НА СЛУЖБУ ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУИзвестно, что верное решение того или иного технического вопроса приходит чаще всего не в результате кабинетных дискуссий, а как итог эксперимента и, в том числе испытаний, проведенных на автодромах и полигонах. Современные соревнования по автомобильному спорту в своем большинстве проходят на шоссейно-кольцевых трассах, где агрегаты автомобиля работают в весьма напряженных условиях. Воспроизвести такие условия при заводских испытаниях обычно невозможно. Это и определяет роль автомобильного спорта в создании и совершенствовании конструкции автомобилей. Чтобы успешно выполнить исторические решения XXII съезда партии, обеспечить быстрый технический прогресс в своей отрасли промышленности, автомобилестроители должны постоянно мо дернизировать выпускаемые ими автомобили, резко увеличить темпы этой модернизации и замены устаревших моделей новыми. Требуется значительно расширить исследовательскую работу в области проектирования автомобилей, отдельных их агрегатов и узлов. Необходимость в таких исследованиях диктуется и тем, что отечественные автозаводы все больше переходят к разработке оригинальных конструкций. Надежной опорой в этой творческой деятельности может служить хорошо поставленный эксперимент. Не секрет, что в прошлом при создании новых конструкций многое заимствовалось из зарубежного серийного автомобилестроения. Это лишало наших конструкторов творческой инициативы, нередко ориентировало их на случайные, ошибочные формы, в результате некоторые наши новые автомобили вскоре после начала выпуска попадали в разряд устаревших. Мы отнюдь не против использования зарубежного опыта. Ценные конструкции, всесторонне исследованные и испытанные, можно брать за образец. Но делать это надо не слепо, а творчески, применительно к нашим конкретным условиям. При подготовке серийного производства автомобилей нельзя игнорировать экономическую сторону дела. Принятый у нас порядок изготовления опытных образцов, когда.первые экспериментальные работы ведут непосредственно на готовых автомобилях, для чего создают опытные их партии, связан обычно с большими затратами средств и времени. Часто после того, как построено несколько образцов, выясняется, что выбранные заводом формы и конструкции автомобиля или агрегата не удовлетворяют современным требованиям и волей-неволей приходится повторять весь процесс создания нового автомобиля сначала. Один из прогрессивных методов испытания новых автомобилей, принятый многими крупными автомобильными фирмами в Европе, — это использование опытных агрегатов на машинах, участвующих в спортивных состязаниях. Практически это делают так. Конструктор, используя последние достижения автомобильной техники, создает опытный образец агрегата — улучшенный «по отдаче» и облегченный по весу. После доводки в стендовых условиях его устанавливают на гоночный или спортивный автомобиль, и вот на соревнованиях агрегат всесторонне проверяют при весьма напряженных, хотя и переменных режимах работы. Таким образом испытывают все новые узлы и агрегаты. М ожнос уверенностью сказать, если автомобильный завод в состоянии сделать хорошую гоночную машину, ему наверняка под силу создать совершенный пассажирский автомобиль. И наоборот — завод, выпускающий плохие серийные машины, вряд ли сможет построить более или менее приличный гоночный автомобиль. В нашей стране, к сожалению, автомобильные заводы в течение ряда лет находятся в стороне от автомобильного спорта, не уделяют ему достаточного внимания. Лишь в последнее время сделаны шаги, которые позволяют надеяться, что ошибки прошлого будут постепенно устранены. Так, Московский городской совнархоз наметил ряд мер по организации и развитию экспериментально-исследовательских работ в области спортивного автомобилестроения; в экспериментальных цехах автозавода им. Лихачева иМЗМА созданы экспериментально-исследовательские бюро спортивных автомобилей. Они будут заниматься сборкой, доводкой и проверкой скоростных машин, а также готовить и проводить кроссовые испытания. Проектирование же скоростных автомобилей, опытных агрегатов и узлов грузовых машин возложено на работников основных конструкторских бюро и групп. Автомобильные заводы должны создавать скоростные конструкции, учитывая основной профиль своего производства. Московскому автозаводу им. Лихачева, например, выпускающему легковые машины с двигателями большого литража, целесообразно строить рекордные автомобили соответствующего класса и исследовать работу двигателей и других агрегатов в непрерывных пробегах на дистанциях 500, 1000 и более километров. Безостановочное движение автомобилей в течение длительного времени позволит не только испытать опытную конструкцию, определить ее перспективность, но и получить исчерпывающие материалы о тепловом режиме агрегатов, их надежности. Нет сомнения, что такие испытания дадут возможность побить ряд всесоюзных и международных рекордов. В классе «В», например, к которому относятся автомобили ЗИЛ, международные рекорды скорости к тому же невысоки; для дистанции 500 км они равны 243,52 км/час и дистанции 1000 км — 220,74 км/час. Завод им. Лихачева может проводить также исследования на гоночных машинах и на так называемых автомобилях Большого Туризма, участвующих в шоссейно-кольцевых гонках ив ралли. Коллективу МЗМА целесообразно строить скоростные автомобили класса, которому соответствуют «Москвичи». Так, создание рекордных машин с двигателями рабочим объемом от 1000 до 1500 см ! позволит изучать и совершенствовать отдельные узлы и детали будущих конструкций «Москвича». Тот же опыт, но значительно быстрей можно получить, работая над гоночными и спортивными автомобилями. Большую пользу для серийной продукции завода уже сейчас приносит участие автомобилей «Москвич» а ралли. Мероприятия, проводимые Московским городским совнархозом, открывают широкие возможности для создания новых образцов автомобилей, совершенствования их конструкций. Автомобильный спорт будет служить техническому прогрессу в автомобилестроении. В свою очередь и спортивная общественность получит от автозаводов большую, квалифицированную помощь. Инж. С. ГЛАЗУНОВ, начальник лаборатории скоростных автомобилей автозавода им. Лихачева.8 «