22
23
Опыт лучших — всем АМНикто, пожалуй, не станет возражать против того, что развернутый учебный план является основой всего учебного процесса. Это проверено жизнью, многолетней практикой подготовки водительских кадров в автомотоклубах ДОСААФ . Но план плану рознь. Бывает нередко так: на планирование тратится много времени, план обсуждается на методических совещаниях, а пройдет два — три месяца занятий и выявляется довольно неприглядная картина. План, как говорят, начинает трещать по всем швам. Товарищи разводят руками: как же так, ведь мы всё расписали, обсудили... Что им можно ответить? Причины невыполнения плана могут быть две: или он составлялся без учета реальных возможностей автомотоклуба (наличия классов, учебных агрегатов, инструмента, количества одновременно занимающихся групп), или же занятия велись бесконтрольно и не в той последовательности, как это намечалось. Опыт же передовых АМК показывает: там, где учебный план составляется продуманно, с учетом реальных возможностей, где весь процесс обучения организуется в строгом соответствии с этим планом, там налицо и успехи. Для обмена опытом, на наш взгляд, полезно познакомиться с представленным здесь развернутым учебным планом подготовки водителей третьего класса, составленном в Рязанском автомотоклубе (при шестичасовом учебном дне). Этот клуб уже не один год добивается высоких показателей в подготовке водительских кадров. Каковы основные достоинства предлагаемого плана? Прежде всего — в нем строго соблюдается последовательность учебного процесса, учитывается наличие учебно-материальной базы для ор ­ ганизации практических занятий по техническому обслуживанию, слесарным и разборочно-сборочным работам, четко расписано время для вождения учебных автомобилей. Чтобы как можно раньше приступить к разборочно-сборочным работам, к овладению теми практическими навыками, которые так необходимы будущему водителю, основное время в первые две недели отводится изучению устройства автомобиля. Поэтому в этот период на занятия по теории выделяется по 18 часов в неделю. Такой план дает возможность сообщить учащимся необходимый минимум знаний по конструкции автомобиля, что обеспечит сознательное и успешное выполнение практических работ. Производственное обучение планируется так: с 3-й по 12-ю недели на практические занятия отводится по 18 часов (из расчета по три часа в день), а на 13 и 14-й неделях — по шесть часов в день. Первые два занятия по слесарным работам и первое занятие по техническому обслуживанию рекомендуется проводить со всей группой. В дальнейшем слесарное дело пойдет параллельно с занятиями по техническому обслуживанию. В этом случае группа разбивается на две подгруппы (одна — на слесарных работах, другая — на техническом обслуживании). Такое распределение вы-НУЧЕБНЫЙ ПЛАН и реальностьзвано желанием повысить качество производственного обучения, полнее использовать имеющееся при АМК слесарное оборудование и инструмент. Д у ­ мается, что и качество занятий по техническому обслуживанию автомобиля будет значительно повышено, так как количество курсантов на каждом рабочем месте уменьшится вдвое. Опыт показывает: больше всего изъянов в планировании обнаруживается тогда, когда дело подходит к практическому вождению. Нередко людей снимают с теоретических занятий, курсанты пропускают лекции, беспорядочно толпятся в ожидании своей очереди, чтобы сесть за руль. Как этого избежать? В Рязанском АМК занятия по вождению проводятся в течение всей учебы из расчета по 3—4 часа в неделю на каждого курсанта. Исключение составляет только 15-я неделя (здесь на человека планируется один час). Причем время для вождения (за исключением первых двух недель) изыскивается за счет производственного обучения и за счет неурочных часов. Например, в течение третьей недели за счет разборочно-сборочных работ отводится три часа, а в четвертой неделе один час затрачивается на вождение во внеурочное время, два часа за счет техобслуживания и один час — слесарных работ. Надо сказать, что практическое вождение идет не в ущерб знаниям по другим дисциплинам. В самом деле, ведь курсант водит автомобиль в строго отведенные для него часы, а остальное время дня он затрачивает на производственное обучение. Возьмем к примеру тему № 1 по разборочно-сборочным работам. Программой на нее отводится 18 часов, из которых 15 часов курсант затратит на отработку темы, а три часа — на вождение автомобиля. Чтобы это было яснее, познакомимся с организацией производственного обучения. Обычно