БиблиографахПо страницам зарубежных журналов• • • : 'Что читать о мотоциклетном спортеЙМногие молодые мотоциклисты мечтают о том, чтобы стать спортсменами и участвовать в соевнованиях. Но с чего начать? ак научиться мастерству, к ак постигнуть секреты подготовки мотоцикла к соревнованиям? Ниже приводится рекомендательный список литературы по мотоспорту, где можно найти ответы на все эти вопросы. Я. К арел . Высшая школа мотоциклетного спорта (перевод с чешского). Изд-во «Физкультура и Спорт», 1956. 8 книге даны принципы подготовки мотоциклетных двигателей к соревнованиям, рассказано о технике и тактике в различных видах мотогонок. В. И. К арнее в. Мотоциклетные гонки по шоссе. Изд-во «Физкультура и Спорт», 1954. Подготовка спортсмена к линейным и шоссейно-кольцевым гонкам, техника вождения и тактика. В. И. К арнее в. Тактика в мотоциклетных соревнованиях. Изд-во «Физкультура и Спорт», 1956. Рассматриваются вопросы тактического мастерства в различных видах мо тосоревнований. А. В. К аряги н, Б. Ф . К онев . Судейство соревнований по авто- и мотоспорту. Изд-во «Физкультура и Спорт», 1960. Основные условия проведения раз личных видов соревнований, работа судейской коллегии -и отдельных ее звеньев. И. О кроуглицкий , Я. П оустк а. Мотоциклетные кроссы (перевод с чешского). Изд-во «физкультура и Спорт», 1958. Общая подготовка мотоцикла и гонщика к мотоциклетному кроссу и многодневным соревнованиям. Подготовка мотоциклов к соревнованиям (сборник). П од общей редакцией И. А. У спенского . Изд-во «Физкультура и Спорт», 1957. Теоретические основы и практические приемы подготовки к соревнованиям. Я. С. П опов . Упражнения на мотоцикле и показательные выступления. Изд-во «Физкультура и Спорт» ,1956, Организация показательных выступлений на мотоцикле в дни праздников, физкультурных парадов и народных гуляний. А. Н. С илки н. Подготовка мотоциклиста-спортсмена к соревнованиям. Изд-во ДОСААФ , 1959. В книге освещены основные вопросы подготовки мотоцикла к соревнованиям, техника езды и тактика в мотоспорте, а также обобщен опыт тренировок. A. Н., Ш умилки н. Спутник мотоциклиста. Изд-во «Физкультура и Спорт», 1961. Справочник по эксплуатации мотоциклов всех марок, а также по подготовке их к дальним пробегам и соревнованиям. B. В. Ш вайковский . Мотоциклетные соревнования. Изд-во ДОСААФ, 1955. Организация мотоциклетных соревнований, подготовка к ним мотоциклов. А. Д . У сано в. Запальные свечи для двигателей спортивных и гоночных автомобилей и мотоциклов. Изд-во «Физкультура и Спорт», 1952. Конструкция высококалильных свечей (ВКС) и подбор их к спортивным, мотоциклетным и автомобильным двигателям.ГАРАНТИЯ... БЫСТРОГО ИЗНОСА Частое, чуть ли не ежегодное, обновление конструкций автомобилей в США трактуется апологетами капитализма как свидетельство непрестанного технического прогресса и экономического благополучия в этой отрасли промышленности. Т ак ли это? В какой мере действительно необходимо модернизировать конструкции каждый год, вернее, выдавать слегка модернизированную модель за новую, и является ли это на самом деле проявлением технического прогресса? На эти вопросы весьма убедительно отвечают два, почти одновременно вышедших в свет, печатных издания. Первое из них — американский журнал «Бизнес Уик», который, комментируя положение в автомобильной промышленности США, пишет: «Одна из наиболее странных и примечательных тайн Детройта — планомерный «обсолесенс»: каждый год — новая модель». Второе — изданный АМА (Американским союзом автопромышленников) статистический ежегодник «Отомотив фэктс энд фигюрс», содержащий некоторые интересные цифры и факты. Что имеет а виду «Бизнес Уик»? К ак понять несколько странный н непереводимый одним словом термин «обсолесенс», примененный журналом? Обсолесенс — новое слово в американском обиходе. Ни в одном толковом словаре английского языка, изданном до прошлого года, его не найдешь. Оказывается, оно имеет в своей основе латинский корень, которым древние римляне обозначали такие понятия, к ак «устаревание», «изнашивание», «окончание жизненного срока». В современной же американской трактовке «обсолесенс» представляет собой не что иное, как.» умышленное, запланированное укорочение срока службы выпускаемой продукции, имеющее целью постоянное «обновление спроса» на нее. «Бизнес Уик» недвусмысленно сообщает, что промышленник и Детройта заинтересованы в выпуске «таких автомобилей, которые как можно .