26
27
М<+Ш^4£*<С44^Ф1^«РОГУС»польскийРОТАТИВНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬНа рисунке 2 представлена принципиальная схема двигателя. В картере 1 имеется продолговатая рабочая камера, образованная из двух полуокружностей, описанных по радиусам Rи соединяющих плоскостей N- В геометрических центрах полуокружностей (т. е. «осях» радиусов) симметрично к середине рабочей камеры, на расстоянии «а» друг от друга, расположены эксцентриковые валы 2и 21. Ход обоих эксцентриковых валов, вращающихся идентично, равен 2е. Поршень 3 имеет форму, соответствующую форме рабочей камеры и сидит на эксцентриках валов 2и 21. Его полуокружности описаны по радиусу г (который меньше чем R на величину е), а соединительные плоскости п между этими полуокружностями, равны по длине соединительным плоскостям рабочей камеры. В середине поршня имеется золотник 4. передвигающийся в своих пазах. При движении поршня золотник 4 скользит по соединительным плоскостям рабочей камеры, осуществляя одновременно уплотнение. При этом поршень скользит по золотнику вверх и вниз. Золотник делит рабочую камеру на две части. Каждый раз при вращении поршня в ней образуются камеры с изменяющимся объемом (между поршнем, стенками рабочей камеры и золотником). В золотнике и картере предусмот-Рис. 2. Принципиальная схема теля «Рогус».двигаКак уже сообщалось в печати, польский инженер Рожицкий еще за несколько лет до второй мировой войны создал проект ротативно-поршневого двигателя. Война прервала его работу. причем почти готовая модель двигателя была уничтожена. Возвратившись после войны из фашистского концентрационного лагеря Рожицкий продолжал свои исследования, .которые завершились созданием проекта двигателя; на него выданы патенты в двух странах — Польской Народной Республике и ФРГ. В настоящее время работы над ротативно-поршневым двигателем Рожицкого ведутся в производственных условиях, на дизельном заводе в Андрихове. В польской печати сообщается о новых экспериментальных исследованиях в этой области и опубликовано описание принципиальной схемы двигателя, которому присвоено наименование «Рогус». Двигатель состоит из двух основных элементов — зарядного и рабочего. Оба элемента разделяются в свою очередь на две равные части (цилиндры) и выполнены идентично. Конструкция двигателя показана на рис. 1, где: 1 — картер, 2 — сдвоеные эксцентриковые валы, 3 — .ротативный .поршень, 4 — золотник и5 — накопительная камера. В зарядном элементе осуществляется всасывание и сжатие топливо-воздушной смеси. Сжатая здесь топливо-воздушная смесь направляется в рабочий элемент и при сгорании расширяется, осуществляя рабочий ход двигателя. Затем происходит выталкивание отработавших газов. По аналогии с поршневым двигателем. новый ротативно-поршневый двигатель Рогус можно рассматривать, как двухцилиндровый, двухтактный, с двухцилиндровым компрессором. За каждый оборот коленчатых валов • (в данном случае. эксцентриковых: валов) происходят два рабочих хода. •Pa.6o4u.ix элемент.&ZZЗарядный, элемент.Рис. 1. Конструкция основных элементов ротативно-поршневого двигателя «Рогуо. рены каналы и .клапаны для впуска и выпуска .рабочего заряда; управление ими осуществляется вращением поршня. .Принцип действия зарядной части ясен из рисунка 3. В положении «а»впускной прорез 5, расположенный в лобовой стенке картера, закрыт поршнем. а выпускной клапан 7 открыт. Эксцентриковые валы вращаются в левую сторону. В положении «б» топливо-воздушная смесь засасывается в камеру через соединенный с впускным прорезом 5 открытый канал 6в золотнике 4. В камере 1' сжатие заканчивается и заряд выталкивается через клапан 7и попадает в накопитель 5 (см. рисунок). Когда поршень доходит до положения «в», клапан 7 перекрывается. Выталкивание закончено. Камера засасывает смесь дальше через впускной прорез 5и достигает своего максимального объема в положении «г». Впускные прорезы 5и6 закрыты, т ак же каки клапан 7. В камере 1 начинается сжатие. Точно такой же процесс происходит по другую сторону золотника 4. Для простоты, однако, процесс, происходящий в рабочем элементе двигателя показан на тех же рисунках. Положения а—г на рисунке 3в этом случае следует рассматривать в обратной последовательности, считая, что эксцентриковые валы вращаются в правую сторону, хотя в действительности в рабочем элементе двигателя вращение так же направлено в левую сторону. Из накопителя 5, который наполняется из зарядного элемента сжатой топливовоздушной смесью, последняя перетекает через возвратный клапан к лобовому впускному отверстию 11. В поршне 3 имеется камера сгорания 13. Она имеет отверстие 12 в боковой стенке поршня, которое для наполнения камеры сгорания соединяется с впускным прорезом 11. Давление в накопителе соответствует конечному давлению сжатия в двигателе. При одном нз положения эксцентриковых валов сжатая смесь воспламеняется от запальной свечи 14. При сгорании происходит расширение заряда и рабочий ход двигателя. Выпуск продуктов сгорания осуществляется через канал 9в золотнике 4и боковые выпускные прорези 10 в картере. Рис. 3. Принцип действия двигателя. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОПЛИВНЫЙ НАСОСНа ряде спортивных автомобилей в последнее время все шире применяются топливные насосы с электрическим приводом. Объясняется это прежде всего тем. что электрический насос можно устк'Овить в любом месте автомобиля, не подвергая его вредному влиянию тепловых излучений от двигателя, которые часто служат причиной нарушений в подаче топлива. В этой связи представляет интерес новая конструкция электрического топливного насоса, выпуск которого начала недавно фирма Пирбург в ФРГ. В отличие от известных электрических насосов мембранного типа, здесь речь идет о поршневом насосе, отличающимся компактностью н высоким коэффициентом полезного действия. Устройство и принцип действия насоса ясны из рисунка. На схеме слева показано положение при открытом впускном клапане, когда поршень насоса идет вверх, засасывая топливо. Справа показано положение при закрытом впускном клапане, когда поршень насоса идет вниз и отжимает топливо вверх. находится в подвеске скобы прерывателя, контакт которого на массу прижимается при откидывании к укрепленному контакту массы. Включением зажигания осуществляется замыкание цепи тока в насосе. В этот момент ток от аккумуляторной батареи (или от генератора) начинает протекать через обмотку катушки, создавая вокруг нее электромагнитное силовое поле. В результате поршень насоса, попадая в силовое поле, двигается вниз. Когда верхний конец поршня покидает силовое поле откидного магнита. последний притягивается в свое исходное положение. Контакты прерывателя вновь открываются, вследствие чего протекающий через обмотку катушки ток размыкается и электромагнитное си» ловое поле вокруг нее пропадает. В момент размыкания начинает действовать сила поршневой пружины, которая возвращает поршень насоса вверх и процесс начинается вновь. Для устранения обгорания контактов полость насоса, в которой находится система прерывателя, заполнена газом (гелием). Это обеспечивает исключительно£**^J&*<t*4>*6UЮГОСЛАВСКИЙ МОПЕДЮгославский завод «Товарна Моторни Колес» начал выпуск мопедов «Колибри» с одноцилиндровым двухтактным двигателем рабочим объемом цилиндра 49 смз. Этот двигатель, имеющий возвратную продув1су и степень сжатия 6,5 : 1, развивает мощность 2,3 л. с. при 6600 об/мин. Он выполнен в одном блоке с двухступенчатой коробкой передач и многодисковым сцеплением, работающим в масляной ванне. Передача на заднее колесо осуществляется роликовой цепью, размещенной в закрытом картере. На двигателе имеется декомпрессионный клапан. Шасси мопеда состоит из штампованной стальной рамы оболочкового типа. телескопической передней вилки с гидравлическим амортизатором и задней маятниковой подвески с телескопами. Переднее и заднее колеса взаимозаменяемы, они снабжены колодочными тормозами на всю ступицу. Габаритные размеры мопеда: длина — 1810 мм, высота — 990 мм, сухой вес — 55 кг, допустимая нагрузка — 90 кг. Мопед развивает скорость до 50 км/час. Расход топлива • 1.6 л на 100 км. — Мопед выпускается в двух вариантах — с кикстартером ис педалями. В первом случае на мопеде устанавливаются щиток для ног водителя и подножка.