Советы молодому водителюр еди автомобилистов широко распространена поговорка : «Ездить успешно — значит водить безопасно». Но что значит водить без опасно? Это понятие включает безу коризненное знание и выполнение пра вил движениятранспорта , с одержание автомобиля висправномтехническом состоянии и, н аконец , обладание навык амиумелоговождения автомобиля в различных условиях, в отопоследнем — о некоторых полезных навыках, к оторыевпервуюочередьдолжен выработать в себе молодой водитель, и пойдет речь в этой статье. Статистика дорожных происшествий показывает , что особенно часто их при чиной является лихачество — п ренебре ж ениетребованиями Правил, п ереоцен ка своегоумения управлять автомоби лем при низкой технике вождения маш ины . Естественно, что водной статье мы не сможемраскрыть всех приемов , сопутствующих безопасному вождению. В частности, м ы не коснемсявопросовправильноговыбораскорости (частично освещенывжурнале № 2 за 1961 г.). Н апомнимтолько , что как бы вы или ваш ипассажирыниспешили , — это ни вкоеймере не должно повлиять на ско рость движениявашего автомобиля. П риэтом вы всегда должны быть готовык немедленному торможению,СТ ОРМОЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ Правильное > с воевременноетормо и жениеавтомобиля — о дно из условий безопасностидвижения . О но оказывает существенное влияние на сохранность всех механизмов автомобиля и на расх од топлива. Вам, к онечно , известно, что тормоза применяются в двух случаях — п ри преднамеренном (служебном) и при экстренном торможении. Н ередкоможно видеть, к акк тротуар у на большойскоростиподъезжает авт омобиль . Р езкое нажатие на тормоза — с идящиевмашине « к люютносом » , а из окна выглядывает сияющеелицоводи теля: с мотрите , к аклихояторможу ! И невдомектакомушоферу , что частое резкоеторможениеприводит < п о к вышеннымнагрузкам на детали тормоз н огомеханизмаирессор , увеличивает износ шин ибыстровыводит из строя автомобиль. П оэтому преднамеренное торможение всегда должно быть плавн ым . П рактический совет: после первого нажатия на тормозпонемногу ослабляйте его , в соответствии соснижающейсяскоростью автомобиля. Автомобили с пневматическим привод ом (в частности, г рузовой ЗИЛ-150) н ужно останавливать плавным утапливан иемтормозной педали, а не коротки м и частыми нажатиями , к ак это нередко практикуют. Прерывистое торможение приводиткповышенномуизносу деталей тормознойсистемыик (излишнему расходу воздуха.И нымидолжны быть действия, если появилась необходимость произвести экстренноеторможение . Здесь важно нетолькообеспечитьнаименьшийтормозной путь, но ипредотвратитьвоз м ожный занос автомобиля , опасность возникновениякоторогоособенно велика при полной блокировке колес. В ы , к онечно , знаете, что торможение наиболее эффективнопритакомнажа тии на педаль, к огдаколесаещевраща ются, но ужеблокируютсяминимальнымповышением давления. Учитывая, что пригололедицеимок р ом асфальте резкоеторможениеколеснередко приводит к «юзу», экстренную остановкуивэтом случае следуетпро изводить кратковременныминажатиями на педаль. П риэтом на сухой дороге на большойскоростисцепление надо вы ключить (особенно у грузовых автомоб илей ) . На скользкойдороге > п риго и лоледесцепление ни вкоем случае не выключается. ОБГОН Всякий обгон связан сувеличением скорости движения и маневрированием транспорта . П оэтомутам , где скоростьдвижения по тем или инымсоображе н иямдолжна быть ограничена , о бгонять нельзя. На скользкойимокройпроезжей части дорогитормозной путь автомобиля увеличивается, а его устойчивость уменьшается , п оэтомув таких случаях обгонособенноопасен . Э то относитсяНашиконсультации3 НАРедакция получает от шоферов , п ро фессионалов илюбителей , м ногописемспросьбой разъяснить им те или иные положения Правил движения автотрансп орта . В порядке консультации публик уем ответы на вопросы наших читателей. Следует ли пропускать трамвай, выполняющий левый или правый поворот на нерегулируемом перекрестке, автомобилю, который движется прямолинейно! — спрашивают тт. Волченко ( Н о восибирск), Бюлер [Ленинград) и другие. Трамвай пользуется первоочередностью проезда . П оэтому Правила движе ния транспортаобязывают водителей автомобилей уступать емудорогукак на регулируемых , если сигналы светоф орадаютим равное право двигаться черезперекресток , так и на нерегули р уемыхперекрестках (рис. 1).