28
29
НОВЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ АВТОМОБИЛИ-АМФИБИИi**^^****^*^АВТОМОБИЛЬ «БАРКАС-1000» На народном предприятии Баркас в ГДР завершены работы по модернизации однотонного грузовика, выпускавшегося этим предприятием в течение ряда лет. Объем осуществленной модернизации настолько велик, что фактически речь идет о создании нового автомобиля, который не только приобрел новые качества, но и выгодно выделяется среди современных машин этого класса, выпускаемых в капиталистических странах. В частности, журнал «Крафтфарцойг-техник» указывает, что народное предприягие Баркас «сделало большой шаг вперед по сравнению с международным уровнем автомобильной техники в этой области». Характерной особенностью нового автомобиля является то, что в нем удачно сочетаются высокая экономичность грузовика с комфортабельностью и быстроходностью легкового автомобиля. Его основные конструктивные черты — несущий цельнометаллический кузов вагонного типа, передний ведущий мост, независимая подвеска колес и торсионные рессоры. Особый интерес представляет как по своей конструкции, так и по технологии изготовления несущий цельнометаллический кузов автомобиля. Созданию его предшествовали многочисленные эксперименты, имевшие целью, наряду с удобствами и конструктивными совершенствами, обеспечить продолжительный срок службы. Сборка кузова осуществляется по оболочковому методу с широким применением контактной электросварки. Для этой цели на народном предприятии применяют многоточечные сварочные автоматы, причем остальные секции кузова приваривают с помощью контактно-сварочных аппаратов с электронным управлением. Все места сварки подвергают предварительной обработке антикоррозийным составом и уплотнительноЙ пастой. В автомобилях с передним ведущим мостом важным фактором является распределение нагрузки на оси. У «Баркаса-1000» достигнуто очень благоприятное размещение центра тяжести, благодаря чему при полной нагрузке в 1000 кг на переднюю ведущую ось приходится на 60 кг больше, чем на заднюю ось. Это соотношение достигнуто низким расположением погрузочной площадки кузова, малым радиусом колес и размещением силового агрегата непосредственно над передней осью. С нагрузкой в одну тонну автомобиль преодолевает подъемы до 26 процентов, что практически является весьма высоким показателем для машин с передним ведущим мостом. На автомобиле установлен двухтактный трехцилиндровый двигатель с рабочим объемом 1000 смЗ (диаметр цилиндров — 73,5 мм, ход поршня — 78 мм). Хотя рабочий объем цилиндров по сравнению с прежней моделью увеличился лишь на 100 смЗ, мощность двигателя возросла более, чем на 17 л. с. Она составляет сейчас 45 л. с. при 3750—4000 об/мин, что обеспечивает автомобилю хорошую динамику разгона и максимальную скорость 95 км/час. Крутящий момент двигателя повысился с 8,5 до 9,5 кгм. Степень сжатия — 7,3. Охлаждение водяное, с помощью помпы. Однодисковое сухое сцепление имеет гидравлический привод: четырехступенчатая коробка передач снабжена синхронизаторами на всех четырех передачах и блокируемым свободным ходом. Она выполнена в одном блоке с двигателем и дифференциалом. Управление коробкой передач осуществляется рычагом на рулевой колонке. Низкое расположение кузова, распределение нагрузки на оси и привод на переднюю ось потребовали модернизации подвески автомобиля. В опорных трубах, которые одновременно ведут коленчатые рычаги, имеются подшипники торсионных рессор, которые симметрично размещены относительно продольной оси автомобиля под углом 70°. Опорные трубы, защищающие торсионные рессоры от дорожной грязи и непогоды, закреплены в силент-блоковых втулках, не требующих ухода. Торсионные рессоры всех четырех колес одинаковы. Ход рессор как передней, так и задней, равен 180 мм и ограничивается (вверх и вниз) упорными буферами. Регулировка рессор может осуществляться без демонтажа и при полной нагрузке автомобиля с помощью специального рычажка. Размещенные на коленчатых рычагах амортизаторы двойного действия рассчитаны так, что в сочетании с рессорами обеспечивают хорошее сцепление колес о грунтом. . Высокое качество независимой подвески, особенно ее хорошее стабилизирующее