Водители на ударных стройках семилетниПО ПУТИВот они — маяки социалистического соревнования! Лучшие водители стройки. завоевавшие право участвовать в перекрытии Камы (слева направо): воспитанник ДОСААФ А. Бусаргин, В. Шалавин и Е. Сугонякин.ама... Ш иракии раздольны ее плёсы, красивы крутые берега, поросшие могучими елями... «Грозная соперница Волги», «река былых легенд», «гордая красавица» — к а ких только определений не найдешь в описаниях главного волжского лритока! Но ни одно из них не передает той особой красоты, того особого значения, которые приобрела рекав наши дни. Н аКаме развернулось грандиозное гидротехническое строительство. Здесь сооружается четырехступенчатый энергетический каскад — часть великой программы полной электрификации страны. Гениальная формула В. И. Ленина «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» легла в основу деятельности КПССс первых дней существования Советской власти, о на записана ив принятой историческим XXII съездом КПСС Програм м е партии. Электрификация, говорится вПро грамме, являющаяся стержнем строительства экономики коммунистического общества, играет ведущую роль в развитии всех отраслей народного хозяйства, в обеспечении всего современного технического прогресса. Поэтому необходимо обеспечить опережающие темпы производства электроэнергии. К концу второго десятилетия годовое производство электроэнергии будет доведено до 2700—3000 млрд. киловатт-часов. Такое грандиозный замысел партии. М ногое для его воплощения уже сделано. Вслед за волжской гидроэлектростанцией имени Ленина пущена Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС , дала ток первая турбина Братска. В предсъездовские дни вступило в завершающ ую фазу строительство еще одной ГЭС — боткинской — второй ступени энергетического каскада Большой Камы. Миллион киловатт энергии вольет в Уральское кольцо Боткинская ГЭС. А к концу второго десятилетия мощность новых электростанций составит 600 — 6 50 миллионов киловатт. Когда сравниваешь эти цифры, понимаешь, к ак величественны, как грандиозны по своим масштабам планы партии! Крупные гидроэлектростанции мощно стью 4 — 6 млн. киловатт будут построены в Сибири, Казахстане, Средней Азии. Завершится сооружение каскада ГЭС на Днестре, Западной Двине, Немане. Большое развитие получат сверхмощные тепловые и атомные электростанции.КОбъединенные энергосистемы Европы, Средней Азии, Закавказья, Сибири и Дальнего Востока составят Единую энергетическую систему СССР. Большие задачи иу строителей Боткинской ГЭС. Они обязались пустить станцию на полную проектную мощность в 1962 году — на три года ранее наме ченного срока. А слово советских лю дей — твердое слово!Минуло несколько лет с тех пор, как на берега Камы к старинной деревушке Сайгатке пришли гидростроители. Неузнаваемо изменились эти места. Правда, правый берег реки остался почти нетронутым, он и теперь щетинится густыми лесами Соколиных тор, но левый властью человека и .машин превращен в огромный плацдарм строительства ГЭС, за которым в сосновом бору вырастает новый город — Чайковский. Эти края до революции считали самой что ни есть глухоманью. Старожилы рассказывают, что когда-то медведь был настоящим хозяином здешних мест. С его дня в разбуженных прикамских лесах его фигуру можно встретить разве что на радиаторах ярославских великановгрузовиков как олицетворение их силы. Человека, впервые попавшего в котлован, г де сооружаются здания ГЭС и водосливной плотины, п оражают темпы и размах строительства. На первый взгляд кажется, что на небольшом участке работ с загадочным для непосвященного названием УОС (управление основных сооружений) царит полнейшая неразбериха. Десятки разнообразных машин непрерывно снуют во всех направлениях, гудят портальные и башенные краны, в ре ве сотен моторов тонут голоса людей, а над головой рассыпаются огни электросварки, звенит искрежещет металл... Но стоит присмотреться, и непременно почувствуешь отчетливый ритм работ, хорошую организацию и -порядок в движении многочисленных машин м механизмов. Среди этих громадин человек порой просто не заметен. И все же подлинным 'Хозяином здесь является именно он. Мелькают .внизу фигурки девушекучетчиц, одним движением руки направляющих потоки тяжелых грузовиков в нужные русла; за стеклами кабин скорее угадываются, ч ем видны, внимательные лица шоферов, экскаваторщиков, крановщиков, бульдозеристов...