инувшее, четырнадцатое первенство страны примечательно во многих отношениях. И тем, что превзошло все предыдущие по числу высших скоростных достижений на трассах Тарту и Таллина, и «свежими» именами чемпионов и призеров, и новыми мотоциклами, которые помогли вернуть абсолютные рекорды таллинского кольца советским гонщикам. Но самым важным событием стало все же изменение порядка розыгрыша первенства, выразившееся в разделении участников на две группы — «А» и «Б». Для дальнейших судеб кольцевых гонок такое разделение, на наш взгляд, будет иметь положительные последствия. Поэтому о нем стоит рассказать подробнее. В марте этого года после настойчивых требований спортивной общественности мотоциклетный комитет ФАМС утвердил новое Положение, которое предусматривало проведение первенства страны по кольцу в двух труппах — «А» и «Б». В первую из них вошли специальные гоночные и спортивные мотоциклы для кольцевых гонок (как отечественные, так и стран народной демократии), во вторую — все машины, изготовленные на базе серийных мотоциклов, а также сконструированные и построенные самими гонщиками. Цель такого разделения была ясна: обеспечить, по возможности, равные условия для .участников, вернуть гонкам их спортивную привлекательность и тем самым ликвидировать появившиеся было симптомы «затухания» этого вида мотоциклетных соревнований. У группы «Б» нашлось немало противников. Они ссылались на то, что выпуск серийных спортивных машин прекращен тв спортивных организациях их уже нет, что мало осталось времени для «перестройки». Но инициаторы разделения — заслуженный мастер спорта Е. Грингаут, В. Рогожин, В. Шаронов были настойчивы. Они спорили, убеждали, доказывали ив конце концов победили. В классах до 125 и 350 см 3 ввели две группы, а заезды женщин решили проводить только на серийных мотоциклах. В БОРЬБУ ВСТУПАЕТ ЭШЕПОЧ» «ВТОРОЙМЬшПервенство СССР по шоссейно-кольцевым гонкамна последнем круге Киопе делает неожиданный спурт, обходит подругу и занимает первое место. В Таллине накал борьбы возрастает. Гонщицы идут тесной группой, меняются лидеры. «Находит себя» Ирина Озолина. Наращивая скорость, она финиширует буквально в нескольких метрах за победительницей заезда, новой чемпионкой страны Вильмой Ошиней и завоевывает бронзовую медаль (серебряная досталась' Киопе). Таллинские зрители пережили немало цикле С-159. Зато в группе «Б» опятьтаки развернулись захватывающие события. В списке участников этого заезда — совсем неизвестные имена. Досаафовцы А. Ванин из Москвы и В. Силе из Риги, калевцы И. Кяяр и X. Румп, представители «Трудовых резервов» — П. Томсон и М. Калинд. Все это — юные кольцевики, впервые пробующие себя в столь ответственных соревнованиях. Кажется, что стартующий здесь опытныйГруппа «Б». До первых стартов эти слова не вызывали у зрителей никаких эмоций. По аналогии с футболом и хоккеем эта группа представлялась чем-то второстепенным. Но так было только до соревнований. Теперь, .когда чемпионат завершен, всем стало ясно — за группой «Б» большое будущее. ...Давно уже не видели зрители таких захватывающих поединков в классе 125 см 3 среди женщин, как на этот раз. На старте рядом с многократной чемпионкой страны И. Озолиной стоят знакомые нам по многолетним выступлениям рижанки Э. Киопе и В. Ошиня («Даугава»). Обычно им доставалась незавидная роль статистов. На своих «Ковровцах» они отставали на круг, а то и больше от чемпионки, выступавшей на мошной гоночной машине. Сейчас картина изменилась. Спортсменки стартуют только на серийных машинах и это уравнивает шансы. В Тарту (первенство в этом году, как ив прошлом, проходило в два этапа — на тартуской и таллинской трассах) латышки сразу захватили лидерство. Гонку возглавляет Ошиня. Но2*Досаафовцы К. Маас и А. Ратаселп (класс до 500 см 3 ) отлично выступали на обоих этапах первенства и завоевали золотые медали чемпионов. Фото И. ТРАПИДО. волнующих моментов, наблюдая за борьбой гонщиц. Но они_ остались совершенно равнодушны к выступлению спортсменов в классе до 175 см 3 . Несмотря на то, что победитель Николай Михайлов на мотоцикле С-175 установил новый рекорд трассы, заезд прошел скучно. Между тем он мог бы быть значительно интересней при наличии ив этом .