действие на виражах и при торможении, подтверждены многочисленными эксплуатационными испытаниями. На автомобиле установлены мощные тормоза с гидравлическим приводом; общая рабочая поверхность 900 см2. Много внимания было уделено улучшению условий работы водителя. Кабина водителя просторна и удобна, сидение легко регулируется. За сидением пассажира размещается отсек для запасного колеса, доступ к которому облегчается тем. что спинка пассажирского сидения откидывается вперед. Расположенный между сидениями двигатель прикрыт съемным капотом. Доступ к свечам и бабине осуществляется с сидения водителя. В целях глушения шума двигателя в кабине применены специальные уплотнения. Обращает на себя внимание широкое ветровое стекло панорамного типа, обеспечивающее водителю хорошую обзорность. Основные габаритные размеры автомобиля: длина — 4520 мм. ширина — 1860 мм, высота — 1850 мм; размеры грузового отсека кузова: длина — 2730 мм. ширина — 1680 мм, высота — 1400 мм; задняя и боковая двери открываются на 180°. Кубатура грузового фургона равна 6 мЭ.В американской армии проходит испытания новый автомобиль-амфибия, в котором применены некоторые необычные конструктивные решения. Обращает на себя внимание прежде всего то обстоятельство, что автомобиль с четырьмя ведущими осями и габаритной длиной 5760 мм весит всего 2000 кг. Такой низкий вес достигнут главным образом за счет широкого применения алюминиевых сплавов. Для сборки кузова идут алюминиевые листы, имеющие так называемую «сотовидную структуру». Практически это можно себе представить так, что два очень тонких листа соединены между собой слоем алюминиевых сот, которые весьма походят на соты обычных радиаторов. Такие кузовные листы отличаются весьма малым удельным весом и значительно превосходят по прочности и жесткости стальные листы. Подбор листов под заданную расчетную нагрузку осуществляется изменением размеров сот и толщиной наружного листа. Кузов новой амфибии, получившей индекс ХМ 521, полностью выполнен из описанных сотовых листов; он имеет несущую конструкцию. Полости под грузовой платформой заполнены пористым веществом (полиуретаном) с весьма малым удельным весом, что придает всему автомобилю плавучесть и непотопляемость.Грузовой вездеход-амфибия ХМ 521. На автомобиле установлен четырехцилиндровый оппозитный двигатель (типа «боксер»), развивающий мощность 95 л. с. Охлаждение воздушное, причем на каждый ряд цилиндров имеется отдельный вентилятор. Другой отличительной чертой конструкции является охлаждение масла с помощью впускного коллектора, который служит своего рода темплообменником между всасываемым воздухом и масляным картером. Крутящий момент передается через четырехступенчатую коробку передач (с синхронизаторами на 2—4-й передачах) и двухступенчатую распределительную коробку, имеющую передаточные числа 1 : 1 и 1,86 : 1. Привод осуществляется на восемь колес, имеющих независимую подвеску с пружинными рессорами. Управляемыми являются четыре передних колеса. Движение в воде осуществляется двумя винтами. При своем небольшом весе автомобиль имеет грузоподъемность 2500 кг и развивает максимальную скорость 88 км/час. Скорость автомобиля на воде достигает 8,3 км/час. Двигатель расположен под полом кабины водителя между четырьмя передними колесами. Моторный отсек вентн-«ДАНУВИЯ» ДЛЯ МОТОКРОССА На Будапештском заводе «ДанувияШершамгепгир» выпущена нулевая серия спортивных мотоциклов, предназначенных для кроссовых и шестидневных соревновании в классе 125 смэ. Новая спортивная «Данувия» имеет одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом, цилиндров 124 смЗ и степенью сжатия 10 : 1. В головке цилиндра имеются две свечи, работающие от одной катушки. Обращает на себя внимание большой воздушный фильтр; характерной конструктивной особенностью карбюратора является большое проходное сечение, равное 24 мм. Двигатель развивает мощность 10—12 л. о. при 6000 об/мин. На мотоцикле установлена трехступенчатая коробка передач. Шины — специального профиля, размер передней шины — 2,75—19, задней — 3,0—19. Габаритные размеры мотоцикла: высота — 1000 мм, длина — 1970 мм; дорожный просвет — 220 мм. Вес мотоцикла — 93 кг. Топливный бак вмещает 12 л.