Бурными аплодисментами встретили парни и девушки, до отказа заполнившие зал житомирского автодорожного техникума, приветствие корреспондента чехословацкого радио Штефана Горского. Ведь перед ними выступал бывший ученик известного в нашей стране национального героя Чехословакии, Героя Советского Союза партизана Яна Налепки, Павшего смертью храбрых на Житомирщине. «Я учился в местечке Ступава близ Братиславы, когда к нам в школу пришел новый молодой учитель, быстро завоевавший сердца своих учеников», — начал свой рассказ Штефан. И перед слушателями возник живой, общительный Ян, беспредельно любивший свой народ и правду, правду о Советском Союзе. Именно за это он подвергался преследованиям. За утверждение правды на земле, за будущее чехословацкого народа отдал свою жизнь Ян Налепка. С воспоминаниями об освобождении Чехословакии от гитлеровских захватчиков выступил Е. Н. Матушевский, бывший командир самоходного артиллерийского полка. С волнующей речью выступил перед трудящимися Новоград-Волынскэ Герой Советского Союза Половец, награжденный правительством Чехословакии крестом «За боевые заслуги». В Харькове, Полтаве, Ровно и других городах Украины в дни месячника советско-чехословацкой дружбы демонстрировали чехословацкие фильмы. Невозможно рассказать обо всех встречах и митингах. Спортсменам жали руки люди разных возрастов, профессий и национальностей. Но все они — и ки евские рабочие, и пионеры из Лубен, и колхозники из Сваляв вкладывали в это пожатие одно чувство — братскую солидарность с народами ЧССР. А вот новые рукопожатия — уже в чехословацком городе Кошице, куда прибыли советские участники эстафеты. Руководитель советской делегации дважды Герой Советского Союза А. Ф . Федоров, возглавлявший во время войны партизанское соединение на Украине, передает нашим друзьям горсть земли, политой кровью чехословацких воинов в боях под Харьковом. Три дня провели участники эстафеты в Чехословацкой Социалистической Республике. За это время они побывали в гостях у крестьян сельскохозяйственного кооператива в Бияцовце, у рабочих подшипникового завода в Прешове, встретились с учащимися техникума г. Свита. И с трибуны, и в личных беседах мы слышали одну просьбу: передать советскому народу чувство любви и благодарности за освобождение Чехословакии от фашистского рабства. Повсюду на чешском, словацком и русском языках звучал призыв «С Советским Союзом — на i вечные времена!» ( Пройдя большой путь от Москвы до границы, побывав в гостях у трудящихся Чехословацкой Социалистической Рее-1 публики, каждый участник эстафеты мог1 убедиться в глубоком значении слов о< д ружбе народов СССР и ЧССР, сказан-, ных генеральным консулом Чехословакии товарищем Рудольфом Шмиц на ми тинге трудящихся во Львове: ' «Наши отношения — не просто друже-( ские. Это семейные отношения, отноше-, ния подлинного братства». . В. БОГАТОВ,1 инструктор ЦК ВЛКСМ. IК итогам учебного года в организациях ДОСААФГлавноелась новая инициатива — обучение курсантов смежным профессиям. Теперь нередко в программы курсов шоферов включается изучение трактора, комбайна и других сельскохозяйственных машин. Так, в организациях ДОСААФ Целинного края будущие шоферы по специальной 96-часовой программе знакомятся с приемами управления комбайном, а водители хлопкоуборочных машин изучают автомобиль. В Белоруссии, Узбекистане, во многих областях Украины и РСФСР овладение второй и даже третьей специальностью стало обычным и обязательным делом воспитанников ДОСААФ . В дни, когда в сельском хозяйстве и промышленном производстве страны широко идет процесс комплексной механизации и автоматизации, это начинание имеет большое государственное значение. Его следует всемерно развивать ив новом учебном году. За последнее время сеть досаафовских учебных организаций значительно выросла и расширилась за счет многочисленных самодеятельных АМК и автошкол, образованных на общественных началах. «В период развернутого строительства коммунизма, — говорится в принятой XXII съездом Программе КПСС, — повышается роль общественных организаций». Это положение в полной мере относится ик деятельности оборонного Общества. Сегодня в стране насчитываются сотни