НЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМПосле опубликования в № 4 туркала „За рулем" (1961 г) замети и „Лодка на подводных крыльях" в редакцию поступило много писем. Водномоторники просят подробнее рассказать на страницах журнала об установив подводных крыльев на „Казанке". Их интересуют такте вопросы изготовления крыльев и эксплуатации лодки. С просьбой ответить читателям на их вопросы редакция обратилась к конструктору крыльев И. С. Малышеву. Hume публекуется его статья (с ссылками на рисунки, помещенные в № 4 туркала). юралевая лодка «Казанка», на- к о т орую были установлены подводные крылья, эксплуатировалась два сезона (1960-1961 гг.) в Куйбышеве. За это время она подверглась некотор ымпеределкам . Были сняты дистанционное управление мотором , рулями глубины и сами рули глубины. Л одкаи без них хорошо выходит на крылья на дистанции 20 — 3 0 м, ровно идет по прямой и сама делает кренв сторону разворота при перемещении румпеля. Заднее крыло установлено на одной высоте с передним на расстоянии 200 мм от киля. П ри этом удлинены на 50 мм боковые стойки заднего крыла. Установочный угол обоих крыльев ра вен 0°, плоскости их параллельны и одинаково удалены от скул лодки. Так оеизменение улучшило устойчивость и проходимость лодки на более высокой волне. В связи с увеличением высоты задне го крыла до 200 мм потребовалось опустить мотор до 260 мм (для этого увеличен вырез втранце ) ; винт должен вращаться на уровне заднего крыла, выходя выше его плоскости не более чем на 30 мм . Э то самый простой способ. Н о вырез втранце ухудшает ходовые качества лодки. Его можноизбе жать, если удлинить дейдвудную трубу мотора или поставить затранцемкрон штейны для крепления доски под мотор на томже уровне. На чертежевжурнале « З а рулем» № 4, 1961 г. были неточно указаны раз м еры боковых наклонных частей перед него крыла. На самом деле оно симметрично, о беего боковины имеют длину по 400 мм . Высота центральных опорных стоек крыльев по 200 мм , ш и рина 80 мм , толщина 2 — 3 мм , наклон 20°. Расстояние от передней кромки переднего крыла до транца 2700 мм , от передней кромки заднего крыла до транца — 220 мм . Д ля изготовления крыльев применяют трубу диаметром500 — 5 30мми длиной не менее 1650 мм . Вес лодки 100 кг, мотора — 32 кг, крыльев — 18 кг , запас бензина 15 кг, полезная грузоподъемность лодки 205 кг (3 пассажира), а общий вес, т а ким образом , составляет 370 кг. Л одка имеет длину 4600 мм , ширину бортов по скуле 1260 мм , высоту бор та — 480 мм , транцы — 380 мм . Многие приобрели «Казанки» последних моделей и хотят установить на них подводные крылья. Эти лодки не сколько отличаются от «Казанок», выпускавшихся ранее, габаритами, весом и большой парусностью. Д ля них нужны крылья длиной не 800, а 1000 мм , чтобы компенсировать вес и повысить устойчивость при боковом ветре. Горизонтальная часть крыльев в этом случае удлиняется за счет их боковых сторон. То же самое могут сделать те , кто хочет получить большую подъемную Пассажиры не должны перемещаться во время движения на крыльях, поэтому места надо определить заранее. Д ля лодки столкновение с бревнами идругими препятствиями представляют особую опасность. Чтобы избежать этого, водитель должен изучить фар ватер. Скорость улодки на подводных крыльях выше, ч ему обычной, поэтому для безопасности не следует ходить на. н ей около других судов, вблизи пляжей. П ри выходе на крылья необходимо, давая газ, наблюдать за носом лодки, который поднимается при выходе из воды переднего крыла; вслед за передним начинает выходить зад нее и тогда нос начинает опускаться. Выход на крылья определяют прежде силу за счет скорости на «Казанках» всего по звуку мотора и по прекра первого выпуска. П ри этом скорость щению образования волн и толчков уменьшится до 40 км/час, а грузоподъо воду. Л одкакак бы летит, не касаясь емность увеличится на 50 — 6 0 кг. У дли воды. П ри отрыве корпуса лодки от нение крыла по горизонтальной части воды необходимо несколько сбавить на каждые 10 см, дает прирост подъемобороты вала двигателя. Если крылья ной силы 18 — 2 0 кг, но не беспредельно. установлены