Легкий автомобиль-амфибия рат», модель ХМ 531.«Мусн28 лируется двумя шахтами, впускные и выпускные отверстия которых размещены на наиболее высоких местах кузова за кабиной водителя. Автомобиль может со скоростью 15 км/час входить в воду с косогора с 60-процентным уклоном, а также выходить из воды на Серег такой же крутизны. Одновременно в американской армии проходит испытания легкий автомобильамфибия, получивши наименование «Мускрат». Это маленький автомобиль. способный транспортировать как по земле, т аки по воде команду численностью до семи человек. Кузов автомобиля выполнен полностью из алюминия, причем плавучая часть имеет понтонную форму, и пассажиры размещаются на продольно расположенных сидениях. На автомобиле установлен двигатель, имеющий блок цилиндров из легкометаллического сплава с рабочим объемом 3,2 л. По сравнению со стандартным двигателем той же фирмы, имеющим чугунный блок цилиндров, он легче на 36 кг. Двигатель развивает мощность 129 л. с. Привод осуществляется на все четыре колеса (с выключением по желанию одной из ведущих осей). Подвеска колес независимая: передних — на поперечных рычагах, а задних — на продольных. Четырехступенчатая коробка передач, распределительная коробка, самоблокирующийся дифференциал и алюминиевые колеса с алюминиевыми тормозными барабанами спроектированы на автомобильных заводах Форда. «Мускрат» развивает максимальную скорость 96,5 км /час и преодолевает подъемы до 60 процентов. Радиус действия достигает 640 км. Габаритные размеры автомобиля: длина — 3760 мм, ширина — 2080 мм, база (расстояние между ведущими осями) равна ширине машины (2080 мм)..£*ш^&44Л^М^1ЯПОНСКИЕ МОТОЦИКЛЫ «ХОНДА» В истекшем спортивном году хорошо показали себя японские гоночные мотоциклы «Хонда», на которых были завоеваны первенство мира (в классе до 33 125 см и до 250 см ). Эти машины выпускаются крупнейшим японским мотоциклостроительным заводом Хонда ив некоторой степени отражают современный технический уровень японского мотоциклостроения. В связи с итогами чемпионата мира по шоссейно-кольцевым гонкам приобретают интерес сведения о новых моделях стандартных японских мотоциклов «Хонда», в которых, к ак указывает печать, применены многие конструктивные элементы, опробованные на спортивных машинах. Так, серийный мотоцикл «Бенли» (вверху) имеет двухцилиндровый верхпеклапанный двигатель, развивающий при рабочем объеме цилиндров, равном 124 смЗ (диаметр цилиндра — 44 мм, ход поршня 41 мм), мощность — 11,5 л. с. Правда, такая мощность достигается при очень высоких оборотах (9500 об/мин), и поскольку данных о сроках службы столь высокооборотпого двигателя не приводится, можно предположить, что они не слишком продолжительны; но, во всяком случае, такую мощность двигателя серийной машины класса 125 см 3 , следует признать сравнительно высокой. Передняя вилка и маятниковая подвеска заднего колеса выполнены из стальных штамповок, центральная рама также штампованная, сварная. Переднее колесо подвешено на коротком маятниковом рычаге. Как переднее, т аки заднее колеса снабжены гидравлическими амортизаторами. На мотоцикле установлена четырехступенчатая коробка передач со следующими передаточными числами: 2,97 — 1,83 — 1.35 — 1,00. Вес мотоцикла 120 кг. „ Мотоцикл выпускается в двух серийных модификациях, отличающихся лишь конфигурацией и конструкцией седла, а также расположением выпускной трубы (у одной из моделей она значительно приподнята). На базе мотоцикла «Бенли» создан гоночный мотоцикл «Супер-Спорт» класса до 125 смЗ, развивающий скорость до 130 км/час. Двигатель этого мотоцикла имеет те же размерности и рабочий объем цилиндров, но более высокую степень сжатия (10 : 1 против 8,3 : 1 у стандартного) и развивает мощность 15 л. с. при 10500 об/мин. Кроме того, его отличают от серийной машины узкий спортивный руль, тахометр, гоночные шины и алюминиевые крылья. На спортивной модели несколько изменены также передаточные отношения в коробке передач (2,35 — 1,47 — 1,04 — 0,94). Вес мотоцикла — 110 кг. Другой мотоцикл заводов Хонда — модель «Дрим» выпускается не только в двух аналогичных стандартных модификациях (с различием в конструкции