хозрасчетных автошкол и самодеятельных автомотоклубов. В Белоруссии, например, около 70% подготавливаемых шоферов выпускают хозрасчетные школы. Минская автошкола имеет свои филиалы в двадцати районах области, Гомельская — в восемнадцати, Витебская — в пятнадцати. Самодеятельный АМК Челябинского металлургического завода только в 1961 году обучил око ло 500 шоферов и мотоциклистов. Клуб имеет пять учебных классов, четыре автомобиля, двадцать четыре мотоцикла. Хорошо готовят водителей хлопкоуборочных машин на ташкентском заводе «Ташсельмаш». Много различных специалистов воспитала первичная организация ДОСААФ Волгоградстроя. Следует, однако, сказать, что кое-где недооцениваются новые формы массовой подготовки технических кадров. Ни одной хозрасчетной автошколы не было организовано в прошедшем году, например, в Коми АССР, Мордовии, Якутии, Хабаровском крае, Томской, Смоленской, Псковской и других областях Российской Федерации. В подготовке технических специалистов на „общественных началах следует отметить 1 полезное начинание Азербайджанского политехнического института в Баку. С помощью партийной и комсомольской организаций, ректората на всех факультетах института начато обучение шоферовчлюбителей. Теперь каждый окончивший ВУЗ получает с дипломом инженера и права водителя. Эта инициатива бакинцев должна найти поддержку всех досаафовский организаций высших и средних специальных учебных заведений страны. в прошлом учебном году несколько повысилось качество подготовки води-Двадцать второй съезд КПСС развернул перед советским народом грандиозную программу построения коммунистического общества в СССР. Для создания материально-технической базы коммунизма различным отраслям промышленности и сельскому хозяйству потребуются миллионы хорошо обученных и подготовленных к практической деятельности специалистов. Значительную помощь .в этом оказывает народному хозяйству страны добровольное Общество содействия армии, авиации и флоту. Трудно найти сейчас такую стройку, промышленное предприятие, совхоз или колхоз, где бы успешно не трудились рабочие, получившие специальность в организациях ДОСААФ или при их содействии. В коллективах Общества закончился учебный год. 8 трудовую армию строителей коммунизма влился новый отряд специалистов, воспитанных досаафовскими организациями. Большая работа бьрла проделана во всех республиках, областях и районах страны. Но наибольшие успехи достигнуты в коллективах Украины, Казахстана, Узбекистана, Краснодарского края. Саратовской, Новосибирской и Курганской областей. Каковы же итоги закончившегося учебного года? Что нового внес он в жизнь организаций добровольного Общества? Что следует сделать для дальнейшего повышения качества подготовки технических кадров? воспитание и обучение технических кадров всегда были и остаются одним из главных участков работы коллективов ДОСААФ . В закончившемся учебном году, отвечая требованиям жизни, многие организации патриотического Общества не только увеличили общее число обучаемых специалистов, но и значительно расширили профили их подготовили. Сегодня среди выпускников автомотоклубов, школ и курсов при первичных организациях ДОСААФ не только шоферы, но и экскаваторщики, комбайнеры, бульдозеристы и водители других сельскохозяйственных машин. Учебные организации становятся подлинными центрами воспитания кадров механизаторов. В целом ряде областей и районов они сумели почти полностью удовлетворить потребности села а технических специалистах. Радуют хорошие результаты работы Павлодарского АМК Целинного края. Коллектив автомотоклуба, значительно перестроив свою работу, полностью подчинил ее нуждам сельского хозяйства и промышленности края. Имея сравнительно небольшие учебные площади, павлодарцы встали на путь широкой организации обучения на местах — в районных центрах, совхозах, стройках, Автомотоклуб подготовил для своих филиалов 26 преподавателей и инструкторов практического вождения из числа лучших шоферов и механиков. Большую помощь в создании учебно-материальной базы оказали ему и руководители предприятий. В итоге только в этом году Павлодарский АМК обучил для народного хозяйства республики около 2000 шоферов. В