14
15
Дорогу новой мотоциклетной технике!-По материалам совещаний работников мотоведопромышденностисписке трудовых В съезду КПСС естьподарков XXII строки, вписанные коллективами наших мотоциклетных заводов. Начат выпуск новых машин «Иж-Юпитер», М-103, «Ковроаец 175-Б». Разработаны новые модели мотоциклов и мотовелосипедов, которые увидят свет уже в этом году. Это мощный «Урал» Ирбитского завода, заметно превосходящий своих старших собратьев М-72 и М-61. Это значительно видоизмененный ИЖ-56, получивший звучное название аИж-Планета». Это, наконец, изящная «Львовянка» — современный мотовелосипед с новым двигателем Д-5. Выпуск мотоциклов, мотороллеров, мопедов и мотовелосипедов достигнет в текущем году внушительной цифры — примерно 1 млн. штук. Миллион советских тружеников получит в свое распоряжение двухколесного друга с мотором, который поможет им в труде и быту, в спорте и отдыхе. Достижения советских мотоциклостроителей несомненны. Но это уже не может удовлетворить нашего потребителя, который хочет видеть отечественные мотоциклы не просто хорошими, а самыми лучшими, самыми надежными и красивыми в мире. Что же надо сделать, чтобы удовлетворить возросшие требования! Обсуждению этих вопросов было посвящено большое совещание работников мотовелопромышленности, созванное в конце минувшего года Государственным комитетом Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению, Главным управлением по межреспубликанским поставкам товаров народного потребления Госплана СССР и Выставкой достижений народного хозяйства. Совещание собралось в знаменательное время — вскоре после XXII съезда партии, принявшего великую программу КПСС Программа строительства коммунизма предусматривает гигантский размах производства предметов народного потребления, в том числе товаров культурно-бытового назначения. Видное место среди них займет продукция мотовелозаводов.Машины, которые будутСовещание началось с доклада начальника и главного конструктора ЦКЭБ мотоциклостроения В. В. Рогожина об основных направлениях развития конструкций мотоциклов, мотороллеров и мопедов. Доклад этот позволил заглянуть в завтрашний день нашей мотоциклетной промышленности.К открытию совещания была приурочена большая экспозиция продукции мотовелозаводов. Наряду с моделями 1961—1962 годов здесь демонстрировались и экспериментальные образцы: «Вятка-175», новая «Тула», киевский К-650 с верхнеклапанным двигателем и другие. Они служили своего рода наглядной иллюстрацией к тем перспективам, которые раскрыл докладчик. Появятся новые мопеды. Это будут модели с легкими штампованными рамами и двигателями мощностью в 1,2 л. с , позволяющими при незначительном расходе топлива (1,5 л на 100 км) развивать скорость 40 км/час. Модернизируются полюбившиеся в городах и селах мотороллеры. «Вятка» приобретет новые формы и новое содержание. Предполагается оснастить ее восьмисильным двигателем 175 см', унифицированным с «Ковровцем». На смену «Туле-200» придет «Тула-250» с легкой коляской. Ее двигатель рассчитан на унификацию с двигателем будущего мотоцикла класса 500 см 3 . Следующим шагом в разработке конструкций мотороллеров явится создание такой машины, которая, сохраняя все преимущества роллера, позаимствует от мотоцикла его маневренность и высокую проходимость. Макетный образец подобного «мотоциклороллера» создается сейчас в ЦКЭБ на базе «Ковровца». В свою очередь новые мотоциклы сблизятся с мотороллером. Введение штампованных рам, глубокая защита заднего колеса в сочетании с облицовкой сделают их более удобными и комфортабельными. Иными станут и двигатели. В докладе особенно подчеркивалось, что принятый рядом иностранных фирм способ повышения мощности двигателей за счет увеличения числа оборотов — это не наш путь, ибо он неизбежно ведет к снижению эксплуатационных качеств мотоцикла. Для дальнейшего поднятия мощности имеются другие резервы, позволяющие одновременно решить и проблему долговечности двигателя. Доклад начальника ЦКЭБ дополнили сообщения главных инженеров и главных конструкторов заводов о разработке новых перспективных моделей и направлениях экспериментальных работ. Наши конструкторы взялись за актуальные проблемы современного мотоциклостроения — применение плоского золотника на впуске горючей смеси в двухтактном двигателе, непосредственный впрыск топлива и другие. Выступления представителей заводов показали, что конструкторские коллективы обрели силы, созрели для решениясерьезных задач по созданию семейства советских мотоциклов, мотороллеров и мопедов, отвечающих самым взыскательным запросам потребителей. Тем более обидно было слышать горькие слова тех же ораторов, сетовавших на то, что конструкторская мысль часто не может обрести реальную почву.