скорее оказались бы на складе металлолома». Они щедро финансируют научноисследовательские работы, направленные на внедрение «планомерного, не отпугивающего покупателей резкими проявлениями, но в то же время неизбежного и гарантированного обсолесенса*. Чудовищно? Безусловно. Но как ни трудно этому поверить, откровения «Бизнес Уик» отражают на сей раз действительное положение вещей. В частности, их весьма убедительно иллюстрируют некоторые цифры, опубликованные в названном статистическом ежегоднике. Оказывается, «средний возраст» американских легковых автомобилей, который ло статистике 1950 года исчислялся в 7,8 лет, сократился к 1960 году до 5,8 лет, т. е. на 25,7 процента. Среди покупателей автомобилей в 1959/60 г. более 37 процентов продали за бесценок свои старые автомобили после двухлетнего срока службы и около 57 процентов — после трехлетнего срока службы. Из общего количества эксплуатируемых в 1961 году легковых автомобилей в США 46 процентов имеют «возраст» не старше 5 лет. Иными словами, почти половика всего легкового автомобильного парна страны была принудительно обновлена в течение последних пяти лет, в порядке умышленного «обсолесенса». И, наконец, еще одна красноречивая цифра, бросающая яркий свет на то, что представляет собой «обсолесенс» для рядового покупателя. За один только 1959 год, к ак свидетельствует «Отомотив фэктс энд фигюрс», зарегистрирован «61 миллион вызовов дорожной службы техпомощи» по восстановлению автомобилей, вышедших из строя в пути и требовавших квалифицированного вмешательства электриков, карбюраторщинов, мотористов и других специалистов. Приведенные факты являются еще одним подтверждением правильности марксистского определения основного закона капитализма. «Обсолесенс» в американской автомобильной промышленности — яркое свидетельство того, что целью капиталистического производства является не удовлетворение материальных и культурных потребностей общества, а получение максимальной прибыли любыми средствами.Ш^ЩВ. В. Б екма н. Динамика мотоциклов скоростного типа. Изд-во «Физкультура и Спорт», 1956. B. В. Б екма н. Гоночные мотоциклы. Машгиз, Л., 1961. Теоретические основы динамики го ночных мотоциклов, их характеристика, методы испытаний, принципы классификации, конструкция мотоциклов скоростного типа. Ф . В. Б орисов , И. Ф, В ладими р ова , А, А. С абинин . Автомобильный и мотоциклетный спорт в СССР. Справочник. Изд-во «Физкультура и Спорт», 1954. Краткие исторические сведения о развитии автомобильного и мотоциклетного спорта в нашей стране. Материалы об автомобильных и мотоциклетных соревнованиях. И. Ф . В ладимирова , А. А. Л ав рентьев. На больших скоростях. Изд-во «Молодая гвардия», 1955. В книге рассказано, как организовать мотоциклетную секцию и наладить в ней занятия, приводится описание различных видов соревнований. Л. Б ас , С. Г лазунов , А. С аби н ин . Автомобильные и мотоциклетные соревнования за рубежом . Изд-во «Физкультура и Спорт», 1956. Организация различных авто- и мотосоревнований за рубежом, сведения о крупнейших автодромах и треках, описание конструкций основных типов спортивных и гоночных машин. Е. И. Г рингау т. Борьба за скорость. Изд-во «Физкультура и Спорт», 1957. Рассказ известного гонщика о том, как он добился спортивных успехов, как совершенствовал свое мастерство. И. Г. З отов . Мотоциклетные гонки по ипподрому. Изд-во «Физкультура и Спорт», 1955. Подготовка мотоциклов и спортсменов к ипподромным соревнованиям. И. Г. З отов . Дальние пробеги на мо тоциклах. Изд-во ДОСААФ , 1959. Б. Г. К озлов . Путешествие на мо тоцикле. Изд-во «Физкультура и Спорт», 1961. Организация дальних пробегов на мо тоциклах, предварительные тренировки, снаряжение участника, подготовка мо тоциклов к дальним путешествиям, д о полнительное оборудование, размещение багажа. C. Иванов. Путь к мастерству. Изд-во ДОСААФ , 1954. Очерк о чемпионе страны А. Д ежино ее, достигшем высокого спортивного мастерстэа. С. И ванов . На трассе Шмерли. Латгосиздат, 1960. В брошюре рассказано о международных мотоциклетных соревнованиях, проведенных в Риге, о лучших латышских гонщиках.•'V'•"*« ««Vjoipalj:31