„ПРИБАЛТИКА"—„НЕВСКОЕ КОЛЬЦО"от, кто любит мотоспорт и бывал Заезд на мотоциклах класса до 250 см ' на больших соревнованиях, знает, особенно интересен тем, что несколько как порой трудно уследить за всем участников выступают на одинаковых тем, что происходит на трассе, особенно, машинах С-259 (ЦКЭБ—Ява). Здесь если это — скоростные гонки. борьба в основном завязывается между заслуженным мастером спорта НиколаПо гладкой широко развернутой ленте ем Севостьяновым и чехом Мирославом асфальта с ревом стремительно летят Чада. Оба гонщика на С-259. Вначале машины. Круг... второй... седьмой... пятЧаде сопутствует успех. Но вдруг двинадцатый... Один из мотоциклистов резко гатель его мотоцикла начинает «чихать». уходит вперед. Кажется, он прочно занял Этого было достаточно, чтобы Севостьяведущее место. На какой-то миг стало нов вырвался вперед и на огромной скотихо на шоссе. Но вот из-за поворота в рости прошел к финишу. Он показал который уже раз показались гонщики . исключительное достижение — 124,75 Низко пригнувшись к рулю, в очках, км/час. Тем самым абсолютный рекорд скрытые прозрачными обтекателями, они трассы — 121,231 км/час, поставленный похожи на космонавтов. Неудержимо прополяком Яном Хенеком на мотоцикле носятся они мимо зрителей. Однако что «Нортон-500», побит. Несмотря на то, что это? Первым идет уже другой, под другим М. Чада пришел только пятым, он преномером! Там, где-то на трассе, произовысил другой абсолютный рекорд трасшел короткий поединок. Машина соперсы, пройдя лучший круг со скоростью ника оказалась надежнее, мастерство вы129,89 км /час. ше — и вот лидеры сменились. Радость... Разочарование... А накал борьбы нарастаНа следующий день — заезды мотоет. Кто жев конце концов первым перециклов классов до 175 смз и до 350 см 3 . сечет заветную линию финиша? Первыми стартуют гонщики на машинах с рабочим объемом двигателя до 175 см 3 . В этом году состоялась очередная Вновь лидирует талантливый чешский встреча советских и зарубежных мотоспортсмен Бойер. К концу заезда начиспортсменов — соревнования на приз нает накрапывать дождь, но темп гонки «Прибалтика» в Риге и «Невское кольцо» не снижается. Бойер приходит первым в Ленинграде. с рекордом трассы (116,39 км/час) и Мне хотелось бы поделиться своими круга (120,1 км/час). впечатлениями об этих интересных состязаниях сильнейших гонщиков. По стаЗаезд в классе до 350 см 3 сложился рой тренерской привычке я веду коротдраматично для одного из ведущих накие записи событий, фиксирую перипеших гонщиков — Севостьянова. Надо тии борьбы, и этот своего рода стенограсказать, что погода не благоприятствофический отчет я изложу сейчас. Он не вала спортсменам. Усилившийся дождь может претендовать на исчерпывающую очень усложнил трассу. Однако по рекартину, но главное читатель узнает. шению судейской коллегии соревноваИтак, время — 17 июня 1961 года, мения были продолжены, правда, дистансто действия — Рига. Действующие лицию сократили до 20 кругов. Севостьяца — спортсмены Советского Союза, нов сразу после старта ушел первым и Чехословакии, Польши, Финляндии. Атнесмотря на мокрый асфальт развил мосфера — самая дружеская, хотя каж скорость около 119 км. И вот, когда до дый горит желанием обойти своего финиша осталось шесть кругов, отказы«противника». вает сцепление. Гонщик вынужден преКрасный глаз светофора нацелен в кратить борьбу. Первенство в этом группу гонщиков, готовых взять старт нлассе одержал заслуженный мастер на мотоциклах класса до 125 см-' — спорта Виктор Пылаев (112,8 км /час). «легкая кавалерия» мотоспорта. В перС 24 июня соревнования продолжавом ряду — победители предварительлись в Ленинграде. Здесь победитель в ных заездов: чех Карел Бонер (мотокаждом классе определялся по резульцикл «Чезет»), чемпион СССР этого года татам двух заездов. Москвич Валерий Катомин (С-159), талВ первый день, когда со старта рвалинец Юрий Рандла на итальянском монулись мотоциклисты класса до 125 см', тоцикле «Дукатти» и ленинградец Игорь Катомин (хотя и был вторым на финиНестеров (С-157А). ше) все же взял реванш у Бойера, котоВнимание! Желтый свет. Зеленый. рый пришел только третьим. Однако на Старт дан! следующий день Бойер вновь продемонСразу вперед устремляется Катомин, стрировал замечательную подготовку, но на втором круге его обходят вначале Финский гонщик Юкка Петее, а затем _ уверенно обеспечив себе общее первое место. Катомин, который упал в этом Бойер, который первым с отличным резаезде, но нашел в себе силы продолзультатом заканчивает дистанцию. Его жать соревнование, по сумме двух дней средняя скорость — 116,12 км/час. Это оказался на втором месте. намного превышает рекорд трассы, равный 108,87 км /час (Сельг В., Эстонская Карел Бойер первенствовал ив класССР, 1960 г.). Средняя скорость прохожсе до 175 см 3 . Представитель СССР Нидения лучшего кругау Бойера и Катоколай Михайлов в равной борьбе занял мина одинакова — 118,98 км/час, что второе место. т акже является рекордом. В заездах класса до 250 см' из-за бо3. «За рулем» № 8Тлезни не смог принять участие Севостьянов, а Пылаева подвел мотоцикл, и он фактически выключился из борьбы за призовое место. Лишь эстонец Эндель Кийса оказал достойное сопротивление опытным чешским гонщикам — М. Чаде иФрантишеку Геликару. Он занял общее второе место, уступив только Чаде. Гонщикам, выступающим на самых быстроходных мотоциклах (до 350 см 8 ). в субботу опять не повезло, повторилась рижская история — пошел дождь. Со старта первым уходит поляк Станислав Канас, за ним — неутомимый Чада, и лишь третьим Пылаев. Однако одному из лучших кросснстов страны Пылаеву такая погода видно «на руку». Захватив лидерство с четвертого круга, он уже никого не пропускает вперед. Зато в воскресенье, когда вновь солнце высушило трассу, Пылаев не проявил той же настойчивости ив итоге на последнем повороте его обошел Канас, занявший общее первое место. Так, в общих чертах, представляются мне минувшие соревнования. Уровень их был достаточно высоким. Во всех классах старые рекорды Ленинградской трассы уступили место новым. Хотелось бы поделиться рядом общих замечаний, которые возникли у меня в связи с прошедшими соревнованиями. Прежде всего следует еще раз отметить большую работу ЦКЭБ мотоциклостроения, изготовившего прекрасные мотоциклы С-259 и С-360. Эти машины завоевали всеобщее признание. Вместе с тем вызывает досаду, что у нас нет мотоциклов класса до 175 см" для шоссейно-кольцевых гонок, которые могли бы с успехом конкурировать с зарубежными моделями. То ж3е можно сказать ио классе до 125 см , где за первенство боролся лишь один советский гонщик на мотоцикле С-159. Встреча с зарубежными спортсменами выявила многие слабые стороны в подготовке наших кольцевиков: их слишком высокую «посадку», замедленную реакцию, неумение проходить вираж на большой скорости, отсутствие необходимого хладнокровия и выдержки. Именно этим можно объяснить падение В. Катомина и проигрыш В. Пылаева на последнем круге. Экипировка наших гонщиков не отвечает требованиям скоростных шоссейных гонок. Она по существу не отличается от кроссовой, тяжела и неудобна. Много нареканий вызывают шины производства Ленинградского шинного завода. По износоустойчивости они в четыре раза хуже зарубежных, да и форма их не обеспечивает необходимого сцепления с поверхностью шоссе. Г. ХРИСТОФОРОВ, старший тренер ЦАМК . Фото И. ГРАУБИЦА.13