28
29
СЦЕПЛЕНИЕМОТОРОЛЛЕРА«МАНЕТ» В известном чехословацком мотороллере «Манет» осуществлена модернизация, коснувшаяся почти всех основных агрегатов машины. Но если в двигателе, ПРИБОР, УЛУЧШАЮЩИЙ ПОДВЕСКУ например, лишь несколько изменены правая и левая крышки картера, а в приводе от двигателя одинарная цепь Одним из важных преимуществ пневчены, кроме того, гидравлический реуступила место двойной (с соответстматической ггодвески в автомобилях явгулятор уровня, масляный резервуар и вующим изменением конструкции звезляется возможность удерживать кузов аккумулятор давления, задача которого дочек), то в узлах сцепления произведеавтомобиля постоянно на одном и том состоит в том, чтобы поддерживать давны изменения, которые фактически приже уровне относительно дорожного поление в маслопроводах, когда автомовели к созданию новой конструкции. лотна независимо , от нагрузки. Однако биль не движется в течение длительноконструктивная сложность и высокая го времени. Новое' сцепление мотороллера <?Манет*> стоимость пневматических подвесок Гидравлический амортизатор предпоказано на рисунке. Прежде всего слезначительно ограничивают их применеставляет собой по существу не что иное. дует сказать, что вместо применявшейние в стандартных автомобилях среднекак масляный насос, выдавливающий ся ранее одной центральной теперь в го класса, не говоря уже о малолитражмасло через несколько суженных отверсцеплении четыре периферийных пруных. Поэтому представляет известный стий или клапанов. Степень амортизажины. Они обеспечивают равномеринтерес новый, выпускаемый с начала ции толчков перемещающегося вверх и ность давления по всей контактной по1962 года прибор фирмы «Армстронг» вниз колеса автомобиля зависит, следоверхности дисков. Количество дисков (Англия), который легко встраивается в вательно. от величины этих выпускных также увеличилось, причем стальные стандартные автомобили и обеспечивает отверстий, причем работа насоса осудиски чередуются с дисками, имеющими автоматическое регулирование уровня ществляется в движущемся автомобиле пробковые накладки. Фланец сцепления кузова. Прибор рассчитан на наиболее постоянно и даже при движении по досидит на ведущем валу на пальцах, а распространенные в настоящее время роге с ровным гладким покрытием. на заплечике этого фланца установлен автомобили, имеющие переднюю подвесПринцип действия нового прибора и собарабан, вращающийся на игольчатом ку на пружинах и заднюю подвеску на стоит в том. что образующееся гидравподшипнике. Подсборка этого узла (балистовых рессорах. лическое давление используется при порабан сцепления, фланец и 32 игольчамощи обоих регулирующих клапанов тых ролика) осуществляется отдельно, Прибор представляет собой поршдля питания регулятора уровня кузова. с сортировкой по допускам, т аккак невый амортизатор, снабженный двумя лишь точной установкой барабана обесдобавочными клапанами, управляемыми Конструкция и схема действия припечивается отсутствие вибраций, вредно с помощью кулачков. В систему вклюбора ясны из рисунков 1—3. Валик рывлияющих на работу цепной передачи. чага амортизатора имеет два кулачка. установленные под определенным угМежду направляющими пальцами лом. Когда рычаг, совершая дугообразфланца свободно установлены упомянуное движение, достигает конечного потые выше пружины с направляющими ложения, вал приводит в действие клавтулками, действующими на нажимной пан. снабжающий маслом из аккумулядиск. тора давления (через несколько просверленных каналов) гидравлический Без существенных изменений остался регулятор уровня. Кузов автомобиля лишь привод сцепления, который дейстприподнимается на заданный уровень. вует посредством центральной направпосле чего сидящий на валике амортиляющей втулки и головки. Но и здесь затора кулачок поворачивается и закрыпоявились новые детали — опора вывает клапан. Когда нагрузка в автомоключения сцепления и шарик. Благодабиле уменьшается, начинает действоря тому, что опора выполнена из качевать второй кулачок (находящийся под ственной рессорной стали, она возврадавлением от аккумулятора первый клащается в исходное положение, как тольпан остается закрытым) и открывает ко освобождается рычаг выключения соответствующий ему второй клапан. сцепления: вместе с пружиной опора Благодаря этому обеспечивается передействует на валик, выключая сцеплетекание находящегося под давлением ние. масла из гидравлического регулятора в Соединение троса сцепления с этим масляной резервуар. выключающим валиком тоже несколько Первые испытания нового прибора на