В эти дождливые осенние дни на строительстве решается судьба досрочного пуска первых двух гидроагрегатов. На каждом этапе строительства ГЭС самыми нужными, а отсюда и почетными людьми становятся представители различных профессий — гидромеханизаторы, бетонщики, монтажники... Но алю б ое время крайне необходим труд шо феров, труд тех, кто днем и ночью снабжает стройку бетоном, металлом, лесом, арматурой, гравием, песком и многимимногими другими материалами. велико автохозяйство ГЭС. В руках почти тысячной армии водителей машины всех автомобильных заводов страны — Москвы, Ульяновска, Горького, Миасса, Минска, Ярославля. Но и задачи огромны. Д о перекрытия русла реки надо было перевезти 150 тыс. м 3 бетона, 400 тыс. м 8 грунта, 50 тыс. м 3 камня. «Автотранспортники! — гласит транспарант у ворот автобазы. — О т вашего труда зависит выполнение обязательств по досрочному пуску гидроузла!» У въездов на участки строительства основных сооружений ГЭС язык плаката более лаконичен: « Д о перекрытия Камы осталось 17 дней». Н о напоминать об2 УКАЗАННОМУ ПАРТИЕЙэтом, должно быть, излишне. Каждый шофер, каждый ремонтник ведут счет этим боевым дням, отчетливо знают свои обязанности и задачи. Любой водитель назовет вам точные цифры перевозок, сроки работ, свои маршруты. На всех ответственных участках стройки действуют боевые комсомольские штабы. О ни сигнализируют о неполадках, следят за выполнением производственных графиков и обязательств. Эта глубокая заинтересованность вобщем деле во многом определили те трудовые достижения, которых добились автотранспортники в социалистическом соревновании. И з месяца в месяц коллектив водителей перевыполняет производственные задания. План восьми месяцев был выполнен на 117 процентов. Язык цифр скуп и немногословен. Они «ичего не расскажут о тяжелых и почти непроходимых ш непогоду дорогах по дну будущего Боткинского моря, о том, сколько нужно силы и выдержки, чтобы водить большегрузные автомобили по коварному сыпучему песку котлована. Н оэа т*ш< большой творческий труд, нелегкая, н о радостная работа. Радостная потому, что результаты еес каждым днем все явственней вырисовываются в контурах будущей электростанции, шлюза, нового города....Шумит стройка, не затихает ни днем, ни ночью. В эти напряженные штурмовые дни машины дажене возвращаются в гараж — их стоянки расположены тут же , возле строительных площадок, у котлована, на бетонном заводе. Одна бригада сменяет другую, работа не прекращается. Ударные силы шоферов находятся сейчас в ;котловане ГЭС и водосливной плотины. Здесь заканчивается строительство, демонтируется и вывозится оборудование, участок готовят к затоплению. Наше внимание привлекает МАЗс ном ером 62-18 на борту и красным флажк ом «Лучшему шоферу» на радиаторе. Знакомимся с водителем. Лучший — это Егор Харитонович Сугонякин, один из«первооткрывателей», приехавший на Ка му в начале строительства. За плечами шофера немалый трудовой опыт, накопленный не только за время работы на Боткинской ГЭС, н оиеще раньше, на сооружении электростанций в Кузбассе. Это чувствуется и по его уверенной ма нере езды и по отличному техническому состоянию автомобиля. На кабине машины начертаны призывные слова: «Жить и работать по-коммунистически!» Эти слова стали девизом не только для Сугонякина, но и для мно гих товарищей по работе, каждого члена бригады, возглавляемой им. 129, 130, 131 процентов плана — таковы ежеме сячные трудовые показатели этого рабочего коллектива. М ного забот у бригадира. Вот осел грунт на подъездных путях к экскаватору — надо вызвать бульдозер; вот новая остановка — слишком близко кко лее оказался электрокабель, не повредить бы его колесами автомашин. А теперь скорее вперед — отставать нельзя. Скромный флажок ударника на капоздесь ходят «сухопутные корабСкоро воды реки разольются у стен ГЭС и водосливной плотины Боткинским морем. Но пока ли» — могучие самосвалы Минского автозавода. s*^А над водой, по верху плотины, пройдет большая автомобильная дорога Москва — Пекин. — По ней поведем наши машины и мы! — говорит своим друзьям шофер М. Юсупов. На снимке (слева направо): механик В. Глухов. водители А. Масьянов, М. Юсупов и Ш. Исламов. те МАЗа — как знамя в наступлении, а знаменосец должен быть всегда в первых рядах атакующих! Вот уже позади крутой спуск к водосливной плотине, не снижая скорости, машина входит в разворот, шипение воздуха в тормозах — стоп! — и через мгновение назад, к самым быкам плотины, где укладывают «подушку» из песка и гравия. Рядом, борт о борт машины товарищей, тут же утюжат и ровняют грунт катки и бульдозеры. Нелегко разъехаться в этом скопище машин. Но, повинуясь умелым рукам, автомобиль уверенно находит свою дорогу... Ревет мотор, предательски оседает под колесами песок, и кажется, что тяжелый самосвал сейчас неминуемо увязнет в нем, но движения Егора Харитоновича спокойны и точны — распахивается дверца кабины, рука привычно находит рукоятку, рывок — и задний борт открыт, можно включать подъемник. Машина вздрагивает, освобождаясь от многотонного груза. Кузов опускается на ходу, и вот уже, обдав нас удушливым дымом солярки, грузовик промчался