24
25
БОЛЬШИЕ ПРИЗЫЧПрж&&•Ш ПIИГ'ШШ^хПервенство СССР по шоссейнэ-кольцевым автомобильным гонкамВнынешнем году розыгрыш первенства СССР по шоссейно-кольцевой автомобильной гонке снова проводился в два этапа. Опыт прошлого года показал, что соревнования на двух различных трассах, значительно отличающихся друг от друга по конфигурации и профилю, позволяют более полно выявить водительское мастерство участников ив некоторой мере исключить элемент случайности при определении чемпионов страны. Первый этап розыгрыша первенства СССР был проведен на трассе, расположенной неподалеку от г. Каунаса, в курортном районе Качергине. Здесь разыгрывался «Большой приз Каунаса», за который боролись прибывшие сюда 60 лучших гонщиков из Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Тбилиси, Таллина, Риги и Харькова. Результаты, достигнутые в борьбе за этот, впервые учреждаемый приз, являлись зачетными в розыгрыше первенства страны. Трасса в Качергине представляет собой замкнутый треугольник шоссейных дорог общей протяженностью 5,4 км. На кольце имеются 14 различных по сложности поворотов, а кроме того, — крутой извилистый спуск (с так называемым S-образным поворотом) и затяжной подъем с крутым правым поворотом. Все это делает новую трассу весьма интересной для гонщиков, позволяя в полной мере выявить их водительское мастерство. Правда, оставляет желать лучшего ширина проезжей части трассы на отдельных участках. К будущему году этот недостаток намечено устранить; при расширении трассы до7м на всем ее протяжении «Каунасское кольцо» станет одним из наиболее популярныхмест проведения крупных автомобильных соревнований. Первыми на каунасской трассе стартовали маленькие гоночные автомобили III формулы (с рабочим объемом цилиндров двигателей до 500 см 3 ). Следует сразу же сказать, что этот заезд принес и первые разочарования. Дело в том, что из 15 стартовавших автомобилей линию финиша пересекли лишь 7, Дистанция в 108 км оказалась «непосильной» для половины автомобилей III формулы из-за дефектов в их двигателях. Этот факт должен привлечь пристальное внимание руководителей Таллинского авторемонтного завода, выпускающего гоночные автомобили III формулы. Хотя конструкция их довольно хороша, а внешний вид радует глаз, необходимо, н о всей видимости, еще раз, с учетом опыта гонок в Каунасе и Таллине, критически пересмотреть двигатель и принять меры по улучшению изготовления автомобилей. Впрочем это не в меньшей мере относится ик другим конструкциям пятисоток, в частности к построенному в НАМИ автомобилю, на котором выступал прошлогодний чемпион страны, мастер спорта Г. Сургучев. Хотя ему и удалось на обеих трассах показать наивысшую скорость прохождения круга, подготовленность машины к соревнованиям нельзя признать удовлетворительной. Особенно ярко это выявилось в дальнейшем, на ленинградской трассе, где Г. Сургучев сошел с дистанции, не пройдя и трех кругов. Как же проходила борьба на дистанции? Сначала вперед уходит таллинский спортсмен Э. Гриффель, за ним следуют два ленинградских досаафовцаЮ. Бугров и А. Себейкин. На третьем круге Себейкин обходит своего товарища по команде, а вскоре он становится и лидером соревнования. Пройдя дистанцию 108 км (20 кругов) за 65 минут, A. Себейкин становится первым претендентом на золотую медаль. Вторым на финише был член ДСО «Калев» А. Сейлер, проигравший победителю более трех минут. Но самый быстрый круг был пройден, как уже указывалось, мастером спорта Г. Сургучовым — 5,4 км он прошел аа 3.2,2, что соответствует 106,5 км/час. В соревнованиях на гоночных автомобилях формулы «Юниор» с первого же круга лидерство уверенно захватил мастер спорта москвич Ю. Чвиров; до конца не уступив своего преимущества, он прошел дистанцию 162 км (30 кругов) за 92 минуты (105 км/час). Лучший круг пройден со скоростью 111 км/час. Вторым был представитель Ленинграда B. Косенков. Для спортивных автомобилей группы «Г» и группы «В» был дан общий старт на дистанцию 325 км (60 кругов). В первой группе победил москвич К. Галыгин, прошедший