wtpijtaeMикто не требовал, не приказывал, не предписывал. Автомотоклуб на грозненском заводе «Красный молот» был организован по инициативе самих рабочих. Правда, поначалу коекто возражал: зачем это, ведь есть же комитет ДОСААФ ! Но сторонники клуба практическими делами доказали жизненность своей идеи. А потом появилось положение о самодеятельных клубах, и стало ясно: досаафовцы «Красного молота» идут по правильному пути. В прошлом году за большие успехи заводская организация была награждена Почетным Знаком ДОСААФ . Немалую роль при этом сыграл и клуб. У сотен людей он пробудил интерес к оборонно-спортивной работе, здесь многие стали шоферами, мотоциклистами, мотористами, рулевыми спортивных судов. Теперь уже никто не сомневается, что автомотоклуб помог становлению на заводе крепкого оборонного коллектива, который творит, дерзает, воспитывает. А началось все так. «ХОРОШИЙ НАРОД К НАМ ПРИШЕЛ...» Группа молодых рабочих, занимавшихся в заводской мотосекции, отдыхала после тренировки за городом. Своеобразная это была секция. Ее создали при организации ДОСААФ . Но своих мотоциклов у нее не было. Их каждый раз приходилось брать как бы напрокат в Совете физкультуры, Один из спортсменов посетовал: — Не хочется даже возвращаться! Приедешь — сдавай казенную машину. Пора нашей секции заиметь свои мотоциклы, свой уголок, где можно собраться, поговорить, решить важные вопросы... — Может, тебе автомотоклуб на заводе открыть? Вроде городского? — засмеялся другой. — А что, — задумчиво проговорил Алексей Морозов, — мысль неплохая. Морозов был не только членом секции, но и председателем заводского комитета ДОСААФ. Товарищи уважали его за инициативность, за умение активно взяться за любое дело. Но сейчас, »идя, как он вдруг увлекся новой идеей удивились: — Ты это, Алексей, серьезно? Ведь таких клубов, при заводах, нигде нет. — Так будут! ...Вскоре Морозов выступил на заседании заводского комитета профсоюза. — Помогите организовать автомотоклуб. Когда мы развернемся по-настоящему — сразу видны будут все преимущества этого начинания... База? Мотосекция, курсы шоферов и мотоциклы на заводе есть. — Разве этого недостаточно? Мы уверены, что рабочие нас поддержат! Комитет профсоюза решил: клуб на предприятии создать и передать ему семь мотоциклов завкома и Совета физкультуры. Администрация снабдила досаафовцев горючим, помогла купить запасные детали.се^вяН— Это на развод. А дальше действуйте сами. Стали действовать. Конечно, опыта в подобном деле не было, но «учредители» — председатель комитета ДОСААФ механик Алексей Морозов, токарь Юрий Бурлаков, кузнец Виктор Карпов — понимали, что вначале надо заинтересовать людей, привлечь к себе любителей спорта, чтобы как можно больше рабочих захотело водить мотоцикл. И вот однажды — это был обеденный перерыв — послышался громкий треск моторов. На просторную площадку между заводскими корпусами выехало сразу несколько мотоциклов. Члены мотосекции демонстрировали перед рабочими свое мастерство фигурного вождения. Правда, это были не бог весть какие сложные упражнения. И выполнялись они, прямо скажем, не идеально. Но ведь выступали свои, заводские мотоциклисты. Быстро собравшиеся вокруг зрители узнавали среди них приятелей и знакомых. — Это кто? Попов? — Он самый. — Смотрите-ка, ну и боевая дивчина! А «боевая дивчина» на крутом повороте от волнения забыла притормозить и чуть было не налетела на столб. Однако под аплодисменты «болельщиков» она вовремя вывернула руль. Вечером члены комитета ДОСААФ , просматривая список записавшихся в мотосекцию, радовались: — Хороший народ к нам пришел! ВОСЕМЬСОТ ВОДИТЕЛЕЙ Долгое время досаафовцы завода, мечтая об организации кружка, сокрушенно вздыхали: если бы был автомобиль для практического вождения... Но вот как-то в заводской комитет ВЛКСМ, который активно участвовал в оборонной работе на «Красном молоте», позвонили из райкома комсомола: — Есть для вас машина! Приезжайте. Старая полуторка, наполовину разобранная, забытая всеми, доживала свой век на дворе одного учреждения. Однако вид ее не обескуражил комсомольцев. На заводе было немало специалистов, знатоков автодела, способных вернуть в строй этот грузовичок. Слесари, токари, механики часами корпели над двигателем, столяры и жестянщики ремонтировали кузов, наваривали крылья. И машина поехала. Никогда, пожалуй, за всю многотрудную жизнь она не была такой нужной, ж е ланной. А несколько месяцев спустя состоялся первый выпуск водителей. Весть о том, что «у нас появились свои шофера», облетела завод. Научиться водить автомобиль захотели многие рабочие, инженеры, служащие. Стали десятками поступать заявления. На курсы зачисляли только по направлениям цеховых досаафовских организаций. Уже в следующем году права шоферов-профессионалов получили сто одиннадцать человек. Но в комитет ДОСААФ звонили > с других предприятий города, даже и из далеких колхозов.Энтузиасты самодеятельного автомотоклуба Юрий Бурлаков (слева) я Виктор Лысов трудятся над созданием мотоциклетного двигателя. — Разрешите послать к вам людей? — Поймите, у нас заводские курсы! — Но нам тоже нужны шоферы! Как быть? — Организуйте курсы у себя. А впрочем... присылайте! Члены комитета ДОСААФ глядели далеко вперед, они знали, какую популярность завоюет со временем их самодеятельный автомотоклуб. Поэтому, когда создавали автокласс, его предусмотрительно вынесли за ворота завода. Автокласс — это пять больших комнат, две из которых предназначены для теоретических занятий, в остальных — курсанты выполняют практические работы. В классе «властвуют» преподаватели автодела Леонид Абрамов и Николай Бережное — опытные, знающие свой предмет люди. Леонид Абрамов — ветеран клуба, он ведет занятия с того дня, когда на заводе был создан автокружок. Николай Бережное еще недавно сам был курсантом-отличником, потом получил права, а с ними и новую профессию — шофера-инструктора. Под руководством Абрамова и Бережнова будущие водители оборудовали учебные помещения, ремонтировали автомобили, постигали искусство вождения. Все больше людей приходило на курсы, накапливались средства у самодеятельного клуба. В минувшем году клубный автопарк был полностью обновлен. Теперь во время занятий из гаража выезжают сверкающие краской новые машины: два — ГАЗ-63, два — ГАЗ-51 и ЗИЛ-150. Только из числа работников завода в клубе подготовлено около семисот шоферов-профессионалов и свыше ста любителей. Многие на всю жизнь получили здесь новую специальность и теперь, сидя в кабинах автомобилей, везущих грузы «а предприятия, стройки, в колхозы и совхозы, несомненно, хранят в сердцах теплое чувство благодарности самодеятельному клубу ДОСААФ .6