наверх, туда, где вгрызается в перемычку «Уралец». И так круг за кругом. Тридцать раз за смену надо суметь пройти по одной орбите трудную дистанцию. Жесткий, плотный график этого «бега с препятствиями» — нелегкий экзамен для водителя, серьезная проверка машине... Но проходит 12—15 минут, и самосвал вновь застывает под ковшом экскаватора. Невольно залюбуешься работой этого человека. А видя, как рядом бульдозер своей сверкающей лопатой выталкивает чей-то застрявший ' грузовик, еще лучше понимаешь, что такое сноровка, сила, умение. Да, красив труд человека, овладевшего мастерством! Под стать Сугонякину трудятся и остальные члены его бригады, часто молодые еще водители. И эту эстафету славных трудовых дел молодежь приняла от старшего поколения, таких производственников, как Д. Якушев, Ф . Почекунин, Н. Ливоваров и многих других. У каждого из этих людей интересная, хотя и нелегкая, судьба, каждому есть чем поделиться с молодыми водителями. Коммунист Данила Алексеевич Якушев — один из старейших шоферов на 'отроителыстве. Трудолюбие и скромность лежат в основе его большого авторитета в коллективе. Товарищи избрали его членом партбюро строительства. Заслуги Якушева на сооружении первой очереди каскада — Камокой ГЭС — отмечены высшей наградой Родины — орденом Ленина. С Камской ГЭС приехал иФе дор Почекунин; еще раньше он строил Цимлянскую станцию. Умению содержать автомобиль в образцовом состоянии у него может поучиться каждый. Десятитонный ЯАЗ, на котором работает Федор Иванович, прошел без капитального ремонта уже 270 тыс. к м . Опыт и достижения передовиков стали трудовой и моральной нормой многих. Прошел только год с тех пор, как первым четырем шоферам — Горшкову, Шалавину, Балакину и Серебряникову было присвоено почетное звание ударников коммунистического труда, а сегодня его носят уже шестьдесят водителей. 'В массовое социалистическое соревнование включились не только отдельные бригады, но и целые автоколонны. Два Виктора — председатель цехового комитета Шалавин и партгрупорг 7-й автоколонны Балакин — прежде служили во флоте, а теперь они встретились на берегах Камы. Правда, вскоре и здесь будет море — Боткинское, но к этому времени ребята, вероятно, уже будут в пути на новую стройку семилетки. Шоферы крупных строек — особая категория водителей. Их, познавших романтику освоения нового, не удержишь на месте. Многое здесь создано их руками, Многие из них получили новые благоустроенные квартиры. Кажется, «оброс» человек, а поговоришь с ними —• и услышишь, что каждый думает уже о новой стройке, о новой дороге навстречу неиспытанному, неизведанному, Незаметно летит время. Настал конец смены. Ну что ж , бригадир, в гараж, на отдых? Нет, рано. Надо еще поговорить с товарищами, подвести итоги дня, подписать путевые листы. Да, не удивляйтесь: с недавнего времени путевые листы шоферов подписывают не мастера участков, а сами бригадиры. — И это правильно, — говорит Сугонякин- — Мы лучше знаем и видим, как работает каждый в бригаде, к ого надо похвалить, а кому сказать и не очень приятное. Доверие и товарищеский кон троль сделали большое дело. Исчезли всякие недоразумения между шоферами и, что греха таить, случавшиеся прежде приписки. Снова опустела стоянка машин. Но для -многих из тех, 'кто уже передал руль сменщику, трудовой день еще не окончен. Озабоченно поглядывает на часы Борис Касимович Касимов, выпускавший машины во вторую смену: «В школу бы не опоздать!» Немного странно звучит в устах уже немолодого человека слово «школа», но это действительно так: Многие е автохозяйстве 'Боткинской ГЭС вечером учатся, и не только в школе iв вечернем техникуме, на курсах повышения квалификации, в заочных вузах. Сорок пет назад на 11 съезде РКСМ 1 В. И. Ленин, определяя пути построения коммунистического общества, говорил, что «к электрификации неграмотные люди не подойдут», что построить коммунизм можно «только на основе современного образования». Это хорошо понимает каждый участник строительства, и особенно шоферы, — те, кому страна вручает сильные, умные машины советских автомобильных заводов. На автобазе учатся многие шоферы, ремонтники, механики, начальники ко лонн. Сам «главнокомандующий» автотранспортом строительства Вячеслав Михайлович Воробьев заканчивает заочно автодорожный институт. Шестьсот человек занимается в этом году в школе рабочей молодежи, и почти десятая часть их — автомобилисты. Вопросы учебы — это и вопросы повышения 'квалификации: ведь на курсы шоферов Iи II классов принимают лишь тех, кто окончил не менее 7 классов общеобразовательной школы. А как же иначе? Выросла техника — не может отставать и человек. Трудно, конечно, трудно сидеть несколько часов над книгами после напряженного трудового дня. Не всякий выдерживает. Но большинство идет вперед,4