дистанцию за 3 часа 31 минуту. Вторым на финише был ленинградец О. Бутырский и третьим — москвич А. Соколов, в группе «В» победителем 1-го этапа стал мастер спорта В. Птушкин; захватив лидерство с восьмого круга, он не уступил преимущества, пройдя дистанцию со средней скоростью 96,1 км/час. Вторым был представитель Грузии мастер спорта О. Гарсеванишвили, третьим—москвич Р. Гольдин. Общий старт был дан также спортив-24 ным машинам группы «А» и группы «Б». В первой группе тринадцать кругов лидировал ленинградец, мастер спорта А. Суховей, затем произошла смена лидеров — гонку повел москвич В. Королев; через некоторое время его опередил прошлогодний чемпион страны 6. Курбатов. И хотя А. Суховею вновь удалось временно выйти вперед, последние десять кругов прошли под знаком превосходства чемпиона, который закончил дистанцию первым. Ему же принадлежит и лучшее время круга (скорость 109,2 мм/час). В группе «Б» с первого круга уверенно лидировал прошлогодний чемпион страны В. Марейкин; стартовав на целую минуту позже автомобилей группы «А», он вскоре обошел большинство машин этой группы и закончил соревнование, показав среднюю скорость 102,9 км/час, а лучшего круга — 106,5 км/час. Этот заезд убедительно показал, что гонки на спортивных автомобилях группы «А» неправомерно включаются в программу первенства страны. Не случайно ведь, что имел место добровольный переход ряда спортсменов из группы «Б» в группу «А», где они не без оснований рассчитывали на больший успех. В этой связи хочется сказать также, что пора уже прекратить соревнования и на автомобилях группы «В», поскольку двигатели «Победы» безнадежна устарели. На наш взгляд, соревнования на спортивных автомобилях следует проводить в двух группах (с двигателями на базе «Москвич» и «Волга»), а медали передать в группу гоночных автомобилей, где вскоре появятся машины II формулы. Кстати сказать, еще до появления таких машин на базе «Запорожца» можно было бы использовать машины III формулы, устанавливая на них мотоциклетные двигатели до 750 см 3 . В группе гоночных автомобилей свободной формулы (они шли на дистанцию 162 км) лучше всех старт взял молодой армейский спортсмен Ю. Протасов. Он же был и первым на финише, но в «промежутке» ему пришлось немного поволноваться. Дело в том, что на 7-м круге к нему вплотную подошел тбилисский спортсмен, мастер спорта Ш. Зардиашвили, который вскоре мастерски обошел Протасова и лидировал до 23 круга. Ю. Протасову потребовалось мобилизовать все ресурсы своего мощного автомобиля, чтобы не уступить первенства. Средняя скорость, показанная Ю. Протасовым на дистанции, — 108,8 км/час, а лучший круг — 112 км/час. Второй этап соревнований проходил на «Невском кольце» в Ленинграде. Здесь повторилась прямо-таки катастрофическая картина ненадежности автомобилей III формулы. Хотя установленная для них дистанция была в Два раза меньше, чем для спортивных, 2/з пятисоток вышли из строя по техническим причинам! Характерно также, что в этом классе автомобилей полностью сменились призеры, за исключением таллинца АнтсаСейлера, который в pesvnkTaTe победы на «Невском кольце» стал чемпионом СССР 1961 года. По сумме двух этапов серебряная медаль досталась А. Себейкину, а бронзовую завоевал рижанин В. Бейшанс. В финальном заезде гоночных автомобилей формулы «Юниор» сразу со старта вырвался вперед ленинградец Григорий Зинин. Но хотя он лидировал 23 круга, борьба за первенство фактически шла между двумя другими спортсменами — ленинградцем В. Косенковым и победителем первого этапа Ю. Чвировым. Косенкову удалось здесь показать лучший результат, но по сумме результатов двух гонок чемпионом страны стал мастер спорта Ю. Чвиров. (В. Косенкову пришлось довольствоваться серебряной медалью, Л. Андрееву — бронзовой. Интересно прошли гонки на автомобилях свободной формулы . После напряженной борьбы и неоднократной смены лидеров первым к финишной черте пришел грузинский спортсмен Шота Зардиашвили, которому и присвоено звание чемпиона страны. Вторым и третьим призерами первенства