Т ВЕРДО ,Москвич т. Файнштейн спрашивает, почему работники ОРУД штрафуют водителей, если они, повернув направо с Ленинского проспекта на Университетский, сразу делают левый поворот в боковой проезд ! В других письмах, не приводя конкретных случаев, читатели интересуются, за сколько метров до перекрестка водитель должен начинать перестроение для следования в том или ином направлении! Н ужно сказать, что Правилами не рег л аментировано расстояние, на котором водитель обязан начать перестроение. Однако закончить его он должен не ближе 20 метровдограницыперекре стка. Так какв случае, о которомсооб щает т. Ф айнштейн , выполнить это усло вие не представляется возможным , в о дитель может делать левый поворот только вследующем по ходу движения проезде. Тов. Солнцев из Горького в своем письме пишет: «Статья 62-я Правил говорит о том, что «при повороте налево или при развороте на перекрестке объезд его центра не обязателен». П роще говоря, м ожно угол «срезать», а можнои не «срезать». Непонятно, почему в приложении № 3 пункт 9-й обязывает водителей, поворачивающих налево, непременно оставлять центр перекресткаВЫП ОЛсправа! Нет ли здесь противоречия!» Такие же вопросы прислали нам минчанин Амерханов, шофер Емельянов из Винницы и другие. Никакого противоречия между указанной статьей ипунктом 9-м приложения нет. В приложении № 3 «Линии безопас ности» о пределено , что справа от води телей, п оворачивающих налево, остается обозначенный центр перекрестка ( к руг или кольцодиаметромдо1мет ра), к оторый наносится для того , ч тобы создать условия безопасного разъезда встречных потоковавтомобилей , в ыпол н яющих левый поворот . В том случае, к огда «центр» п ерекрестка не обозна чен, водитель ведет своюмашину так, к ак это ему наиболее удобно . Н. Олейника из Йошкар-Олы и В. Ильиных из Свердловска интересует, как понимать зону действия знаков «Пово-У////Ш/Агfe>^^KД ш - Й ПГ %J^|-,ШШ|81 1•гРис.1.Рис.2.' ^777/У//У~ на/те ifci/cf&tajи кдвижениючерез пешеходные до р ожки , у школ , б ольниц , кинотеатров, м имо стоящего транспорта ыдругих мест, г де велика вероятность внезапного появления пешехода или автомототранспорта. О собенноопаснопроизво дить обгон транспорта, направление движениякоторого еще не определи лось. Н ередко на автомагистралях можно наблюдать такуюкартину : о бгоняющий автомобиль поравнялся собгоняемым , н о тот внезапно прибавляет скорость , не давая завершить маневр . Это неумное желание «посоревноваться» не разпри водило кдорожным происшествиям. Безопасный обгонвозможентольковтом случае, к огдашоферыобгоняюще го иобгоняемого автомобиля взаимо действуют. Д ляэтого водитель, и дущий справа, д олжен принять по возможно сти еще правее и ни вкоем случае не увеличивать скоростьдвижения . Но и. вы, о бгоняющий , д олжны помнить, что маневр нельзя заканчивать резкимпо воротом вправо в непосредственной близости отобгоняемого автомобиля, так как это вынудит его водителя резкозатормозить или свернуть вправо. Как показывает практика , основная причина аварий ,и наездов приобгоне заключается вигнорированиитогофак та, что процесс обгона не происходит мгновенно, а продолжается значительное время , в течение которого обстановка на дорогеможет сильно измениться. Представьте себе, что для совершения обгона вам придется выехать на левую половину проезжей части дороги , г девозможно появление встречного транспорта. Это можно делать лишь приод н омусловии : д орога просматривается на отрезкев 1,5—2 разабольшемпред п олагаемогопутиобгона . Только убе дившись, что на этом расстоянии встречн ого транспорта нет, приступайте кма невру. Естественно, что при тумане, на подъемах, закруглениях ипридругих условиях, ограничивающих видимость, о бгон производить нельзя. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ Одна из частых ошибокмолодыхшо феров заключается втом , что всю над ежду на действия по предупреждениюдорожных происшествий они возлагают на других (шоферов или пешеходов ) , а сами своевременно не принимаютни каких мер , чтобы обеспечить безопасное движение. Будьте бдительны сами ! Не полагайтесь на других. П ри этом помните, что наиболее эффективным ибезопасным методом предупреждения дорожных происшествий является своевременное снижениескоростииторможение автомобиля. Всякие попытки объезда пешеходов , расчет «а то, что ониуспеютпройти или остановятся, м огут лишь усугубить по следствия дорожного происшествия и увеличить число жертв , так как при этом шофер все свое внимание уделяет человеку, к оторого он объезжает, а не следит за другими автомобилями ипе шеходами. Весьма сажнымусловиембезопасно сти движения является правильное исвоевременное взаимодействие шофе ров. О но заключается вточномвыпол нении правил обгона , разъездов со встречным транспортом, с воевременной сигнализации обизменении направления движения , с облюдениянеобходимо го интервала до находящегося впереди транспорта. Однако при выборе режима движения своего автомобиля не надо ориенти роваться на то, что все другиешоферы будут точно соблюдать правила движе ния. П оэтомуважно всегда резервировать дополнительное время или ди станцию и давать четкие сигналы, чтобы предупредить какие-либо неожидан ности. Известный чешский автомобилист Зденек Трейбал в своей книге «Искусств овождения автомобиля» пишет: «Мастерство вождения втоми состоит, чтобы направить все свои физические и духовные силы на одно — безопасно и быстро достичь цели». Если .вы никогда не будете забывать об этих словах и будете стремиться воплотить их впрак тику своей работы на автомобиле, — успех вам обеспечен. Инж. В. САУЛЬСКИЙ, преподаватель.Ленинград.н яН ЕУКОСНИТЕЛЬНО !чением трамвайных путей, если регулировщик с вытянутой вперед рукой обращен к нему спиной или правым боком (п. Ш - й ) ! П ункт 111-й Правил запрещает правый поворот нерельсовому транспорту, если трамвайные пути расположены перед водителем, так как при этом создается помеха для движения транспорта вос новных разрешенных направлениях. Если же трамвайные пути расположеныспра ва от водителя, повернуть направо мож но, не мешая транспорту, д вижущемусявосновном направлении (рис. 3.). Преподаватель т. Сабадаш из пос. Тетиев Киевской области просит ответить на вопрос, как понимать действие знака «Ограничение нагрузки на ось» в применении к двухосным и трехосным автомобилям! Знак «Ограничение нагрузки на ось» запрещает движение транспортных средств снагрузкой на любую ось, п ре восходящей указанную на знаке. П ри этом следует запомнить, что у двухосных автомобилей на переднюю ось при ходится примерно '/з полного веса, а на заднюю — г /з- У трехосного автомобиля эта нагрузка распределяется на все три оси приблизительно поровну . В письме из Печоры шофер-любитель Белоног пишет: «По главной улице движется грузовая автомашина. Одновременно по второстепенной пересекающей улице к перекрестку подошел автобус, поднимающийся в гору. Перекресток нерегулируемый. Кто должен проехать первым!» П ри любых положениях независимо от направления движения первым проезжает транспорт, с ледующий по главной улице или дороге , а на равнозначащих — с ледующий на подъем или под уклон. Шофер Киевского таксомоторного парка № 2 т. Орличенко спрашивает, может ли грузовой таксомотор проезжать под знак «Грузовое движение запрещено»! Г рузовым автомобилям такси движ ениепод этот знак разрешено . Это сделано для того , чтобы не заставлять граждан оплачивать лишний километр аж при объездах.рот налево запрещен» и «Поворот направо запрещен» при установке их перед площадью! В этом случае запрещающее действие знаков распространяется на ближайшее пересечение на этой площади, т. е. на первуювыходящую на нее улицу в направлении, у казанном на знаке (рис. 2.). Как подает сигнал обгона водитель мотоцикла! — просит объяснить т. Зак ' и з Куйбышевской области. Водитель мотоцикла сигнализирует обобгоне той рукой , к оторой ему это удобно сделать: или вытянутой левой рукой или (если она занята выключени е м сцепления) поднятой правой рукой , согнутой влоктевом суставе. Автомобилистам-свердловчанам тт. К ушкинуи Стефановичу неясно, означает ли пункт 40-й Правил круглосуточное запрещение звуковых сигналов во всех городах или только в городах и местах курортного значения! Да, в о всех городах, а также местах расположения санаторно-курортных уч р еждений пользование звуковым сигнал омзапрещенокруглосуточно , за исклю ч ением случаев, указанных в п. 40-м. Шофер Шипальской РТС Литовской ССР т. Юшкевичус спрашивает, почему водитель нерельсового транспорта не может поворачивать направо с пересеРис. 3.£