Ее призваниена У нас обложкеВОСПИТАННИЦА ДОСААФ ШОФЕР БРАТСКОЙ ГЗСз кабины чистенького, без единой царапины автомобиля ГАЗ-51 легко выпрыгнула на притоптанный снег девушка в комбинезоне, в Серых валенках. Тряхнув выбившимся из-под цветного платка пышным чубом, она весело улыбнулась, должно быть, крепкому сибирскому морозуи белесому зимнему солнцу. В тот же миг щелкнул затвор фотоаппарата... Бармалеева Фаина приехала в Братск по путевке комсомола из Волгограда. Там, в автомотоклубе ДОСААФ Кировского района, она изучила автомобиль, получила удостоверение шофера-профессионала. Но в возведении Волжской гидроэлектростанции имени XXII съезда КПСС ей участвовать не довелось. Стройка уже вступала в завершающий этап, когда она только села за руль. Пришлось проситься в Сибирь. За полтора года пребывания в Братске на своем вездесущем «газике» Бармалеева наездила более 100 тысяч ки лометров по многочисленным строительным площадкам; стала шофером второго класса, заместителем секретаря комсомольской организации седьмого автотранспортного участка. Братский автомотоклуб ДОСААФ недавно организовал первое здесь автомобильное соревнование — на мастерство вождения. Бармалеева успешно участвовала в нем. Ее часто можно видеть на сцене — она активная участница художественной самодеятельности. Поэт Владимир Костров в стихотворении, посвященном Бармалеевой, писал в журнале «Юность»: Я встретил на Братской рабочую силу — она оказалась девчонкой красивой... Рабочая сила, а имя — Фаина. Ах, как она водит по стройкешодин из знойных дней 1926 года на окраине приднепровского села Большая Знаменка можно было наблюдать такую картину. По улице в тучах пыли двигался автомобиль. Вдруг он остановился. Сквозь плотное кольцо любопытных к самой кабине протиснулась светловолосая шустрая .девчушка. Как на сказочного героя, управлявшего ковром-самолетом, зачарованно смотрела она на водителя... «Взяться бы за черный блестящий руль и помчаться вдаль...» — часто потом мечтала она. Ее детские мечты сбылись. Правда, то был руль не автомобиля, а первого трактора, вышедшего на поля Знаменского колхоза. И все же сердце де вочки радостно билось, когда дядя Никифор (так звали тракториста) посадил ее рядом с собой и целый день возил по влажной пахоте. Шло время. Подрастала беловолосая девочка. Теперь ее все чаще и чаще видели у трактора. — Вот что Клава, — сказал ей однажды Никифор, — езжай-ка ты в город. Ш ко ла там для шоферов есть, «Автодор» называется. Но в школе девушку встретили холодно. — Молодая еще . Д аи не женское это дело — на шофера учиться, — ответил начальник, которому она вручила свое заявление и паспорт. С улицы сквозь решетку забора долго смотрела, как курсанты по очереди садились в машину, очень похожую на ту, что она видела много лет назад в деревне. Но из города Клава не уехала — устроилась домработницей и чуть ли не каждый день на протяжении двух лет бегала к воротам «Автодора». — Добьюсь своего, — упрямо твердила она. И вот — счастье! В школе освободилось место секретаря. Клаву приняли на работу. Стол секретаря стоял прямо против двери единственного в «Автодоре» учебного класса. Д ержаее всегда открытой, Клава хорошо видела преподавателя и старалась записать все, что тот объяснял курсантам. По вечерам часами просиживала над непонятными схемами, разбирала и собирала агрегаты. На занятиях по практическому вождению Клава всегда стояла рядомс инструктором, а как-то раз даже получила разрешение проехать по двору. Но как попробовать свои силы? Однажды, когда все ушли, девушка перелезла через забор, подошла к стоящей во дворе машине, отверткой включила зажигание, взяла заводную рукоятку. М отор ожил, машина тронулась с места... да так и не останавливалась до утра. В день экзамена инструктор попросил Клаву заготовить список на всех 44-х выпускников автошколы и отнести его в приемную комиссию. И тут девушка решается на отчаянный шаг. Она дописывает себя сорок пятой. А на следующий день газета «Донецкий рабочий» сообщала: «Выпуск школы «Автодор» в Сталино. Первая женщина-шофер!» Фамилия Клавы значилась в списке сдавших экзамены на «отлично». В профессии шофера она нашла свое призвание. Это было в 1935-м. С тех пор прошло 26 лет. Клава стала Клавдией Степановной Гераськиной, « Ф орд Т-1» уступил место «АМО-Ф-15», затем пошли ГАЗы, ЗИСы... Да разве все запомнишь. Но, пожалуй, никогда не забыть ей суровых военных лет, жгучих морозов на далеких сибирских дорогах и одиннадцати подруг в возглавляемой ею, тогда уже водителем 1-го класса, бригаде женщин-шоферов. Трудное было время. Колонна возила из далеких колхозов на элеватор зерно. Машины работали днеми ночью. Ремонт нередко приходилось производить прямо на дороге. Как-то в одной из машин засорилась система питания. Пока снимали приборы и продували, обморозились: мороз-то был до 40°. О днажды вызвал ее начальник автотранспортной конторы. — Товарищ Гераськина, в учебную эскадрилью нужен опытный водитель, д умаю направить вас. Сидевший у него офицер с нашивками летчика на гимнастерке, не скрывая огорчения, сказал: «Служба тяжелая, работать надо днеми ночью»... — Я ответила, — вспоминает Клавдия Степановна, — коротко: Справлюсь! Так и работала на трех машинах: д нем обслуживала полеты, а ночью возила топливо, боеприпасы, почту. После войны услышала, что нужны опытные водители на Сахалине. Поехала туда. С 1947 года работает Клавдия Степановна на Сахалине. Десятками благодарностей, премий и грамот отмечен ее добросовестный водительский труд. Прекрасное знание автомобильной техники, грамотная эксплуатация позволяют ей систематически экономить горюче-смазочные материалы, значительно превышать межре монтные пробеги автомобиля. Приглашали Клавдию Степановну работать инструкт оромв автошколу, но она предпочла остаться за рулем. На вкладном талоне ее водительских прав ни одной пометки, а дата выдачи — 1940 год — год, когда она стала водителем 1-го класса. 26 лет без нарушений и аварий... Что может быть лучшей характеристикой шоферу! Сейчас Клавдия Степановна — ударник коммунистического труда, она выполнила годовой план на месяц раньше срока и является одним из лучших водителей автохозяйства.Вмашину!Для водительского почерка Бармалеевой характерно завидное чувство маши ны, полная власть над ней в различных дорожных условиях — на спусках, подъемах, на поворотах, при движении по заснеженной целине, обледенелой дороге. У нее уверенная манера езды без тени риска. Там, где это необходимо, она осторожна и необычайно предусмотрительна. Порой кажется, что она даже чересчур серьезно реагирует на все мелочи дорожной обстановки. К ак то Фаине сказали об этом. «В нашей профессии ко всему, д ажек мелочам, нужно относиться очень серьезно», — ответила она. С этим нельзя не согласиться.Южно-Сахалинск.Н. ГЛУЗМАН, ст. госавтоинспектор.8