страны стали молодые спортсмены —• ленинградцы Юрий Протасов и Юрий Вишняков. Гонки на спортивных автомобилях подтвердили выявившееся в Каунасе преимущество Карла Галыгина в группе «Г» (до 1600 см 3 ) и Виктора Марейкина в группе «Б». Оба эти спортсмена и стали чемпионами страны. Серебряная медаль в группе «Б» досталась М. Крову, а бронзовая — Ю. Маркову. В группе «Г» серебряную медаль завоевал А. Зайделов, бронзовую — А. Соколов. Исход гонки на спортивных автомобилях группы «В» решало исключительно мастерство спортсменов, поскольку на всех машинах двигатели были почти одинаковы. Тут первенствовал московский спортсмен Рудольф Гольдин, который в течение 40 кругов выдерживал натиск шедшего вплотную сзади, как говорится, «на колесе», Константина Черкашина. Разрыв на финише составил между ними всего 0,6 секунды. Напряженно боролись также москвич Андреев и тбилисец Гарсеванишвили, финишировавшие с разрывом в считанные секунды. В итоге чемпионом страны 1961 г. стал Р. Гольдин, призерами первенства — О. Гарсеванишвили и К. Черкашин. Последними стартовали спортивные автомобили группы «А». Здесь ленинградцу А. Суховею удалось компенсировать себя за неудачу в Каунасе и финишировать первым. Этой победы было достаточно, чтобы завоевать звание чемпиона СССР. Прошлогодний чемпион Б. Курбатов получил серебряную медаль, А. Соловьев — бронзовую. Итоги первенства СССР в командном зачете сложились в пользу первой сборной команды ДСО «Спартак», на второе место вышли спортсмены «Труда» и на третье — Д ОСААФ . В связи с этими итогами необходимо сказать, что предусмотренная положением система зачета весьма несовершенна и поройискажает действительные результаты соревнований. Сейчас, как известно, зачет очков командам производится по данным состава этих команд, заявленного их представителем. Что из этого получается, видно на примере спортивной судьбы армейских команд в нынешнем первенстве. Так, в первой команде армейцев были мастера спорта В. Шахвердов и Д. Борисов, а во второй — Ю. Протасов и В. Новожилов. Случилось так, что В. Шахвердов и Д. Борисов сошли с дистанции, а «незаявленные» Протасов и Новожилов показали высокие результаты. И что же? Команда армейцев оказалась «проигравшей», а ведь на самом деле проиграл... ее представитель, не сумевший проявить перед гонками достаточной проницательности! Думается, что такую практику следует изменить, тем более, что имеется хороший опыт проведения первенства СССР 1961 года по мотокроссу, в котором описанные недостатки командного зачета были устранены. Итак, крутые повороты первенства СССР по шоссейно-кольцевой гонке остались позади. Эти состязания выявили определенный рост спортивного мастерства гонщиков, их умения готовить автомобили к соревнованиям. В то же время необходимо сказать, что в организационном отношении проведенный розыгрыш первенства СССР оставляет желать лучшего. Особенно это касается ленинградского этапа соревнований. Здесь со стороны Городского комитета ДОСААФ было проявлено прямо-таки непонимание роли спортивной судейской коллегии. Дело доходило до того, что на нее возлагались чуть ли не снабженческие функции, не говоря уже об организационных. А вот о том, чтобы обеспечить судейскую коллегию транспортом и пищущими машинками, организаторы не побеспокоились. Неприятное впечатление произвела и путаница в программах и афишах, которая произошла только потому, что тексты не были согласованы с судейской коллегией. Все это, разумеется, мелочи, но они, к сожалению, начинают приобретать в какой-то мере «традиционный» характер, так как повторяются не первый раз. Пора положить конец этой вредной «традиции»! В. ЛУКИН, заслуженный тренер СССР, главный судья 1-го этапа соревнований. И. БЮЛЕР, мастер спорта, судья всесоюзной категории, главный судья 2-го этапа соревнований. Напряженная борьба разгорелась на ленинградской трассе в классе автомобилей «Юшюр». На снимке: мастера спорта Б. Косенков (впереди) и Ю. Чвиров выходят на финишную прямую. Фото Ю. КЛЕМАНОВАСлева: на трассе в Коюрпше.Фото В. ЕГОРОВА