классе группы «Б». Но о создании ее пока приходится только мечтать — на заводе не делают мотоциклов этой кубатуры для шоссейных гонок. Менее остро, чем можно было ожидать, проходило выступление гонщиков в классе до 125 см3 (группа «А»), где вне конкуренции оказался В. Катомин («Буревестник»), стартовавший на мотомастер из «Даугавы» Карл Ошинш будет недосягаем. Но нет. С первой и до последней минуты в заездах обоих этапов не прекращается острая спортивная борьба. В нелегком поединке Ошинш побеждает Ванина в Тарту. Досаафовец не складывает оружия. В Таллине ему дважды удается обойти рижанина. Однако молодой задор не в состоянии компенсировать недостаток опыта. К концу дистанции их обоих обходит Кяяр и одерживает победу. По сумме набранных на двух этапах очков первым чемпионом второй группы стал Ошинш. Спустя некоторое время он снова стартует в группе «Б», но на этот раз уже в классе 350 см 3 , причем на мотоцикле собственной конструкции. В этом заезде, который можно было назвать11 з аездомперворазрядников , звание чем пиона завоевал способный А. Х ельм («Трудовые резервы»), а К. Ошинш остался на втором месте. У жепервые старты спортсменов на серийных машинах полностьюподтвер д или правоту тех, к то ратовал за группу «Б». Состязания здесь выгодно отличались накаломборьбы . Но дело не только в этом. Гораздо важнее, что в заездах мы увидели много новых перспек тивных гонщиков , к оторыхуже не пер вый годждуткольцевые трассы. Сейчас, к огда « э ксперимент ;удался», м ожносме ло сказать : наличие группы «Б» — э то го второго эшелона — гарантирует появ ление молодых спортивных талантов. Есть все основания рассчитывать, что че р ез класс «Б» начнется притокмолодых сил вшоссейно - к ольцевоймотоспорт . СЕРИЯ РЕКОРДОВ Летом 1959 года на таллинскомколь це побывали сильнейшие гонщики Чехословакии, Финляндии и спортсмены ГДР. Гости обновилирекордытрассы почти во всех классах мотоциклов - о ди ночек, п ричемФрантишек Счастный (ЧССР) п оказал наивысшую скорость прохождения всей дистанции — 123,57 км / ч ас (лучший круг — 12:>,4 км/час). Всем присутствовавшим тогда на меж д ународных гонках казалось, что долж но пройтипокрайнеймеренесколько лет, п реждечемнашидостижениясмо гут приблизиться к этому уровню. С лишком велик был разрыввмастер стве, т ренированности , а главное вос нащенности мотоциклетнойтехникой . Но вот прошловсего два года ипреж ние рекордыулучшенысоветскимигон щиками. Уже в первенстве прошлого года А, Васин сбросилслучшеговремени чеха Я. М алинынесколько десятых се к ундыи установил новый рекорд трассы в классе до 125 см3 . В этомгоду В, К а томин, впервые ставший чемпионом страны, е ще выше поднялпотолокдо с тижения . Н о самый большой успех вы пал на долю заслуженного мастера спорта Николая Севостьянова (ЦСКА), к оторый стал подлиннымгероемпер венства. Стартуя в заездах на мотоцик лах до 250 см3и 350 см3 , о н установил вобщей сложности 9рекордов , показав вобоих классах лучшеевремяивысшуюскоростькруга на двух трассах. П однатискомармейца пали и абсолютные рекорды таллинского кольца, п ринадлежавшиеФ . Счастному. Стрелка секундомера зафиксировала среднюю скорость 126,82 км / ч ас , и скоростьлуч В. Хельм — чемпион по группе «Б» в классе мотоциклов до 350 см" принимает поздравления с победой.ш егокруга — 128,7 км/час. В итоге соревнований Н. Севостьянов завоевал двезолотыемедаличемпиона . К огдаспортсмена пригласили кмик рофону, он сказал: «Моя победа — п режде всего, заслуга создателейгоноч ных мотоциклов » . И это были не просто слова вежливости. Мотоциклы С-259 3 (ЦКЭБ-Ява) класса 250 смиособенно новая советская машина ЦКЭБ-350 ( м о дель С-360) — действительно, к рупное достижение научно-технической мысли советских мотоциклостроителей . Ш есть лет тому назад мывпервыеувидели на таллинской трассе серпухов с киемашины . Поначалу они часто не выдерживали напряженного режима го н ок , вызывая горькиеупрекив адрес их строителей. К онструкторамирабочим серпуховского ЦКЭБ пришлось много поработать, чтобы «довести» свои маши ны доуровнялучшихобразцов . О собенноотрадно , что серпуховчане видят свою цель не тольковсоздании отдельных уникальныхэкземпляровго ночных мотоциклов . О ни стремятся кихсерийномувыпуску . Так вэтомгодувы 3 пущенасериямашин класса 250 см . С оревнованияпоказали : ч тобы вести гонку на высокихскоростях , в особен ности на поворотах, н ужна специальная спортивнаяподготовка , частые выступле-класса 500 см . Так жекакивпервенстве 1960 г. .