изменено, благодаря чему теперь нет стандартных автомобилях с пружинной необходимости вытягивать трос из конпередней подвеской и задними листовыцевого ролика и. следовательно, исклюми рессорами дали удовлетворительные чается возможность повреждения конца результаты. троса. Увеличение количества дисков сцепления, замена центральной пружины и другие описанные выше конструктивные Ри с. 1. Устройство прибора на передизменения значительно улучшили рабоней подвеске: 1 — маслопровод к масту сцепления. в частности, плавность ляному резервуару; 2 — элемент управего включения; повысился также срок ления, встроенный в гидравлический службы дисков. амортизатор; 3 — регулятор уровня над пружиной передней подвески. И, наконец, благодаря упомянутым выше изменениям в крышках картера двигателя появилась возможность легкого демонтажа сцепления, без разборки двигателя и ходовой части мотороллера. Для этого достаточно лишь снять леР ис . 2. Устройство прибора на задней вую крышку, перемещая ее вниз. подвеске: 1 — регулятор уровня, встроенный над серьгой рессоры; 2 — масляный резервуар; 3 — аккумулятор давления: 4 — гидравлический амортизатор с встроенным элементом управления; 5 — регулируемый шарнир на рыСцепление мотороллера «Манет» чаге амортизатора. 1 — барабан сцепления; 2 • палец; 3 — — игольчатые ролики; 4 — фланец: 5 — пружины; 6 — направляющие втулки; 7 — нажимной диск; 8 — центральная направляющая втулка; 9 — стальные Рис. S. Устройство регулировочного диски; 10 — диски с пробковой накладэлемента: 1 — кулачки на валике рычакой: 11 — головка: 12 — шарик; 13 — опога амортизатора для управления клапара выключения сцепления; 14 — выклюнами; 2 — маслопровод к масляному речающий валик; 15 — пружина. • зервуару: 3 — игольчатый клапан; 4 — подвод масла от аккумулятора давления; 5 — подвод масла к регулятору уровня.МФй^&ЯСЛ^^М^ kJSss)1,М . \ .„З^ЕэЁ ШНйР ' л ' .1iСИСТЕМА СМАЗКИ «АУТО-УНИОН»В автомобилях «Ауто-Унион» и ДКВ моделей 1962 года применена автоматическая система смазки двухтактных двигателей, у страняющаяряд недостатков, свойственных этим двигателям в силу /V.^^ж их конструктивной схемы. Как известно, двухтактные трехцилиндровые двигатели «Ауто-Унион» весьма капризны вРИ с. 1. Новая модель ПОЛЬСКОГО мопеда эксплуатации и требуют большой вниMR-2. мательности при заправке. Масло-бензовоздушная смесь проходит здесь через картер двигателя, в результате чего неНОВОЕ В МОТОЦИКЛОСТРОЕНИИ редко имеет место замасливание свечей ПОЛЬШИ и затемнение выхлопных газов. С обоими этими недостатками конструкторы В Польской Народной Республике напытались бороться, применяя специальряду с известными, выпускаемыми в3 ные свечи и обедняя масло-бензиновую последние годы мотоциклами ВСК-125 см смесь (с 1 : 25 до 1 :40). однако это не и четырехтактным «Юнаком», моторолвсегда давало должный эффект , особенно, лером «Оса» и мопедом «РИС», разрабоесли нарушались предписания о прат аны новые конструкции машин, намевильной дозировке смеси призаправке . ченных к выпуску в ближайшее вреНовая система в двигателях «Аутомя. Так, создан новый мопед MR-2 Унион» и ДКВ имеет в своей основе (рис. 1). отличающийся от своего предраздельную заправку топливом и масш ественника более сильным двигателем. лом. Последнее теперь не подмешиваеткоторый развивает при том же числе обося к топливу, а поступает к карбюратору из отдельного бачка, размещенного под капотом двигателя (бензиновый бак расположен в задней части автомобиля). При заправке , следовательно, требуется не масло-бензиновая смесь, а просто чистый бензин. В бачок заливаются обычные сорта масел. Схема действия новой системы показана на рис. 1. Свежее масло подается приводимым от двигателя насосом из бачка через сетчатый фильтр. Бачок снабжен воздухоотводной трубкой и мерным щупом. Насос приводится посредством клиновидного ремня и шестеренчатой передачи, причем плунжер насоса имеет переменный ход, регулируемый посредством тяг от дроссельной заслонки. Показанное на рисунке положение соответствует максимальной подаче масла при полном открытии дросселя, что определяется положением регулировочного валика. Маслопровод выР и с. 2. Мопед «Комар». ходит в распылитель главной дозирующей системы карбюратора и добавляет ротов мощность 1.8 л. с. Этот одноцилиндровый двухтактный двигатель 3 дозируемое количество масла к бензину. На рис. 2 показана работа системы на имеет рабочий объем цилиндра 49.8 см . холостом ходу. Ход плунжера насоса На мопеде установлена двухступенчатая очень мал, соответственно невелико и коробка передач и