курсанты одной группы в 30 человек распределяются по шести рабочим местам. Если взять из плана третью неделю, то рабочие места будут организованы для разборочно-сборочных работ так, как показано на схеме 1. На схеме № 2 — распределение рабочих мест в шестую неделю обучения. В том и другом случае каждый курсант своего звена, будучи занятым все шесть дней на своем рабочем месте, сможет выполнить все указания инструктивных карт ив то же время пройти практику вождения. Из приведенных схем видно, что на занятия по вождению планируется по одному часу. М ожно отводить и по два, а в последние недели и по три часа подряд. В этом случае на практических работах одно место останется свободным, так как звено целиком уйдет на вождение. Необходимо оговориться: Организация рабочих мест по схеме № I и объем работ на них целиком зависит от количества имеющихся вАМК учебных агрегатов. Так жеи по схеме № 2. При достаточном количестве автомобилей для технического обслуживания и оборудования для слесарных работ на всех рабочих местах .(1—3 и 4—6) можно выполнить одинаковые задания по слесарным работам и техническому обслуживанию авто-ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРИ 6-ЧАСОВОМН 122232425262е72еУЧЕБНОМ ДНЕл и 11 2 10 12 13 14 15Наименование предметовК-во часовд 829 10 22Политзанятия Устройство автомобиля Эксплуатация Правила движения Слесарные работы Разб.-сбор. работы Техн. обслуживание Вождение22 142 18 68 32 104 124 50— — — —10 — — 218 18 12 12 10 10 10 10 10 10 6662 — — 4 — 4 242492469696 —а266——41 —18— — — _ — 18 3 20 — 4 12 24 3— —3— 18 — 18 24 — 17 — 3 439 49 4— 18 93 — 4— —36 4 — 13Экзамены — 2422 мобиля. Порядок перехода в этом случае будет организован согласно стрелкам, обозначенным пунктирами. Если же оборудования мало, то создаются места лишь для определенного вида работ и порядок перехода с одного места на другое будет организован, как показано на схеме (сплошными стрелками). Для практического вождения по указанному принципу необходимо иметь 5 автомобилей, закрепленных одновременно за двумя параллельно занимающимися группами. Планирование производственного обучения по показанным схемам дает возможность полнее использовать имеющуюся учебную базу, организованно проводить занятия по вождению автомобилей. При 4-часовом учебном дне производственное обучение также начинается с третьей недели. Его рекомендуется проводить по циклам. Слесарные работы проводятся параллельно разборочносборочным и техническому обслуживанию автомобилей. В чем же преимущество такого планирования? На схеме № 3 показана примерная организация практических работ в третьей и частично четвертой неделях. Занятия обычно проводятся по 4 часа через день. Группа постоянно делится на 8 звеньев по числу рабочих мест. На данной схеме показана организация как бы 4-х спаренных рабочих мест (одиндва; три-четыре; пять-шесть; семь-восемь) и переход с одного места на другое показан для каждой подгруппы. Если оборудования в АМК недостаточно, то на каждом рабочем месте будут организованы строго определенные работы. В таком случае время работы на одном рабочем месте уменьшится вдвое, а порядок перехода будет организован в последовательности 1—2—34—8—7—6—5 рабочих мест. И, наоборот, если оборудования вполне достаточно, то одна подгруппа будет заниматься только слесарными работами, а другая — разборочно-сборочными. Посты 1, 2, 5 и6 будут увеличены вдвое. Здесь точно так же за счет уменьшения часов на производственное обучение проводится практическое вождение автомобилей. Но так как рабочий день у инструкторов 7 часов, а занятия проводятся в течение 4-х часов, то вождение следует начинать на 1—2 часа раньше и заканчивать на час позже. Для организации занятий по вождению в этом случае необходимо закрепить за двумя параллельно занимающимися группами четыре учебных автомобиля. При планировании курса «Устройство автомобиля» необходимо как можно больше часов пройти в первые две недели, чтобы быстрее приступить к производственному обучению. С этой целью в первые недели планируется по 14 часов. Кроме того, для создания непрерывности в организации производственного обучения необходимо тему № 16 «Ознакомление с дизельным двигателем» изучать в конце курса. Представленный развернутый учебный план и схемы размещения рабочих мест дают возможность изучать весь материал в строгой последовательности и самостоятельно выполнять весь объем практических работ. Все это положительно скажется на качестве подготовки шоферов. А. БОГАЧКИН.СХЕМАСХЕМА23