость автомобиля. На верхней панели сделан забор-Минск.В 1957 году любители автоспорта — работники конструкторского отдела Минского автозавода задались целью спроектировать спортивный автомобиль в классе до 1600 см". Прошло три года. В экспериментальном цехе завода было закончено изготовление двух автомобилей, которым присвоили индекс МАЗ-1500. Что они собой представляют? КОМПОНОВКА. Наш автомобиль МАЗ-1500 предназначен для соревнований на шоссейном кольце. Поэтому большое внимание было уделено его устойчивости при движении на поворотах, 'приемистости и надежности тормозов. Конструкторы стремились получить максимальные моменты инерции относительно вертикальной и поперечной осей, что способствует хорошей устойчивости. С этой целью наиболее тяжелые агрегаты необходимо было разместить, если так можно выразиться, по концам автомобиля. Двигатель расположен спереди, сиденья водителя и пассажира сдвинуты к задней оси. Радиатор, топливный бак, запасное колесо вынесены за пределы базы автомобиля. Передние тормоза находятся перед двигателем, который ввиду этого несколько смещен назад по отношению к переднему мосту. Тормозной момент передается на передние колеса через очающиеся полуоси. Такое расположение тормозов принято с целью уменьшения веса неподрессоренных масс. Перед тормозами размещены водяной и масляный радиаторы. Топливный оак находится сзади пассажирского помещения над задним мостом. Емкость его — 80 л. На. крышке багажника автомобиля расположено запасное колесо. Размер шин 5,00—16. В настоящее время все большее распространение получают колеса с увеличенным профилем. Поэтому предполагается применить шины 5,60—15. Вес автомобиля в полностью снаряженном состоянии распределяется по осям следующим образом: на передн юю ось приходится 48% и на заднюю — 52%. ДВИГАТЕЛЬ. Автомобиль МАЗ-1500 снабжен двигателем «Москвич-407». На нем установлены 4 карбюратора К-28Б. Степень сжатия повышена до 8,5. В связи с этим требуется применять бензин А-93 или бензобензольную смесь. Свечи3*15 "Сг-ч! ; tf^m<ГЛ^•iCj/ / <? /л 4~* «v A /*VЛ VtuyiihrL+4&Mn4*c&trisoAt^ytHuAbT EXHИ4 Двигатель; очий объем 1,36 л епень сжатия 8,5 мощность 60 л. с. при 5000 об/минХ АРАКТЕРИСТИКА Полный вес без водителя 730 кг Габаритные размеры: длина 4000 мм ширина 1550 мм высота (по стеклу] 1050 ммА ВТОМОБИЛЯ База 2250 мм Колея передних и задних колес 1220 мм Дорожный просвет 130 мм Емкость топливного бака 80 л Максимальная скорость 165 км/часзздуха, благодаря чему достигаетс я хорошая вентиляция подкапотного пространства. Позади дверей также устроены заборники воздуха, откуда он по трубам подводится к тормозам и охлаждает их. Отдельного каркаса кузов не имеет и крепится прямо на раме. Для уменьшения потерь от завихрений снизу автомобиль закрыт алюминиевым листом. Что показали первые испытания автомобиля МАЗ-1500? Прежде всего — хорошую устойчивость и управляемость. Благодаря низко расположенному центру тяжести (340 мм от земли при радиусе качения 315 мм) автомобиль способен преодолевать повороты на повышенной скорости. Максимальная скорость на прямом участке автомобильной дороги достигала 165 км/час. К спортивному сезону 1961 года автомобиль МАЗ-1500 несколько модернизируется. В частности, будут применены дисковые тормоза, которые обладают меньшим весом и не теряют эффективности после многократного действия. Изменяется крепление колеса. Устанавливается рулевой механизм реечного типа (как на мотоколяске СЗА), который позволит поворачивать колеса на небольшой угол, не «перехватывая» руля.