седла и расположения выпускной трубы), но и со сменными двухцилиндровыми верхнеклапанными двигателями, которые, впрочем, широко унифицированы как друг с другом, так ис двигателем «Бенли». Один из них имеет рабочий объем цилиндров 247 смЗ (ход поршня и диаметр цилиндров равны 54 мм, степень сжатия — 9,0) и развивает мощность 20 л. с. при 8400 об/мин. Другой двигатель отличается лишь большим диаметром цилиндра (64 мм). При той же степени сжатия и несколько меньших максимальных оборотах (8000 об/мин) он развивает 24 л. с. В отличие от «Бенли», на котором установлено 6-вольтовое электрооборудование, мотоциклы «Дрим» снабжены 12-вольтовым электрооборудованием. Они развивают максимальную скорость 135 км/час и соответственно 145 км/час. Вес мотоцикла с двигателем класса 250 смЗ равен 143 кг, емкость топливного бака — 13 л; шины _ 3,25—16. Габаритные размеры мотоцикла «Дрим»: длина — 1900 мм, ширина — 670 мм, высота — 980 мм, расстояние между осями — 1310 мм. В производственную программу заводов Хонда на 1962 год входит микролитражный мотоцикл «Супер Кап» с четырехтактным двигателем, имеющим рабочий объем цилиндра 50 см 3 (внизу). Мотоцикл оборудован электрическим стартером (имеется также и кик-стартер). который включается нажатием кнопки на правой половине руля. Практически пуск двигателя осуществляется одной правой рукой — поворачивая рукоятку газа, нажимают одновременно большим пальцем на кнопку стартера. Двигатель имеет степень сжатия 8,5 : 1 и развивает мощность 4,5 л. с. при 9500 об/мин; максимальный крутящий момент (0,4 ктм) достигается на режиме 8000 об/мин. Цилиндр двигателя расположен почти горизонтально, он лежит под углом 10° относительно продольной оси мотоцикла. На мотоцикле установлены автоматическое центробежное сцепление и трехступенчатая коробка передач (2,69 — 1, 45 — 0,96), которая переключается с помощью ножного равноплечего рычага. Размер шин — 2.25—17. Вес мотоцикла — 65 кг, габаритные размеры: длина — 1780 мм, ширина — 575 мм, высота — 945 мм. База — 1180 мм. Вверху: мотоцикл Хонда, модель «Бенли» (125 см 8 ). Внизу: мотоцикл Хонда, модель «Супер Кап» (50 см 3 ).Детали системы зажигания маховиком, в котором она монтируется.КОНДЕНСАТОРНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ В Англии разработана своеобразная система зажигания, которая существенно облегчает пуск холодных двухтактных двигателей и обеспечивает их нормальную работу при больших изменениях состава смеси топлива с маслом. Важным элементом новой системы, получившей название «Мэджистер», является конденсатор, который через выпрямитель заряжается питающей катушкой. При смыкании контактов прерывателя конденсатор разряжается через первичную обмотку катушки зажигания, в результате чего во вторичной обмотке, так жекак и- в обычной системе зажигания, индуктируется ток высокого напряжения, поступающий на электроды свечи. Благодаря тому, что индуктирование тока высокого напряжения для образования искры происходит при смыкании контактов, а не при размыкании, мощность искры существенно увеличивается, так как она образуется значительно быстрее, чем в обычных системах зажигания, где при размыкании контактов между ними неизбежно возникает электрическая дуга, замедляющая процесс индуктирования тока. Проведенные опыты показали, что новая система зажигания обеспечивает легкий пуск и устойчивую работу двухтактного двигателя при составе смеси топлива, с маслом от 24 : 1 до 4 : 1 . Кроме того, во время испытании двигатель продолжал нормально работать и легко заводился, несмотря на сильное искусственное замасливание и загрязнение контактов прерывателя и электродов свечи. Преимущества применения новой системы зажигания на четырехтактных двигателях не столь очевидны, однако первые опыты показали возможность использования более дешевых сортов топлива вплоть до дизельного. Предполагают также, что новая система зажигания позволит повысить степень сжатия двигателя.Рис. 2. Принципиальная схема системы зажигания «Мэджистер»: 1 — питающая катушка; 2 — выпрямитель; 3 — конденсатор; 4 — первичная обмотка катушки зажигания; 5 — вторичная обмотка катушки зажигания; 6 — прерыватель; 7 — свеча зажигания.29