20
21
2500 километров по трудным дорогам•Шесть дополнительных соревнований По «мокрому графику» Победа ленинградской командыЗакарпатьеогда было решено проводить Всесоюзную мотоциклетную шестидневку в Ужгороде, многие вспомнили неудачный исход прошлогодних соревнований. И всетаки Федерация автомотоспорта СССР и ЦАМК вновь остановили свой выбор на этом городе. Такое решение было правильным. Горные условия, большое количество дорог разных классов, изобилующих кроссовыми участками, разнообразными подъемами, спусками и крутыми поворотами, дают возможность ограниэовать в Карпатах соревнования, приближающиеся по трудности к международным. Учитывая опыт прошлого года, организаторы соревнований на этот раз более тщательно подбирали трассу, стараясь полностью исключить из нее участки, которые могли бы стать труднопроходимыми в случае сильных дождей. В гго же время около 35% дистанции составили дороги 3и4 классов, поэтому от спортсменов требовалось немало мастерства и выносливости, чтобы успешно закончить мотоциклетный марафон. В этом году первенство страны являлось одновременно финалом Всесоюзной спартакиады но техническим видам спорта, что особенно обострило спортивную борьбу. Республики прислали на соревнование своих лучших гонщиков, победителей местных многодневных соревнований. По пять лучших спортсменов входили в сборные команды республики, остальные боролись за личное первенство. Состав участников оказался довольно сильным. В соревновании выступили почти все чемпионы страны прошлого года, несколько участников международных соревнований. Достаточно сказать, что из 109 гонщиков, вышедших на старт, было 65 мастеров спорта. Еще недавно многие спортсмены считали шестидневку чуть ли не туристской прогулкой, поскольку в течение пяти дней им приходилось лишь чшататься» по дорогам, и только в последний день проводилась заключительная гонка. В этом году положение изменилось, в программу многодневки были включены шесть дополнительных скоростных соревнований, по одному на каждый день: два кросса на дистанцию 4—6 километров, два скоростных подъема протяженностью 2—4 километра, соревнование на разгон и торможение а указанном месте и заключительная шосМастер спорта В. Федосов (Киргизская ССР) стал чемпионом СССР в классе мотоциклов до 500 смЗ.Ксейно-кольцевая гонка. Такое нововведение осложняет спортивную борьбу и его можно только приветствовать. Как же проходила шестая Всесоюзная мотоциклетная многодневка? После первых двух дней более половины участников шли «на нулях». Среди сборных команд республик в лидирующей группе находились гонщики Киргизской ССР — одно штрафное очко, Белорусской и Грузинской ССР — по шесть очков. Крупная неудача постигла прошлогоднего победителя — команду РСФСР. Два ее участника выбыли из гонки, и это сразу отбросило команду на одно из последних мест. Солидное число «нулевиков» предвещало упорную борьбу в дополнительных соревнованиях, которые в подобной ситуации могли приобрести решающее значение. По всей вероятности, события развивались бы именно так, но в который раз в спортивный поединок вмешалась... погода. Сильный дождь спутал все карты. К тому же надо признать, что но ряду причин судейская коллегия в этот день не сумела перейти на «мокрый» график. В итоге из 98 стартовавших (11 человек прекратили соревнования еще в первые два дня) к финишу пришли 84 спортсмена, причем ни один не сумел закончить дистанцию без штрафных очков. На одном труднопроходимом участке, собственно, и решилась судьба первенства. Вперед вышли будущие чемпионы страны ленинградец А. Сироткин — в классе до 125 ом3, москвичи В. Семин — 175 см 3и В. Татаринов — 350 см 3 , представитель Киргизской республики В. Федосов — до 500 ом3, а лидерство прочно захватила команда Ленинграда (48 штрафных очков), на втором месте были грузинские спортсмены с 111 очками. Последующие дни не внесли существенных изменений в распределение мест между Командами и отдельными участниками. Ленинградцы не уступили лидерства, второе место удержала команда Грузинской ССР. Только эти две команды и пришли к финишу в полном составе, что в конечном счете обеспечило их победу. После прошлогодней неудачи спортсмены города Ленина и Грузии особенно тщательно и серьезно готовились к этим соревнованиям и, надо сказать, взяли убедительный реванш. Третье место — за спортсменами Узбекистана, которые тем самым доказали, что их успех в прошлом году не был случайным. Удачно выступила и команда Киргизии, она все дни находилась в ведущей группе и заняла пятое место, проиграв москвичам всего одно очко. Команда Москвы, безусловно, считалась наиболее вероятным победителем соревнований. Действительно, двое ее участников стали чемпионами 1961 года, а двое заняли четвер-20 тые места. И тем не менее в