минувшем году в Казахстане роди-2 в нашей работетельских кадров и других технических специалистов. В целом ряде организаций ДОСААФ число сдавших аГАИэк замены с первого раза составляет 90 — 9 7 % . С реди них Мелитопольский, Бирский, Евпаторийский автомотоклубы, отдельные группы автомотоклуба Ниж него Тагила. Это — результат четкого планирования, окрепшей учебно-материальной базы коллективов общества, совершенствования методики обучения. Развернутый учебный план, как из вестно, является основой всего процес са подготовки будущего специалиста. Приятно отметить, что в прошедшем году руководители автомотоклубов и курсов первичных организаций ДОСААФ подошли к составлению учебных планов значительно болеесерьез но, н ежели это делалось раньше. В ка честве положительного примераможно сослаться на продуманный учебный план Рязанского АМК , в которомнаря д уссоблюдением последовательности изучения отдельных теми разделов особое внимание уделено планированию занятий по вождению автомобиля. Е ще недавно побригадные графики выполнения практических работ ира бот по техническому обслуживанию автомобилей являлись редкостью: их можно было встретить вМосковскомдаещеш нескольких автомотоклубах. В прошедшем году они дополняли тема тические планы уже многих учебных ор ганизаций ДОСААФ . Х орошо эта ра бота была проделанав Ставропольском АМК Куйбышевской области. А вЗапо р ожьеперед началом учебногогода разработали и утвердили на областном методическом сборе даже поурочные планы по всемразделампрограммы . О днаконередкоеще руководители отдельных АМК , составляя учебный план, н е неходят из реальных возмож ностей клуба, наличия классов, оборудования, инструмента. Недостаточно еще уделяется внимание вопросам планирования а первичных организациях ДОСААФ. Слабо контролируют постановку учебного про цесса вних райкомы и обкомы ДОСААФ. С ерьезнымтормозомв повышении качества подготовки технических кад ров является отсутствие единого мето дического центра. П ериферийные автомотоклубы, что называется, варятся в собственном соку. Н аши учебные организации не имеют методических разра боток по всем разделам программы, д о сих пор нет единого методическогопо собия по преподаванию устройства автомобиля, правил движения и вождению, а также единой программы подготовки шоферов-профессионалов. Явно устаре ли программы шоферов-любителей и мотоциклистов. Видимо, пора Управлению военно-технической подготовки ЦКДОСААФ возглавить иметодическую работу на ме стах. П окажевметодике обучения ещемного погрешностей и разнобоя. О т дельные разделы программы изучаются обособленно друг от друга, занятия по изучению устройства автомобиля не всегда увязываются с практическими ра ботами, а правила движения — с вожде 1* нием автомобиля. Часто инструктор начинает практическую езду тогда, когда курсант не получил еще необходимого минимума знаний по Правилам движе ния транспорта. Н ередкоеще работы по техническому обслуживанию проводятся не на ком плектных автомобилях, а на отдельных агрегатах, что очень мало соответствует реальной обстановке и условиям обычной эксплуатации автомобиля. В результате учащиеся, закончив обучение и проделав предусмотренный программой объем работ, на практике оказываются просто беспомощными. Х орошей учебной базой для вьетолнения практических работ, определенных программой , могут и должны стать автотранспортные предприятия. Руководители автохозяйств и закрепленных за ними автомотоклубов должны совместно разрабатывать 'графики производственной практики, в которых определять объекты работ исроки их выполнения. К сожалению , такая деловая связь автомотоклубов с производством не везде налажена и практические работы заме няются теоретическими занятиями. П ре одолеть этот отрыв обучения от жиз ни — одна из первоочередных задач в наступившем учебном году. Настало время подумать о создании при городских и областных автомотоклубах общественных методических со ветов. Такой совет образован и работает приМосковскомгородском автом отоклубеДОСААФ . Члены его изучаю т передовой преподавательский опыт, анализируют причины неудач, разрабатывают рекомендации по методике проведения занятий и оборудованию