топливный бак емколичество поступающего под низким костью 5,8 л. Кроме того, изменена обдавлением масла, благодаря чему устралицовка и некоторые размерымашины , няется дымление при выхлопе. При благодаря чему общий вес снизился до этом положении на щитке приборов в 47 кг. В систему задней подвески вклюкабине автомобиля зажигается предучена резиновая подушка; передняя вилпредительная лампа. Когда давление в ка имеет телескопы. Новинкой по сравсистеме повышается, она гаснет (при нению с предыдущей моделью является условии, разумеется, если в бачке также регулируемое седло, позволяющее имеется достаточный запас масла). водителю изменять посадку. Максимальная скорость мопеда — 55 км /час. Введение такой автоматики ни в какой мере не отменяет самый принцип Другой новой моделью является мопед «Комар» (рис. 2). По простоте конструкции он приближается скорее к обычному велосипеду, но на нем установлен двигатель мощностью в 1.5 л. с. и двухступенчатая коробка передач. Задняя вилка жесткая, передняя подвеска выполнена скачающимися рычагами подобно конструкции «Симеон» (оба колеса имеют большие тормоза на всю ступицу). Р азработанатакже конструкция нового мотоцикла класса 175 см3 (рис. 3). На нем установлен двухтактный двигатель с рабочим объемом 174,8 см3 (диаметр цилиндра 61,5 мм, ход поршня 58 мм), развивающий мощность 9 л. с. при 5000 об/мин. Р ама двойная, т ак называемого «колыбельного типа», с перед ней маятниковой вилкой. Маятниковал подвеска переднего и заднего колес осуществляется при помощи пружинных рессор с гидравлическими амортизаторами-телескопами двойного действия. Обращает на себя внимание хорошо оформленная облицовка. Мотоцикл развивает максимальную скорость 90 км/час, его вес 122 кг. Конструкция мотоцикла позволяет использовать его. п ри соответствующих переРис 1. Система смазки двигателя делках, для спортивных целей, в част«Ауто-Унион» и ДКВ моделей 1962 г.: ности, д ля мотокроссов и многодневных 1 — масляный бачок; 2 — мерный щуп: соревнований. 3 — передача; 4 — м асляный насос; 5 — клиноременный привод; 6 — контрольная лампа; 7 — карбюратор: 8 — Р ис . 3. Мотоцикл M-I1 с двухтактным подвод топлива; 9 — дроссельная задвигателем 175 смА слонка; 10 — ось дроссельной заслонки; 11 — маслопровод: 12 — контрольный просвет; 13 — тяга дросселя: 14 — регулировочный валик; 15 — плунжер с переменным ходом; 16 — сетчатый фильтр : 17 — воздухоотводная трубка.^ и лЯжг/ 1 i\У 35Wяч > : ^т1^Ц/#«^Д^*^^е^смазки смесью, п ри котором на трущиеся детали двигателя постоянно оседает свежее масло. Это осуществляется каки прежде (засасываемой из карбюратора масло-бензо-воздушной смесью), причем названное преимущество сохраняется и при холодном пуске двигателя. Но теперь уже водитель может больше не заботиться о точной дозировке смеси при заправке: в двигатель подводится лишь то количество масла, которое потребно ему по режиму в каждый данный момент, т. е. соответственно числу оборотов и нагрузке. Автоматическая смазка потребовала применения отдельного масляного насося с клиноременным приводом от двигателя. Насос имеет переменный ход плунжера. При холостом ходе двигателя подаваемое количество масла весьма невелико; оно повышается по мере увеличения газа и достигает максимума при полном открытии дросселя. Этим обеспечивается дозировка в зависимости от нагрузки. Дозировка же соответственно числу оборотов осуществляется иначе: чем больше рабочих ходов плунж ера насоса в единицу времени, тем больше масла будет подано к карбюратору. Подача регулируется простым приспособлением, представляющим собой кулачковый диск, с вязанныйс системой тяг акселератора. Он изменяет ход плунжера и. следовательно, количество подаваемого насоса топлива, т. е. величину масляных капелек, подводим ыхк карбюратору. Количество же этих капелек зависит, напротив, от окружной скорости насоса и пропорционально числу оборотов двигателя. Свежее масло примешиваетсяк бензину в карбюраторе за главным жиклером и выходит из распылителя ужев смеси с бензином и воздухом. По данным фирмы , его расход благодаря новой автоматической системе значительно снижается и составляет при нормальных условиях эксплуатации около 1 о/п от расходуемого топлива. Благодаря этому двухтактные трехцилиндровые двигатели «Ауто-Унион» и ДКВ модели 1962 года расходуют масла не более, чем четырехтактные, д аже имея в виду, ч то сроки его смены в последних теперь сильно возросли. Объем бачка обеспечивает пробег автомобиля без заправки маслом от 2500 до 3000 км.Р ис . 2. То жев положении хода.холостого29