Мертворожденные конструкцииКак бы ни был хорош проект новой машины, никто не возьмется с чистой совестью сказать, что создана действительно хорошая модель. Только воплотив ее в металл и всесторонне испытав, можно ответить на этот вопрос Как известно, такие образцы рождаются в экспериментальных цехах. О них-то на совещании зашел большой разговор. И не случайно. Экспериментальная база для поиска, для творчества и новаторства стала сегодня чуть ли не самым узким местом Ирбитского и Киевского заводов, предприятий Удмуртского и Владимирского совнархозов и других. В Ирбите, например, за последнее время конструкторский отдел расширился, пополнился молодыми талантливыми инженерами. Они предложили много нового, технически интересного. А результаты! Они более чем скромны. Изза слабой пропускной способности опытного цеха (он не может «переварить» и трети работ конструкторов) десятки выполненных проектов пылятся на полках. Новая техника часто остается на бумаге ив планах, потому что совнархозы не уделяют внимания развитию экспериментальных баз мотозаводов. Между тем в создании таких баз заинтересованы буквально все: широкому потребителю это сулит резкое улучшение качества машин, заводам — огромную экономию, снижение себестоимости г продукции, мотоспорту — возможность создания отличных машин для кроссов, многодневных и шоссейно-кольцевых соревнований. Учитывая это, совещание в своем решении обратило внимание Госплана СССР и Госпланов союзных республик, Комитета по автоматизации и машиностроению, совнархозов на необходимость расширения экспериментальных баз, улучшение финансирования конструкторских и научно-исследовательских работ. Особо имеет смысл сказать о планировании работ по новой технике. Сейчас создалось нетерпимое положение. Задания заводам на проектирование новых моделей поступают по многим14 каналам. Их дает Госплан СССР, Госпланы республик. Комитет по автоматизации и машиностроению, совнархозы. Но задания, как правило, не подкрепляются материально-техническим обеспечением, а обилие их нередко сбивает с толку. На конкретных приме-. pax это убедительно показал в своем выступлении главный инженер завода, выпускающего мотороллеры «Вятка», тов. Кривошей. Оказывается, нет у мотоциклостроения хорошего хозяина, нет общесоюзного мотоциклетного центра, который координировал бы работу заводов, направлял ее, помогал в создании новых конструкций. Многие выступавшие в прениях указывали на причину создавшегося положения. Государственный комитет по автоматизации и машиностроению не уделяет должного внимания производству мотоциклов. Характерный пример. В конце 1961 года Госкомитет определил головные проектно-конструкторские организации. В длинном списке названы все виды массовой продукции машиностроения, вплоть до холодильников и швейных машин, за исключением... мотоциклов и велосипедов. Наша мотоциклетная промышленностькрупнейшая в мире. Пора обрести ей настоящую научно-конструкторскую базу. Лучше всего, если это будет институт мотоциклостроения, который сможет взять в свои руки решение важнейших вопросов технической политики мотоциклетной промышленности. Такое пожелание записано в решениях совещания, и армия мотоциклистов ждет, что оно будет реализовано. Беспризорность мотоциклостроения породила многие болезни, в частности такие, как белые пятна в типаже и недопустимо медленное внедрение новых моделей. Об этом говорил в своем выступлении представитель торгующих организаций И. Козлов. С 1959 года ждал потребитель мотоцикл «ИЖ-Юпитер» и с 1960 — мопед «Рига», а увидел их только в конце 1961 года, причем массовый выпуск мопеда еще и сейчас находится под угрозой срыва, так как Шяуляйский завод не наладил производства двигателей. Много лет красуется на выставке минский мотоцикл М-101. Он должен заполнить пустующее место в типаже, от3 веденное для класса 250 см . Однако Белорусский совнархоз не предполагает выпускать мотоцикл ив 1962 году. Не умрет ли