12
13
скоренный технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства страны — одна из важнейших задач, выдвинутых в решениях XXII съезда партии. Быстрыми темпами должно расти советское автомобилестроение и, в частности, двигателестроение. Увеличение удельной и абсолютной мощности при одновременном снижении веса, преходящегося 'на лошадиную силу, уменьшение расхода топлива, повышение надежности и долговечности — вот основные направления развития 'конструкций автомобильных двигателей. Наиболее важное достижение исследователей и конструкторов — значительное уменьшение расхода топлива на единицу работы. В США за истекшие 40 лет он снизился на 35%. Это .результат не только совершенствования конструкций двигателей и процесса сгорания в них, .но и повышения качества топлива, масел, шин, подшипников, совершенствования формы автомобилей. Снижение расхода топлива было достигнуто за счет многих отраслей промышленности и хозяйства, благодаря вложению «рунных средств. Советские двигателестроители также добились в последнее время значительного успеха т этой области. При этом, наряду с использованием других возможностей, они пошли по новому пути, получив снижение расхода топлива на единицу работы за счет ускорения процесса сгорания и интенсификации смешивания топливовоздушной смеси. Речь идет о создании на Горьковском автозаводе в содружестве с научными работниками Института физической химии Академии наук СССР оригинального форкамерного двигателя ГАЗ-52, применение которого на автомобилях ГАЗ-51 снижает эксплуатационный расход топлива до 15%. Такая большая экономия достигнута только за счет конструктивных усовершенствований и нового способа зажигания горючей смеси. Форкамерный двигатель ГАЗ-52 спроектирован на базе шестицилиндрового двигателя ГАЗ-51 и имеет одинаковый сУ Износыосновных деталей двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-52 в микронах на 1000 км пробега по данным заводских испытаний Коленчатый вал Цилиндры блок 1.5 1.8 гильзы 3.00 2,71Модельшатунные шейки 1.93 — 2,03 1.33коренные шейки 1,19—1.34 1,11ГАЗ-51 ГАЗ-52ним рабочий объем — 3,5 л. Блок цилиндров, впускной и выпускной трубопроводы, к аки многие другие оригинальные его детали, м ожно обрабатывать на существующем (несколько модернизированном) оборудовании' Горьковского автозавода. Форкамерные двигатели в течение нескольких лет испытывались на многих автомобилях в разнообразных эксплуатационных условиях. Испытания дали положительные результаты. Они неизменно подтверждали, что форкамерные двигатели по сравнению со стандартными обеспечивают экономию топлива т пределах 10-15%. Так, в 1961 г. при пробеге по маршруту Москва — Ташкент — М о ­ сква средняя экономия составила 12%. На испытаниях в Сочи она была равна 14,7% (форкамерные двигатели были установлены на открытые туристские автобусы ГАЗ-51). Автомобили, занятые перевозкой хлеба в Москве, в среднем за год дали экономию топлива 14%, а при работе с прицепом — 10%. Как показали испытания, форкамерные двигатели ГАЗ-52 в среднем расходуют топлива по 210 г/л. с.-ч., тогда как двигатели ГАЗ-51 — п о 270 г/л с.-ч. По топливной экономичности двигатель ГАЗ-52 не уступает двигателям американских автомобилей и даже превосходит их, хотя и работает на бензине с меньшим октановым числом. За счет чего достигнуты такие результаты? 8 современных карбюраторных двигателях, чтобы достичь устойчивости работы, в цилиндры подается так называемая богатая смесь. Иными словами, подается топлива больше, чем необходимо для его полного сгорания. В этом случае часть несгоревшего топлива в виде вредных для здоровья человека газов выбрасывается в атмосферу, загрязняя ее.. Для полного сгорания топлива и, следовательно, экономного его использования, необходимо добиться устойчивого зажигания обедненной смеси с быстрым распространением фронта пламени. В каждом цилиндре форкамерного двигателя ГАЗ-52 имеются две камеры: основная, где расположены впускной и выпускной клапаны, и соединенная с ней соплами малая камера, В последней расположены свеча зажигания и небольшой впускной клапан. В основную камеру, как правило, подается обедненная смесь, в малую же — сильно обогащенная. При сжатии смесь в ней несколько обедняется. Объясняется это тем, что из основной камеры поступает сжатая обедненная смесь, но заряд малой камеры остается переобогащенным. Эта богатая смесь легко воспламеняется от свечи зажигания, и продукты неполного сгорания через сопла устремляются в виде факела в основную 3. «За рулем» № 12камеру. Они активизируют смесь, как бы подготовляя ее для горения, и в конечном счете .поджигают ее, обеспечивая быстрое сгорание. Ускоренное сгорание и интенсивное перемешивание смеси в камере дают возможность снизить требования к антидетонационным качествам топлива. Вот почему при одном и том же топливе в форкамерном двигателе по сравнению с обычным карбюраторным удается повысить степень сжатия, а следовательно, и термический коэффициент полезного действия. • совокупности эти два обстоятельства В позволяют получить значительную экономию топлива. Следует еще иметь в виду преимущества форкамерного двигателя, вытекающие из .повышения мощности и крутящего момента примерно на 12%. Большие скорости, меньшее число переключений передач также уменьшают расход топлива, облегчают управление автомобилем и снижают себестоимость перевозки грузов.По конструкции форкамерный двигатель лишь незначительно усложнен против современного верхнеклапанного карбюраторного. Добавляются клапан форкамеры и его привод. Несколько усложняется конструкция карбюратора и впускного трубопровода для обеспечения питания форкамеры. Но, как показали испытания, это не влечет за собой какихчпибо трудностей в эксплуатации. Форкамерный двигатель, несмотря на повышенную мощность, п о износостойкости несколько превосходит двигатель ГАЗ-51 (см. таблицу). Это достигнуто за счет трехслойных .вкладышей подшипников коленчатого вала, грязеуловителей в его шатунных шейках, центробежной очистки масла и, наконец, более равномерного теплового режима. В двигателе ГАЗ-52 применено раздельное охлаждения головки и блока цилиндров: блок имеет охлаждение термосифонное, а головка — принудительное, от .водяной помпы. В двигателе ГАЗ-52 применена верхнеклапанная схема газораспределения. Благодаря этому улучшено наполнение цилиндров .и облегчен доступ к клапанам для регулировки тепловых зазоров. Отработавшие газы форкамерного двигателя почти не имеют вредных для здоровья человека продуктов неполного сгорания (угарный газ и др.). Тем самым он выгодно отличается от обычных карбюраторных. Это открывает перспективы широкого применения его при работе в трудновентилируемых помещениях (тоннели, склады, трюмы судов и т. д.).Схема устройства форкамерного двигателя: 1 — к арбюратор основной камеры ; 2 — к арбюратор малой камеры ; 3 — подача смеси в малую камеру; 4 — поршень; 5 — р аспределительный вал; 6 — толкатель; 7 — основная камера сгорания: 8 — сопло малой камеры ; 9 — м алаякамера сгорания; 10 — свеча; 11 — штанга толкателя; 12 — вал коромысел газораспределения; 13 — коромысло; 14 — к лапан малой камеры ; 15 — к лапан основной камеры; 16 — подача смеси в основную камеру.13