10
11
МАСТЕРСТВО И ТЕХНИКАМЕЖДУНАРОДНЫЕ ВСТРЕЧИ КРОССМЕНОВ В РИГЕ И ЛЕНИНГРАДЕ«россменов. В четвертый разоко ­ ло 200 тысяч рижан собираются в старый парк Шмёрли , чтобы посмотреть на эти интереснейшие соревнования, к оторыес 1961 года включены .в календарь ФИМ . Под звуки Государственного гимна поднимается флаг Советского Союза . В почтительном молчании застыл строй спортсменов, представляющих Австрию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Голландию, Польшу, Румынию, Чехословакию и СССР. С реди гостей ужезнакомыенам экс-чемпион Европы заслуженный ма ­ стер спорта ЧССР ЯромирЧижек , А р ношт Земен , Ф рантишек Рон из Чехословакии, поляк Евгениуш Фрейлих, з а ­ служенный мастер спорта Илия Чубри ков из Болгарии. Здесь жеи спортивная молодежь — гонщики, впервые участвующие вмеждународной зстрече. П о условиям соревнования вкаждом классе мотоциклов проводится по два заезда из 7кругов . Л ичное первенство определяется по очкам . П ри равенстве очков врижскомкроссепредпочтение отдавалось спортсмену, и меющему лучш уюсуммувременив обоих заездах. З абегая вперед, с кажем , что вследую ­ щ еммеждународном кроссе, который проводился неделю спустя вЛенингра ­ де, было принято, на наш взгляд, б олее справедливое решение : п ри равенстве очков выигрывал тот, кто показал лучш ее время водном из заездов. Первыми вступили в борьбу спортсме ­ ны на мотоциклах класса до 125 см3 . П о ­ бедил лидировавший обазаездаот старта до финиша АрноштЗемен . О н выступал на чехословацком мотоцикле «Чезет». Львовчанин Игорь Григорьев довольствовался вторым местом . Это был отличный реваншЗеменаза проигрыши Григорьеву в кроссах прошлого года. Третьим оказался москвич В. Л ав ­ рентьев, четвертым — юный Кале Ваадерпас (брат известного эстонского гонщика 8. Ваадерпаса). Э то безусловный успех дебютантав таких представительных соревнованиях. Д инамичнуюи вместе стем расчетливую езду продемонстрировал Игорь Гри ­ горьев. П о мастерству он ничуть не уступает А. З емену , а вотмотоцикл К-58, н акотором стартовал советский спортсмен, значительно уступает чехоВчетвертый раз принимают жители столицы Латвии зарубежныхН. КИСЕЛЕВ, судья всесоюзном категории. Л. САНДЛЕР, тренер АМК ДОСААФ . г. Ленинграда, судья республиканской категории.словацким «чезетам», в енгерским «дану1виям» и в некоторых узлах — ' п ольским СХЛ. Условия соревнований разрешали спортсменам выступать в двух итрех классах. Н амотоциклахдо 175 см3 вновь вышли И. Григорьев и А. З емен . Вместе с ними стартовали впервые выступающий вСССР двадцатидвухлетний спортсмен из ЧССР Властимил Валек, участник пер ­ венства Европы, и дебютирующийв международных соревнованиях советский гонщикЮрий Романов. в первомзаезде лидирует 8 . Валек, за ним идет А. З емен ( о ба — на «Чезет») и третьим — И . Григорьев на К-175, п рила ­ г ающийогромные усилия, чтобы догнать чехословацких спортсменов. Н овтаком порядке гонщики и пересекают линию финиша. П обеда Валека заставила всех внима ­ тельнее присмотреться к приветливому, коренастому и очень быстрому гонщику. На своемболеемощномиприемистом мотоцикле он побеждает ив другом заезде . Вторым вобщем итоге был И. Григорьев и третьим — i Ю . Романов. За соревнованиями спортсменов на мотоциклах легких классов мы наблюда ­ ли вместе сэкс - ч емпионом Европы Я. Ч ижеком . П росимего объяснить, к ак чехословацкие спортсмены не только овладели всемарсеналом техники езды , н ои постигли тактическую премудрость, выучились не терять ориентировкуиса ­ мообладание дажев самых сложных си ­ туациях. Чуть заметная улыбка тронула губы Яромира : « С ледует чаще ибез боязни проигрыша посылать молодежь на интернациональные (так. чехи называют международные ) соревнования. У вас есть отличные ездоки , н оим недостает опыта!» Кстат. таково мнениеи наших ведущих тренеров . В классе до 250 см3хорошо стартовал ленинградец А. Д ежинов . За ним вплотн уюшлирижанин Р. Решетнике, Ф . Рон из ЧССР инемец П. Ф ридрихе . Только восьмым был .