ХхиблшографялПо страницам зарубежныхжурналовКНИГА МОТОТУРИСТАН издательстве «Физкультура и ** Спорт» вышла книга Б. Козлова «Путешествия на мотоцикле». Сам факт появления ее — явление отрадное. Хорошо, что издательство обратило внимание на этот молодой, но приобретающий все большую популярность вид туризма. Такую книгу мы ждали давно и поэтому не без интереса открыли ее страницы. Приятное впечатление производит разнообразие материала, освещение тех вопросов, о которых раньше не писалось. Отмечая, что путешествовать можно на мотоциклах любого класса, вплоть до мопеда, автор приводит ряд полезных советов, которые действительно помогут путешественнику. Очень понравилась нам рекомендация «не спешите, чтобы просто спешить». В этом заключается большой смысл. Мототуризм не гонка и, конечно, сначала он все-таки туризм, а потом уже мотоциклетный. Правильно, что освещается вопрос, как нужно падать с мотоцикла. Падение — явление хотя и неприятное, но возможное. В книге использован полезный для нас опыт зарубежного мототуризма. Автор стремится избежать сухого "изложения материала, что ему в общем удается. Но книга не лишена существенных недостатков. На наш взгляд, материал подобран крайне неравноценно. Много внимания уделено тем вопросам, которые не имеют прямого отношения к теме — стационарному ремонту и доводке двигателя, обкатке и начальному обучению езде на мотоцикле. В то же время изготовлению и установке багажников (это интересует каждого мототуриста) отведено всего 4 страницы. В книге отсутствуют рабочие чертежи багажников, навесных сумок. брызговиков — всего того, что нужно в пути. Автор уверяет, что изготовить ветровик, седло и многое другое — очень Б. К озлов . Путешествие па мотоцикле. Изд-во «Физкультура и Спорт». М. 1961.. стр. 135. просто. Это не всегда соответствует действительности и может дезориентировать читателя. Давая рекомендацию по оборудованию мотоциклов для туристских пробегов автор говорит о нем вообще, безотносительно к конструкциям отечественных мотоциклов. Некоторые положения, выдвигаемые автором, можно считать спорными. Так, советы перевозить груз в рюкзаке за плечами сделают путешествие малоприятным. а слив масла из запасного бачка через бензокраник займет много времени. Использование кнопки звукового сигнала для подачи и светового сигнала не отвечает требованиям безопасности движения, так как в самый ответственный момент мотоцикл может оказаться «немым». Видимо, пугаясь того, что мотоцикл откажет и придется путешествовать пешком (эта фраза очень часто повторяется в книге), автор рекомендует брать в дорогу большое количество инструмента и запасных частей. Между тем. бывалые мототуристы хорошо знают, что нужно качественно готовить мотоцикл к путешествию, а не увеличивать его «мертвый» вес. Чрезмерное увлечение автора иностранными источниками привело к тому. что ряд советов, несмотря на их дельность, не могут быть использованы нашими мотоциклистами. Скажем, рекомендация ездить обязательно в каске неосуществима потому, что таких касок у нас не выпускают. Интерес к книге В. Козлова предопределяется бедностью литературы по этому вопросу. С этой позиции мы хотели бы рекомендовать книгу «Путешествие на мотоцикле» туристам-мотоциклистам, которые найдут в ней немало полезного материала. В. АЛЕКСЕЕННО, Ф . МАМАЕВ, члены секции мотоциклетного туризма Московского клуба туристов.ГРИМАСЫ «ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА»Крупнейшая автомобильная фирма «Боргвард» (ФРГ) официально заявила о своем банкротстве. Заводы этой фирмы в Бремене закрыты , в ыпусклегковых автомобилей Боргвард (модель «Изабелла»), Ллойд (модели «Александер» и «Арабелла»), Хаиза — модель 1100 игрузовиков «Голиаф» полностью прекращен . Это сообщение вызвало оживленные комментарии в зарубежной прессе, пыт ающейся разгадать причины столь сенсационного « к рушения » ф ирмы , еще недавно процветавшей ив известной степени олицетворявшей пресловутое западногерманское «экономическое чудо». Особое внимание обращается на то, что названные выше модели автомооилей являлись вполне современными ив 1960 году подверглись существенной модернизации, а конструкция «Ханза-1100» модели 1961 года рекламировалась, к ак весьма прогрессивная. «Сакраментальная тайна» к раха Боргварда занимает умы многочисленных журналистови эконом ических обозревателей. Выходящий в ГДР журнал «Дер Дейче Штрассенферкер» в своем сентяОрьском номере