в программахфигурировалино вые трехцилиндровые мотоциклы ИЖ-344. Н оих видели тольконатрени ровках. Не было на чемпионатеи новых «Ковровцев». Экспериментальные двигатели сзолотниковымгазораспределе н ием не дотянулидопервого старта. В ЛИТАВРЫ БИТЬ РАНО3Досаафовские спортсмены на этом первенстве несколько сдали позиции . В прошломгодуони завоевали четырезолотыемедали на мотоциклахсколяс к ами . На этот разтолькоэкипаж К. М а 3 аса и А. Ратасеппа (класс до 500 см ) п одтвердил звание сильнейшего . П рекрасно выступавшие Е. К осматов3и И. Х охлов (класс свыше 500 см ) после победыв Тарту получили на заключи т ельном этапе ноль очков (сошли на 6-м круге ) и уступили победу армейцам A. Разоренову и А. Портнягину. Второе место в упорной борьбе досталось спортсменам оборонного Общества лен инградцам В. В олчкевичуи Н. С теианенко . У спешно выступил ихземляк И. Н естеров , в первыезанявшийвтороеместов классе 125 см3 . Б ронзовыеме дали достались таллинскимдосаафовцам B. Сельгу (125 см3 ) и В. ВаадерпассуРЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВЕНСТВА СССР 1961 г. (класс AJ1-й этап (Тарту) Кубатура Победители Марка мотоцикла Средняя скорость 2-й этап (Таллин) Скорость лучшего круга 94,2 110,0* 107,6* 121,7* 128,7* 119,2 105,7Скорость Средняя лучшего скорость круга 101,7 119,7* 113,6* 134,1 140,2* 129,7 115,3 92,84 108,19* 105,94* 119,00* 126,82* 110,65 103,28125 см» (женщины) 125 см" 175 см» 250 см3 ' 350 см 500 см» до 500 см ' с колясками3. О шиня (Д) В. Н. Н. Н. В. К. К атомин (Б) Михайлов (Б) Севостьянов (СА) Севостьянов (СА) А гапитов (Т) Маас — А. Ратаселп (ДОС)М-1-А С-159 С-175 С-259 С-360 ИЖ-58 М-52С99,47 115,43* 111,45* 130,96* 133,28* 127,27 111,70Свыше М-77 113,46 118,7 104,74 107,6 500 см ' с колясками Примечание : * — р екордный результат трассы . Условные обозначения: Б — « Б уревестник » , Д — «Даугава», ДОС — ДОСААФ, СА Советская Армия , Т — «Труд». ния на кольце . В этомнаглядноубедило выступление такого многоопытного спортсмена, как заслуженный мастер спорта В. Пылаев, ( к оторый , н есмотря на свое признанное мастерство, в условиях непривычноготемпагонок не смогвпи саться водин из виражейипотому не закончилталлинского этапа первенства в классе 250 см3 . П обеды Севостьянова, е горекорды говорят прежде всего отом , что тонко сти мастерства постигаются вместе с приобретением необходимого опыта. Выступление на новоймашиневпрош л омгоду , участие вмеждународныхгонках на кольце — все это дало ему решающее преимущество. Ш турм высших достижений на минув ш ем первенстве шелширокимфронтом . Не внесли внегосвоего вклада лишь спортсмены , выступавшие в классе мо т оцикловдо 500 см3 . Объясняется это просто: ирбитские и ижевские мотоцик лостроители не продвигаютсявпередв создании новых пятисоткубовых ма ш ин . И это касается, кстати, н етолько (350 см3 ) , т ретьепризовоеместовгруп 3 пе «Б» (125 см ) — м осквичуА . Ванину. По количествумедалей досаафовцы уступилиармейскимспортсменам . Рад ует лишь то , что в списках участников появилось большеименмотоциклистов нашего Общества. Первенство завершено. О нонесом н енно явилось шагомвпередвразви тии гонокнакольце . Н ов литавры бить рано. В нашем «шоссейно-кольцев ом хозяйстве» е щемногонедочетов , особенно связанных с подготовкой спортсменов. Опыт показывает: чтобы иметь хорошую спортивную форму, спортсмену нужно принять не 5 — 6 , а 20—25 стартов засезон . Эта цифрамо ж ет показаться пока мало реальной. Но к такой насыщенности календаря необходимо стремиться. Только тогда в стране появятся кольцевики , которые смогутуспешно защищать честь советского мотоспорта в больших междуна р одных соревнованиях.А. Разоренов — А. П ортнягин (СА)М. ТИЛЕВИЧ, наш спец. корр.12