КАЖДЫЙ ВЫХОДНОЙ-ПО МАРШРУТУного народа бывает в ПриокскоТеррасном заповеднике, особенно в воскресенье. Вот и на этот раз здесь группы посетителей. Они любуются природой, отдыхают, оживленно обмениваются впечатлениями. Только в одной из групп ведутся, кажется, «неуместные» разговоры. — Я убедился — надо менять обе рессоры сразу... — Скажите, а столик вы сделали сами! — Конечно, «Запорожец» не «Волга». Но кто оказался на высоте положения, когда потребовалось развернуться на узкой дороге! Он. И приемистость отличная. Скорость! По-моему, я не отставал от колонны. Из дальнешей беседы, порой переходящей в горячий спор, выясняется, что вся группа приехала в заповедник на легковых автомобилях, а поездку эту организовал Московский клуб туристов. О том, что состоится экскурсия в заповедник, большинство автотуристов узнало из «Вечерней Москвы», а некоторые прочли объявления, расклеенные на улицах города.- И вот в субботу на месте сбора — Люсиновской улице, выстроились «Москвичи», «Победы» и «Волги». А один участник решил испытать новый «Запорожец». Руководитель колонны Александр Николаевич Елизаров вручает водителям порядковые номера, и автомобили принимают старт. Колонна движется по шоссе, однако головная машина время от времени подает сигнал остановки: может быть, кто-нибудь нуждается в помощи, да и отставшим надо подтянуться. Незаметно доехали до заповедника. стер, принялись готовить ужин и ночлег. Кому же идти за водой! Вспомнили, что в пути кем-то был совершен правый обгон. Такой поступок не может остаться безнаказанным. И нарушитель безропотно отправляется разыскивать колодец. Туристы приглядываются друг к другу, интересуются различными приспособлениями, полезными для путешественников. Всеобщее признание получила чехолпалатка. Сделана она чрезвычайно просто. На некотором расстоянии сзади машины устанавливают колья, примерно той же высоты, что и кузов. Затем на машину набрасывают большое полотнище, которое перекидывают и через колья — создается как бы навес. ПодНОВОМУним владельцы машины установили две раскладушки и первыми устроились на отдых. Нет ничего прекраснее во время походов, чем наблюдать раннее утро в лесу, когда встает солнце и воздух наполняется шумом листвы и пением птиц. А как интересно наблюдать зубров, разгуливающих на свободе, побывать на бобровых плотинах! Осмотрев заповедник, все поехали на Оку купаться. Дорога к реке необычайно живописна. Но и кое для кого из водителей небольшие спуски, подъемы и глубокая колея оказались весьма сложными препятствиями. Впрочем, к концу пути все чувствовали себя намного увереннее. Домой возвращались уже в сумерках. Перед въездом в город помыли машины. Жалко было расставаться друг с другом. Но ведь это ненадолго — до следующего воскресенья, до новой встречи в клубе туристов, на Рабочей улице. ...Каждый вторник и пятницу дежурят в клубе активисты автомотосекции. С ними можно посоветоваться, куда поехать в отпуск ив выходной день, как подготовить автомобиль к путешествию. Здесь можно' ознакомиться с картами наиболее интересных маршрутов, узнать где находятся заправочные станции и станции технического обслуживания, кемпинги и пансионаты. Особенно многолюдно в клубе по вторникам. Это день докладов об автомобильных путешествиях. Обычно они сопровождаются кинофильмами собственного производства, диапозитивами или фотоэкспозициями. Регулярно устраиваются выставки новинок туристПоходы выходного дня организуются клубом каждое воскресенье. Участвовать в них может любой автомобилист. Достаточно лишь приехать без опоздания к месту сбора. Правда, вначале собиралось не так уж много желающих. Но с каждым разом колонна автотуристов приобретает все более внушительный вид. На некоторых машинах — эмблемы проката: не отказываться же от прогулки, если нет собственного автомобиля! Идея «туризма на коротком плече» возникла в клубе сравнительно недавно, но автотуристы уже побывали во многих интересных уголках Подмосковья. А сколько замечательных поездок предстоит еще совершить! С. ГЛАДЫШЕВА.