правильно и пассажиры Несколько слов об обработке крыльев. р азмещены хорошо, лодка идет ровно, Трубу диаметром500 — 5 30мми длине «рыскает», н е покачивается сбор ной 1600 ммразрезают вдоль автогена борт ине срывается на ном на полосы по 125 — 1 30мм . Н апе та киль. П ри возникновении этих явлений реднее крыло иДет одна полоса дли следует проверить размещение пассаной 1650 ммидве полосы по 500 мм ; ж ирови установку мотора на одну из на заднее крыло — одна полоса дли трех опор наклона мотора. В случае, ной 1350 мми две — по 355 мм , на цен если обнаружится тенденция к «зарыватральные стойки нужны две пластины из нию» п ереднего крыла, надо поставить листового железа200X80X3мм . м отор на верхнюю защелку, а при из Вогнутую часть полос фрезеруютдо лишнем выходе и срыве переднего плоскости шириной 120 ммс хордой крыла — на нижнюю . Двигатель как бы 7,8 мм . Предварительно торцуют боко помогает выходу заднего крыла или вые стороны до 120 мм . т ормозит его. Развороты надо делать Для укрепления полосы на фрезер плавным отклонением румпеля мотора, н ом станке хорошо использовать П-обследя за креномизаносомкормы . разный швеллер, предварительно обра ботав его по высоте так, чтобы крыло При выходе на крылья мотор развилегло в него дугой хорды тремяли вает обороты выше обычных, т аккак ниями — одной вцентреи двумя боко не имеет полной нагрузки . М аксималь выми. Э то приспособление устраняет ную мощность можно снять, если из вибрацию полосы при обработке, облегменить передаточное число к валу винчает выверку приперемещении крыла. та или увеличить шаг винта с 240 до Центральная часть переднего крыла 270—300 мм. сваривается с боковыми под угломв За два года эксплуатации лодки с 75°, а заднего (боковые стойки) — под подводными крыльями мотор «Москва» углом 120°. Верхняя несущая часть кры не отказал ни разу. О н отлично выла дугой хорды направлена к килю или кдержал пробный переход по маршру поверхности воды и дает 2/3 подъемной ту Куйбышев — Казань: 480 км (по бере силы крыла. говой полосе) было пройдено за 13 хо довых часов со средней скоростью около К борту лодки стойку крыла крепят 37 км/час. Н а отдельных участках она плоской частью. Центральную стойку достигла 50 — 6 0 км/час, причем половиприваривают к крылу в середине, а на маршрута была пройдена при свежем верхнюю часть крепят болтами к килю. шквалистом ветре 10 — 1 2 м/сек. Крылья Примонтаже крыльев особое внимание в этом случае служили как шверт или следует обратить на установочный угол е киль яхты, увеличивая остойчивость (он должен быть равен 0 ) и параллельлодки. ность крыльев по отношению к килю. Выверять крылья удобно тонким шнуЛ одка на крыльях легко ведет за со ром, натянутым между ними. бой одного воднолыжника на скорости 25 — 3 0 км/час. Наблюдая за работой крыльев, мы заметили, что в местах выхода их из воРасход топлива унее сравнительно ды образуется «шлейф» из воздуха и невелик. Н а 480 км от Куйбышева до воды, с оздающий дополнительное со Казани потребовалось 80 л. Если устапротивление и закрывающий своими новить дополнительный бачок на 20 л, то брызгами просвет под лодкой. Э то явм ожно увеличить дальность хода до ление можно устранить, если поставить 230—240 км. на каждое крыло по две пластины-ножа Из писем читателей видно, что не размером80X25X2ммв 100 мм от навсем понятен принцип работы крыла. чала изгиба боковой части крыла вверх Ознакомиться с основами теории мож (на чертежевжурнале «За рулем» № 4 но по следующей литературе: указано большой белой стрелкой). i М. И. Ч ернов . Суда на подводных Лодка на подводных крыльях отлик рыльях . М.. Знание, 1960; Б. Г. Г ре бчается от обычной в управлении, н е н еви С. М. Г ребне в. К рылатые косколько иначе ведет себя на воде. П е рабли. М., Детгиз, 1959; И. А. Л уча н• к ийи А. А. Я новский . Суда нас ред выходом надо проверить крепле к рыльях . Судпромгиз, 1960; «Техника моние и чистоту крыльев, убрать водолодежи», 1959, № 3; 1960, № 2 и № 10; росли, ржавчину и посторонние пред «За рулем», 1960, № 4. меты с их поверхности, иначе будет И. МАЛЫШЕВ. сильное сопротивление при движении. Куйбышев.ПОДВОДНЫЕКРЫЛЬЯДна „КАЗАНКЕ"24