в начале заезда Чижек. К середине дистанции лидером становится Р. Решетнике. О н первым пересекает линию финиша. Буквально на последних метрах Дежинова оттесняет на третье местоЧижек . О нуверенноот начала доконца лидирует вдругомзаезде . И ду ­ щ ий вторым А. Д ежиновпадаети отходит на десятоеместо . П осуммевреме ­ ни двух ааездовпобедил Я. Ч ижек , вторым стал Р. Решетнике, третьим — П. Ф ридрихе . Результаты заездовв классе до 250 см3обнадеживают . На наш взгляд, советские спортсмены ужев 1962 т. д олжнывклю ­ читься в число участников первенства Европы по кроссу, к оторое проводится исключительно на (мотоциклах этой куба ­ туры. Н о , к сожалению , и меннов этом классе из-за отсутствия необходимого количества мотоциклов выступало мало советских гонщиков : н аши заводы не выпускают этих перспективных кроссовых (машин, а мотоциклы «Ява» и ЭСОу нас немногочисленны. С портсменыилюби ­ тели спорта ожидают , ч то работники мо ­ тозаводов возьмутся всерьез за изготовление хороших спортивных мотоциклов класса до 250 см3 . Состязание намотоциклахдо 350 см3 ознаменовались бурным натиском чехо елсваков. В упорной борьбес В. Валек ом и' Н. С околовым победил ЯромирЧижек . Второе местозанял быстро про ­ г рессирующий Валек и третье — С око ­ лов. В призовой шестеркетрое чехосло-Старт мотоциклов класса до 175 см* в Юкках. Молодой чехословацкий спортсмен Властимил Валек — победитель 3 кроссов в Риге и Ленинграде (класс 175 см ). вацких и трое советских кроссменов , н о налицо убедительная победа гостей . И снова они оказались впереди не только благодаря своему высокому Мастерству, н оиотличным техническим данныммотоциклов . П ривсем внешнем сходстве соспортивнымимотоциклами производства ЧССР, на которыхвы ­ ступали наши тонщики , м ашиныЧижекаи Валека изготовлены несравненно лучше. С интересом ожидался старт намото ­ циклах до 500 ем3 : и меннона них сорев ­ н уютсяспортсмены на мировомчемпио ­ нате. Первый заезд в упорной борьбе с 3. К алькисом выигрывает Н. С околов . Только падение отбрасывает Калькиса на седьмое место. Вторым на финише — ленинградец СергейКадушкинитре ­ т ьим — дебютирующий в международн омкроссекиевлянинИгорь Казаков. Второй заездпроходил очень напряжен ­ но, д аже нервно. С лишкомвысоктемп , часты падения, в том числе исреди лидеров. Полная драматизма тонка заканчивается победой Н. Соколова. О нжеодержалтрудную победу посуммеоч ­ к ов , на второе местовышел И. Ч убриков , третьим стал молодойспособный киевлянин И. Казаков. П ризеры , к акм занявший четвертое место Кадушкин , выступили наМотоцик ­ лах ЭСО. Э то позволяет утверждать, что на таких мотоциклахможно соревноваться схорошозарекомендовавшими себя в кроссах мотоциклами БСА, на которых голландцы Хартелман иФерхуфензаня ­ ли пятоеи шестое места. Через неделю участники кросса стартовали вгороде - г ероеЛенинграде . Три километра головокружительных поворотов , подъемов, спусков — такой была в нынешнем году трасса вприго ­ р одном поселке Юкки . С портсменам предстояло, к акив Риге, в двух заездах пройти по .7 кругов . Д есятки тысяч зрителей расположились на холмах, естественным амфитеатр омокружавших трассу. В классе до 125 см3оба заезда опять уверенно выиграл АрноштЗемен . Буквально «наступали на колеса» лидеру по ­ ляк Евгениуш Фрейлих на отечественном СХЛиИгорьГригорьев . Во втором заезде польскийспортсменшелвторым , и лишь героическое усилие нашего масте2*международныхра на последнемподъемеперед финишем принесло ему второе место. Как ив Риге, сказался