эта модель, так и не увидев света! Во всяком случае на совещании уже раздавались голоса, что надо создать одноцилиндровый двигатель рабо3 чим объемом 250 см с лучшими параметрами, чем двухцилиндровый М-101. Совещание в своем решении подчеркнуло нетерпимость задержки в создании новых образцов и их внедрения в серийное производство. Оно предложило ряд мер, которые могут обеспечить постоянное обновление конструкций с учетом запросов, требований потребителей. К сожалению, в решении ничего не сказано о необходимости резко увеличить выпуск тяжелых мотоциклов с колясками. Между тем именно в этих машинах особенно нуждаются жители сельскохозяйственных районов и прежде всего целинники.Слово„незапланированных" ораторовЧтобы уложиться в регламент, руководители совещания вынуждены были отказать в предоставлении слова многим «незапланированным» ораторам. А жаль! Судя по выступлению инженера М. Р. Шапошникова («Роспосылторг»), эти товарищи могли бы сказать много полезного. Тов. Шапошников говорил о запчастях. Около трех миллионов жителей наших городов и сел пользуются мотоциклами, мотороллерами, мотовелосипедами, и перед каждым из них раньше или позже встает проблема запчастей. Из-за отсутствия их на местах особенно страдают сельские мотолюбители. Н оне только в деревне — в крупных городахНа Выставке достижений народного хозяйства открыта экспозиция продукции мотоциклетной промышленности. Н аснимке : стенд спортивных мотоциклов. Фото В. Довгялломногих запчастей днем с огнем не сыщешь. Дельцы и спекулянты греют руки на нехватке дефицитных деталей и продают их из-под полы втридорога. Если промышленность выпускает огромное количество мотоциклов, говорил оратор, то терпимо ли, что невозможно достать к ним запчасти. Разве можно допустить, чтобы вещь, вызывающая при покупке счастливую улыбку человека, через некоторое время заставляла его тяжело вздыхать. Ведь обидно иметь машину и держать ее на приколе из-за того, что в продаже нет, например, дисков сцепления, покрышек, тросов. Положение со снабжением запчастями нельзя назвать иначе, как критическим. Правда, на 1962 год планируется выпустить их на 12 млн. рублей больше, чем в прошлом году. Но эта обнадеживающая цифра сама по себе не решает проблемы. Нужно, чтобы потребность в запчастях исчислялась не только в рублях, но ив номенклатуре. Лишь тогда план выпуска станет надежной гарантией того, что каждый владелец двухколесной машины сможет нормально ее эксплуатировать. Среди «незапланированных» ораторов оказались и представители спортивной общественности. Создалось впечатление, что спортсмены, тренеры, механики явились для организаторов неожиданными гостями. Но их голос все-таки услышали работники мотозаводов. Заслуженный мастер спорта А. Силкин и тренер П. Разживин изложили претензии мотоспортсменов промышленности. А еще ценнее, что о создании спортивной техники говорили представители заводов, причем даже таких, как Киевский и Минский, много лет стоявших спиной к спорту. Обрадовало сообщение начальника конструкторского бюро тов. Фишера. Завод возобновляет производство мотоциклов для шоссейно-кольцевых гонок на базе двигателя аИЖ-Ю» и работает над 24-сильным кроссовым мотором класса 350 см 3и шестиступенчатой коробкой передач. В то же время тревожно прозвучали выступления главных инженеров Киевского и Ирбитского заводов т. Будылина и т. Костевича, сигнализировавших о том, что выпуск спортивных мотоциклов находится под угрозой срыва. Ленкарз отказывается делать карбюраторы К-99. Нет тахометров, нет специальных шин. Качество машин, как спортивных, таи и дорожных, зависит не только от мотозаводов, но и от их смежников, выпускающих топливную аппаратуру, резиновые изделия, электрооборудование. А они-то, как показало совещание, не поддерживают усилий мотоциклостронтелей в создании новой техники. * * * Совещание приняло решение, наметило план действий. Чтобы успешно реализовать его, нужна помощь Госплана СССР, Госпланов республик. Государственного комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению. Но главную помощь в атом должны оказать совнархозы — Удмуртский, Владимирский, Свердловский, Киевский, Белорусский, Тульский, Кировский, Литовский. Опираясь на их поддержку, мотоциклостроители смогут обеспечить советских людей самыми добротными и самыми комфортабельными машинами.3.15