УДОБНАЯ КАБИНАВ новой модели двухтонного грузовика «Остин» обращает на себя внимание устройство кабины водителя, имеющей ряд удобств по сравнению с обычными кабинами. Как известно, современная компоновка автомобилей по типу «кабина над двигателем» при всех своих эксплуатационных преимуществах связана с некоторыми неудобствами для водителей. В частности. чтобы попасть в кабину, обычно приходится перелезать через переднее колесо. В новом грузовике «Остин» дверца кабины выполнена наискось, под углом в глубь платформы; благодаря этому водитель имеет возможность, воспользовавшись подножкой, войти в кабину сзади, то есть со стороны платформы. Кроме удобства, это делает вход в кабину и выход из нее более безопасными. Преимуществом такого размещения дверцы является также возможность открывать ее в узких проходах или при тесном размещении автомобилей в гараже. Кабина снабжена панорамным ветровым стеклом, обеспечивающим водителю хорошую обзорность. Новинкой являются также застекленные люки непосредственно над передними колесами на уровне ног водителя. Эти люки позволяют водителю более уверенно маневрировать в узких местах погрузки и выгрузки, в тесных гаражах и т. д. Кабина оборудована сиденьем, регулируемым как по высоте, так ив горизонтальной плоскости.1 — труба, 2 — магнит, 3 — катушка, 4 — сетка, 5 — контакты прерывателя (открыты), 6 — поршень насоса, 7 — поршневая пружина, 8 — картер клапана, 9 — амортизирующая пружина, 10 — скоба прерывателя, 11 — цоколь прерывателя, 12 — пропускной клапан, 13 — впускной клапан, 14 — крышка, 15 — При нерабочем положении насоса (т. е. при разомкнутой цепи тока) поршень насоса удерживается пружиной в верхнем положении. Верхний конец поршня находится в силовом поле постоянного магнита, который своим согнутым под прямым углом полюсом откидывается относительно латунной трубки, охватывающей поршень. Центр вращения магнитакомпенсатор. 16 — мембрана компенсатора. 17 — выпуск топлива, 18 — контакты прерывателя (закрыты), 19 — электрический замок, 20 — корпус насоса. 21 — впуск топлива, 22 — крышка, 23 — магнит для улавливания металлических частиц.высокий срок службы описанного насоса. Проведенные испытания показали, что насос надежно работает как при низких температурах окружающего воздуха (до минус 50°), так и при тропической жаре (до плюс 60°). Несмотря на высокую производительность, достигающую 100 л топлива в час. насос потребляет весьма мало электроэнергии.МОДЕРНИЗАЦИЯМИКРОАВТОМОБИЛЯДАФГолландский завод Ван-Доорн начал выпуск модернизированных микроавтомобилей ДАФ с автоматической передачей «вариоматик» (ее конструкция была описана в свое время на страницах «За рулем»). Модернизация коснулась главным образом двигателя, рабочий объем которого увеличен до 750 смз. Мощность двигателя возросла с 19 л. с. до 26 л. с. при 4000 об/мин; увеличился также максимальный крутящий момент (с 4,5 до 5.8 кгм), причем двигатель развивает его при меньшем числе оборотов(2500 об/мин). Удельный показатель литровой мощности возрос до 35 л. с./л против 32 л. с./л у прежней модели. В автоматической передаче «вариоматик» также произведены некоторые конструктивные изменения; они коснулись в основном размеров, с целью повысить общее передаточное число главной передачи. В результате модернизации значительно улучшились динамические качества автомобиля, максимальная скорость возросла с 87 км/час до 105 км/час.27