недостаток мощ ­ ности мотоцикла К-58, на котором выступал И. Г ригорьев . На некоторых подъемах, г де «Чезет» Земена уверенно вывозил своегоездока , Г ригорьеввынужден был помогать своему « к оню » , отталкиваясь ногами . В классе до 175 сМ3оба заезда спер ­ в огокруга лидировал Валек. О нбылне ­ д осягаем « и на крутых подъемах, к ото ­ р ыемногие спортсмены пытались взять по два-три раза, ни на 'головокружительных нетлях, г де трасса шла посклонам холмов. Вторым былЗемен , третьим — Фрейлих. Последующие три призовые места заняли советские гонщики А. Савельев, Ю. Романов и Г. К рюченко . А призеррижского кросса И. Григорьев был лишь девятым . Талантливого гонщи ­ ка поДчел мотоцикл . Упорная борьба разгореласьв классе мотоцикловдо 250 см3 . С о старта впервомзаезде вырывается Чижек , з аним — Валек, З емен , Д ежи ­ нов. Г онка идет ввысокомтемпе . На предпоследнем «руге вперед выходит бурнофиниширующий валек, з аним Чиж еки Земен. Григорьев на мотоцикле 3 класса 175 ем , п ридяпятым , набрал дра ­ гоценные очки, необходимые для про ­ д олженияборьбы . В торойзаезд вновь вылился впоединокЧижекаи Валека. П о ­ бедил ветеран. Третьим линию финиша пересек Григорьев, к оторыйпрекрасно провел весь заезд . П ервым на пьедестал почета поднялсямолодой чехословацкий гонщик — у « е го выше результат в лучш ем заезде. Это — б ольшоеегодости ­ ж ение : ведь 250 см3 — к оронный класс экс-чемпиона Европы. С первых метров дистанции в классе мотоцикловдо 350 ем3 чувствовалось неп реодолимоежелание наших спортсме ­ нов взять реванш запоражениев Риге. Но никому « е удается достат вырвавшегося вперед со старта Валека. За нимли ­ н ию финиша пересекают Я. Ч ижек , 3. Калькис, чемпион СССР в этом классе мотоциклов , и С. К адушкин . 'Во втором заезде удачно стартовал А . Д ежинов . Но егообгоняетЧижек , о б ­ ладающий удивительной способностью делать это в самых трудных условиях. А вот и Калькис — единственный вовсем заезде, к то стартовал на ИЖ-57, о бходитДежинова . П осумме двух заез ­ дов победилЯромирЧижек , выступавший на мотоцикле «Ява», в торымбыл Калькис, т ретьим — н еутомимый Валек, д о этого уже завоевавший двепобеды . Интересный и поучительный кроссвЛенинграде завершился гонкой на мото ­ 3 циклах до 500 см . 'Первый заезд выиграл все время лидировавший Н. С околов . В упорнойборь ­ бе споляком Яном Кубальским на втор ое место вышел ленинградец СергейКадушкин . Во втором заезде спервогокруга лидерство захватил Владимир Дуп ­ ш ик (ЧССР). Его преследуют Белкин, ч е ­ хословацкий спортсмен Ян Брабец иКа ­ д ушкин . П ройдено шесть кругов — в пе ­ р едиДупшик . Казалось, н ичегонеможет преградить путь лидеру. Но вот коварная кочка , неточное движение — и Дупшикужев качестве зрителя наблюдает, к акфинишируютегосоперники . Победил Аркадий Белкин, вторым был Сергей Ка ­ душкин, третьим — Соколов, сумевший обойти 7противникови набравший очки , необходимые дляпобедыпосуммеза ­ ездов. К адушкинвынужден был довольствоваться общим вторым местом , на третье вышел Белкин. С молклимоторы . Построились для торжественногозакрытия соревнований спортсмены . На пьедестале почета — п о ­ бедители, большинство из «их представители ЧССР. С о словами привета к спортсм енам обращается судья республиканс кой категории из Ленинграда А. Е. К о ­ р обейников — почетный гражданинПра ­ ги. Этой чести герой-танкист полковникКоробейников был удостоен в мае 1945 года за участие вееосвобождении . О н вручает чехословацким гонщикам памятные подарки . Я ромирЧижек повязывает Коробейникову платок дружбы , спортсмены дарят ему цветы. Ф иналсоревно ­ ваний вЛенинграде вылился вяркуюде ­ монстрацию дружбы спортсменов. Заслуженный мастер спорта Н. Соколов дважды был первым в классе до 500 см 8 .11