приоткрывает завесу над этой «тайной». Оказывается, выпускавшиеся в Бремене автомобили успешно конкурировали спродукцией заводов БМВ, и особенно «Мерседес-Бенц», входящей, нак известно, в концерн Флика . А сей военный преступник , з анимающий ся, н аки во времена гитлеровской «третьей империи», производством вооруж ений , становится все более нрупнойирешающейфигуройв «царстве» Аденауэра. Если к этому добавить, что сам канцлер Аденауэр и военный министр Штраус являются крупными акционерами «Мерседес-Бенц», то нетрудно понять, почему фирма Боргвард, запросившая бременский сенат об экономической помощи, получила в самый критический момент решительный отказ. Крах этой фирмы является следствием жестокой капиталистической конкуренции и заку лисных махинаций воротил западногерманской экономики. Жертвами этих махинаций являются в первую очередь 17.000 бременских ра бочих, оставшихся после закрытия автомобильных заводов без работы, а также сотни мелких предпринимателей, содер жавших ремонтные мастерские и станции техническогообслуживания . «Экономика государства, которое законсервировало такие современные, отлично оборудованные предприятия , как ими были автозаводы в Бремене, является гнилой в своей основе, — пишет «Дер дейче Штрассенферкер. — Инци дент с фирмой Боргвард еще раз подтверждает это со всей наглядностью».«ОН УЖЕ ДОМА»«Прибегает ко мне недавно мой товарищ Ирка и уже в дверях взволнованно сообщает: — Он уже дома! На мой недоуменный взгляд он пояснил: — Ну, конечно же, — мотоцикл». Так начинает чешский инженер Милан Павлак * рассказ об электрооборудовании мотоцикла. Он избрал популярную форму изложения — беседу старшего, опытного товарища с новичком. Книгу оживляют рисунки художника Иржи Клаусека, помогающие понять «трудные места» текста. Словом, все сделано для того, чтобы облегчить читателю освоить эту далеко не простую область мотоциклетного дела. Следует отметить удачную композицию книги. В основной части ее последовательно рассматриваются устройство и эксплуатация электрооборудования, приводятся схемы. В приложении даны основные понятия по электротехнике. Такое разделение материала делает книгу удобной для читателей с различной степенью подготовки. Одни, может быть, начнут с приложения, другие — сразу будут знакомиться с нужными им специфическими схемами электрообору* Милан Павлак. Электрооборудование мотоцикла, i Машгиз, 1961, 197 стр. Тираж 35 000 экз дования чехословацких мотоциклов. Для всех найдется в книге интересное. Хорошо написана глава об устройстве электрооборудования. Традиционные сведения изложены здесь доходчиво, на достаточно высоком научном уровне. Но вот в разделе, касающемся вопросов эксплуатации, некоторые положения представляются спорными. Это относится, например, к совету хранить снятую с мотоцикла батарею аккумуляторов в теплом помещении. Теперь принято считать, что лучше оставлять батарею на холоде, т. е. в условиях, при которых химический процесс саморазряда замедляется. Есть и другие пожелания. Автор весьма убедительно говорит о том. что «жизнь мотоцикла» в значительной мере зависит от состояния реле-регулятора. Но, если таковое откажет в работе, рекомендовано: «Снять реле-регулятор и отдать на исправление в мастерскую». Думается, мотоциклистам лучше было бы узнать, как самим наладить отказавший реле-регулятор до того, как появится необходимость отправить его в мастерскую. Книга Павлака имеет большую практическую ценность. Основательно разбираться в электрооборудовании мотоцикла — дело нелегкое. Поэтому данное пособие будет с интересом изучено самым широким кругом мотоциклистов. М. МАТВЕЕВ.«ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ» АВАРИИКак сообщает выходящийв Мюнхене журнал «Моторвельт» (орган Всеобщего Автомобильного Клуба ФРГ), количество смертельных жертв от автомобильных аварий вСШАв 1960 году достигло 38 200, на 4000 больше, чем в 1959 году. Общее же число жертв от автомобильных аварий, по оценке американс койслужбы здоровья («Юнайтед Стзйтс Паблик Хелс Сервис»), составило в 1960 году 4,7 миллиона человек. Приводя эти цифры , ж урнал пишет, что они меркн ут по сравнению с «поистине ужасающ имиперспективамив этой области, которые рисует другая инстанция, а именно — Управление общественных дорог («Юнайтед Стэйтс Бюро оф Пабл ик Роде»). По предсказаниям этой «ин станции», количество смертельных жертв от автомобильных аварий возрастет к 1975 году до 51 000 в год.31