классов. В общественные советы следует вовлекать не только инструкторский и преподавательский состав АМК , но и работников автохозяйств, партийных и комсомольских организаций. В истекшем году пополнилась и значительно обновилась учебно-материальная база наших учебных организаций. За последнее время десятки автомотоклубов ДОСААФ получили новые учебные помещения. С реди них Магнито горский, Мопилевский, Троицкий, Батумский, Уссурийский, Советский, Калининградский и другие. Досаафовские коллективы страны в 1960—61 гг. централизованно закупили для учебных целей тысячи автомобилей и мотоциклов. Большое количество пом ещений для учебных классов и автомобилей для обучения вождению выделили руководители хозяйственных организаций. И все жев некоторых республиках и областях учебные организации Обще ства до сих пор находятся в неудовлетворительных условиях. Автомотоклубы Вологодской, Ленинградской, Читинской, Орловской и некоторых других областей, Киева, Гродно, Вильнюса, Владивостока размещеныв плохо приспособленных для работы зданиях. М едленноеще решаются на местах вопросы о передаче освобождающихся учебных помещений игаражей организациям добровольного Общества. Наряду с этим, следует больше внимания уделять наращиванию учебного оборудования собственными силами ор -ганизаций. Имеется немало хороших примеров, когда на создание и развитие материальной базы привлекаются силы общественников, преподавателей и, конечно, самих обучаемых. Здесь прежде всего можно назвать Таганрогский, Красноярский и Смоленский автомотоклубы. Интересен опыт работы Куйбышевского обкома ДОСААФ . В начале года он разослал всем учебным организа циям области примерную тематику по изготовлению наглядных пособий своими руками. В нейподробно были опре делены и перечислены объекты работ для рационализации и изобретательства, что оказало большую помощь автомотоклубам и курсам при первичных органи зациях. Только водном Ставропольс комАМК по этому перечню было из готовлено в 1961 году более 30 учебных пособий. С реди них макет гидравлических тормозов, стенды сприбора ми систем зажигания и питания, с орта ми топлив и масел идр . Оставляет желать лучшего техническое состояние учебных автомобилей и парковой службы наших АМК . Д аже учебный гараж столичного клуба лишь очень отдаленно напоминает типовое автохозяйство. В автомотоклубах не хватает автомобилей ЗИЛ , вместо ГАЗ-51 используются ГАЗ-63. В автомотошколах должны быть «Москвичи» и ГАЗ-69, но этих машин пока нет. М ного говорилось и говорится об улучшении навыков вождения автомбилей в сложных условиях, с прицепами. О днакоАМК обеспечены прицепами далеко не везде. Постоянный рост технической оснащенности народного хозяйства настоятельно требует, чтобы организации , клубы и комитеты ДОСААФ повседневно совершенствовали систему икаче ство обучения членов добровольного патриотического Общества. В новом учебном году необходимо ликвидировать серьезное еще отставание в практической подготовке выпускников ДОСААФ . Основная задача — так организовать практические занятия, чтобы все учащиеся выполняли все работы, предусмотренные программой . Для успешного осуществления еесле дует и дальше укреплять и развивать учебно-материальную базу. Основа нашего Общества — первичные организации. К омитетамДОСААФ следует усилить контроль за их дея тельностью, помочь им правильно поставить учебный процесс. Надо шире использовать и силы общественности в руководстве кружкамии курсами технической подготовки. Коммунистическая партия, говорится в новой ПрограммеКПСС , будет всесторонне способствовать дальнейшему развитию деятельности общественных оборонных организаций. Это положе ние прямои непосредственно относится кДОСААФ , в неми признание важности деятельности нашего Общества для дела укрепления обороны страны. Чтобы оправдать доверие партии, о р ганизации ДОСААФ должны ещере шительнее и настойчивей улучшать ка чество всей оборонно-массовой работы. Претворение в жизнь исторических решений XXII съезда КПСС , воспитание членов Общества в духе постоянной го товности кзащите Советского государ ства, неустанное распространение военно-технических знаний — главное вна шей работе.3