командном зачете москвичи не Смогли подняться выше четвертого места. Подвел команду мастер спорта Б. Юдин: уже во второй день он «преподнес» товарищам 71 штрафное очко и столичные гонщики отпали на восьмое место. На третий день Юдин был снят с соревнований за опоздание свыше часа и замену аккумулятора на трассе, что запрещено Положением о соревнованиях. Из 502 штрафных очков, набранных в итоге командой Москвы, ему принадлежит 471. Так один спортсмен свел на нет усилия своих товарищей и лишил их призового места. Из пяти гонщиков, защищавших честь Российской Федерации, к финишу пришел лишь один. Не удивительно, что спортсмены РСФСР оказались на последнем месте. Победители среди ДСО и ведомств, клубов и заводских команд определялись на этом первенстве весьма своеобразно. Команды коллективов заявлены на соревнования не были и их состав (определялся судейской коллегией уже после окончания гонки, исходя из лучших результатов. После такого подсчета оказалось, что среди ДСО и ведомств первое место заняла команда ДОСААФ, первенство среди клубов выиграли мотогонщики Ленинградского военного округа, а среди заводов лучшим оказался коллектив строителей мотоцикла ИЖ. Интересно отметить, что из всех победителей первенства страны этого года только А. Сироткин является «абсолютным» чемпионом в своем классе: он занял первое место ив дорожных, и в дополнительных соревнованиях. Но нередко оказывалось, что участник, не попавший в число призеров соревнований, получал больше классифакационных очков, чем обладатель медали первенства страны. Это, на наш взгляд, является недостатком новой спортивной классификации и может привести к тому, что звание мастера спорта по результатам многодневки получит спортсмен, который удачно выступит лишь в дополнительных соревнованиях, а победитель не будет удостоен его. Итоги первенства могли быть значительно лучше, если бы все команды готовились к нему столь же серьезно, как ленинградская. А в этом деле не все благополучно. Иначе чем объяснить тот факт, что 37 участников прекратили гонку Из-за неисправности мотоциклов? К сожалению, д о сих пор не только некоторые гонщики, но и отдельные представители, а подчас даже судьи плохо знают «Основные условия» проведения многодневных соревнований. И нередко спортсмены «зарабатывают» из-за этого лишние штрафные очки. Даже такой опытный гонщик, как мастер спорта А. Егоров, после отметки на KB запустил двигатель перед входом в закрытый парк. Эта ошибка лишила его бронзовой медали. Успеху на многодневных трассах в немалой степени способствует четкая работа представителя команды. Действительно, ни в одном виде соревнований представитель не имеет возможности так помочь участнику советом, как в многодневке. И, может быть, успех команды Ленинграда в нынешнем первенстве следует отнести в адрес такого опытного тренера, как А. Сандлер. Первенство страны по многодневке — соревнование очень сложное, требующее больших материальных затрат, разнообразного оборудования, многочисленного обслуживающего персонала м судейского аппарата. И вот количество участников в этих соревнованиях год от пода уменьшается: в 1959 г. их было 272, в 1960 г. — 139, а в 1961 г. — 109. Дело дошло до того, что на первенстве СССР в отдельных классах мотоциклов стартовало всего 15—20 неловек. Если мы хотим, чтобы повысилось мастерство наших Многодневщиков, чтобы их ряды пополнялись талантливой молодежью, необходимо пересмотреть организацию этих соревнований. В первую очередь следует довести численный состав команд союзных республик до 10—12 человек, а в розыгрыш первенства среди ДСО и ведомств, автомотоклубов и заводов включать только заранее заявленные команды, причем в их состав должны входить не только члены сборных команд республики. Увеличение числа участников Всесоюзного первенства заставит заинтересованные организации серьезнее отнестись к многодневным соревнованиям, готовить больше спортсменов, а это, в свою очередь, послужит хорошим стимулом дальнейшего развития мотоспорта в нашей стране. В. ПЕВЗНЕР, главный судья соревнований, судья всесоюзной категории. В первые дни соревнования перед пунктами контроля времени скапливалось много участников, шедших «на нулях». На снимке: мастера спорта москвич А. Егоров (на первом плане), Г. Семенов (Узбекская ССР) и перворазрядник А. Погосов (Азербайджанская ССР) получают отметку на КВ.Дополнительное упражнение на «разгон — торможение» впервые было включено в программу шестидневки. На снимке: мастер спорта А. Семин, ставший чемпионом СССР (класс мотоциклов до 175 смЗ) выполняет упражнение. Заключительная шоссейно-кольцевая гонка на бетонной ДО' рожке Ужгородского автомотоклуба. На снимке: лидирует мастер спорта М. Зальцман (Казахская 1 ССР). Фото Ю. КЛЁМАНОВА21ФИНАЛЫ СПАРТАКИАДЫ