Для повышения проходимости автомобиля я применяю обруч, конструкция которого, возможно, заинтересует других автолюбителей. Лротивобуксовочный обруч (рис. 1) имеет важное преимущество: при пользовании им не надо спускать, а затем накачивать шину. Сам обруч 1и скобы изготовлены из железа толщиной 1,5—2,0 мм. Длина его на 9—10 мм меньше периметра колеса автомобиля при накаченной шине. С внутренней стороны обруча обязательно должна быть резиновая прокладка 4 {на рис. 1 она затушевана). .A U , iРис. 1. Противобуксовочный обруч. Надевая обруч «а колесо, последнее приподнимают домкратом. Потом вставив выступы стяжного ключа (рис. 2) в отверстия 6и9 (см. рис. 1), стягивают обруч и зацепляют крючком 8 за петлю 7. Далее в ушки скоб 3 протягивают тросик 2и закрепляют его фигурной шайбой 5. Такой же тросик затягивают с другой стороны (на рис. 1 он не виден).Рис. 2. Стяжной ключ. Снимают обруч посредством стяжного ключа. Чтобы винт свободно провертывался, на него нужно надеть цилиндрическую шайбу. Желательно, чтобы шипы БЫВАЛЫХЛОДКА-БАГАЖНИКНередко автотуристы путешествуют с резиновой лодкой. Обычно ее складывают и перевозят в багажнике автомобиля. Лодка занимает там много места и при длительном хранении в таком положении иногда ппотирается и приходит в негодность. по высоте были у обруча несколько меньше, чем у цепи, вытачивают их на токарном станке. Изготовление описанного противобуксовочного приспособления не требует сложного оборудования и под силу каждому автолюбителю. П. КУЗЬМЕНКО. Киевская обл. Как же быть в таких случаях? Мною спроектирована и изготовлена портативная лебедка с ручным приводом (рис.1), применение которой позволяет самому водителю вытащить застрявший автомобиль. Она весит 6 кг, проста и удобна в работе. Конструкция лебедки ясна из рис. 2. В сварном корпусе 8 установлен на двух втулках червячный вал 7. Он приводит во вращение червячное колесо 1, выполненное в блоке с двумя барабанами. Блок червячного колеса установлен на эксцентриковую ось 5. Отвертывая гайку-барашек 6, можно повернуть ось на 190° и добиться вывода червячной пары из зацепления. Это позволит, вращая барабан, быстро наматывать трос вхолостую. Червяк и червячное колесо сделаны из стали 20Х, зацементированы и закалены до высокой твердости. На червячном колесе 51 зуб. Оно вращается на подшипнике из капрона. Для перевода рукоятки 3в транспортное положение она вывинчивается и ввертывается в рычаг 4с обратной стороны. Если до этого на лебедку надеть кожух 2, в котором можно поместить весь трос, она приобретает компактный внешний вид. Лебедка приводится в действие двумя канатами, диаметром 4,5 мм через уравнительный блок (рис. 3), выравнивающий длину обоих концов. Общая длина троса 16 м. К ролику привязан «чалочный» трос с Рис. 1. Р езиновая лодка-багажник на крыше автомобиля: 1 — веревка для крепления лодки; 2 — спасательная веревка лодки; 3 — водосточный желоб; 4 — крючки. /"ПОРТАТИВНАЯ ЛЕБЕДКА/Рис. 1. Общий вид лебедки. Бывает так, что автомобиль застрял в грязи, яме, канаве. Несмотря на все ваши старания, он не может тронуться с места. Тогда вся надежда на то, что его вытащит сердобольный водитель грузовика или тракторист. Но ведь часто рядом .никого нет и помощи ждать неоткуда.Рис. 2. Крепление лодки на крыше: 1 веревка диаметром 6 мм; 2 — сварка; 3 — водосточный желоб; 4 — крючок из стальной проволоки диаметром 3 мм. Если лодку «акачать воздухом и установить на крышу легкового автомобиля (рис. 1), она не будет портиться и занимать место в багажнике. Больше того, она сама превратится в багажник, в котором можно перевозить громоздкие и легкие предметы: матрацы, подушки, одеяла, палатку и одежду. И тогда в багажнике автомобиля можно разместить продукты, а кузов автомобиля полностью освободится от вещей. В то же время лодка будет .всегда готовой для спуска на воду и ее не потребуется каждый раз накачивать воздухом. Для того, чтобы укрепить лодку на крыше автомобиля, на концах ее водосточных желобов высверливают четыре отверстия диаметром 3,5 мм (рис. 2). Из стальной проволоки диаметром 3мм делают четыре крючка с ушками, к которым привязывают куски прочной веревки. Затем на крышу автомобиля кладут какую-нибудь мягкую вещь — одеяло или матрац и поверх нее устанавливают лодку. В дождливую погоду накрывают лодку чехлом .или ставят ее на крышу кверху дном. Благодаря этому все вещи будут надежно защищены от дождя. Я пользуюсь таким багажником из резиновой лодки уже3 года и убедился • его преимуществах перед обычным металлическим багажником. К. ЧУМАКОВ.Рис. 3. Автомобиль вытаскивается из ямы лебедкой.крюками, цепляющимися за машину. Второй трос, постоянно скрепленный с лебедкой, привязан ккрюку на корпусе. Для получения силы тяги в1тк рукоятке следует приложить усилие 1012 кг. Инж. Б. ЦЕМАХОВИЧ. Барнаул.27