тональным плечевым. Впрочем, и здесь существуют варианты, связанные в основном с выбором точек и методов крепления ремней. Так, среди утвержденных Британским Институтом Стандартов одиннадцати различных систем ремней имеется семь комплектов, состоящих из поясного и плечевого ремней, три комплекта, состоящих из поясного и диагонального ремня, прикрепляемого к стойке двери, два комплекта с креплением ремней к полу и т. д. Выбор мест крепления при проектировании различных систем «ремней безопасности» оказался далеко не простой конструкторской проблемой. Дело в том, что наиболее эффективное крепление ремня переднего сиденья на уровне верха этого сиденья в большинстве выпускаемых стандартных кузовов типа седан практически невозможно. Крепление ремня к полу в точке, отнесенной возможно дальше назад, обеспечивает большую свободу для ног водителя, но имеет ряд недостатков. Стойки же дверей, к которым можно осуществить крепление, гораздо более уязвимы при аварии, чем жесткие штамповки пола. Выход из этих трудностей лежит в компромиссных конструктивных решениях, а также в соответствующем подборе материалов для изготовления ремней. По британскому стандарту, например, предохранительные ремни должны отвечать следующим основным требованиям: наименьшее усилие на разрыв — 1020 кг для плечевого ремня, 1360 кг для поясного и 1815 кг для полного комплекта ремней; удлинение ремня не должно превышать 25 процентов под нагрузкой 1020 кг для поясных ремней и 624 кг — для плечевых.ГИЕУНАЗА РУЛЕМ*ВАШЕ МНЕНИЕ?Обсуждается Спортивный Кодекс ФИАМ еждународная автомобильная фе"• дерация (ФИА) в связи с частыми катастрофами во время автомобильных гонок проводит различные мероприятия, направленные к обеспечению безопасности в автомобильном спорте. Специальные комиссии ФИА изучили все гоночные трассы и дали конкретные рекомендации по их улучшению. Предъявлены более жесткие требования к организаторам гонок в отношени размещения публики и обеспечения должного порядка. Новые требования предъявлены также к конструкции отдельных узлов и агрегатов автомобилей. Сейчас спортивная комиссия ФИА работает над улучшением Правил судейства и использования сигнальных флагов во время соревнований. В основе этой работы лежат предложения, внесенные Автомобильным Клубом Франции. Вот в чем они заключаются. 1. На трассе гонок должны быть контрольные посты, количество которых определяется ее конфигурацией и протяженностью. Обязательное условие — видимость одного поста другим с тем, чтобы можно было передавать сигналы флагами и контролировать всю трассу гонок. 2. Все контрольные посты (судьи на дистанции) должны иметь телефонную или радиосвязь с главным судьей соревнования. 3. Судьи на контрольных пунктах обязаны выполнять указания главного судьи и информировать его о всех происшествиях, состоянии трассы и погоды, поведении гонщиков и публики; предупреждать гонщиков посредством сигнальных флагов о состоянии дороги, обгоне, опасностях и т. п.; быстро ликвидировать опасные места (например, если на дороге разлито масло, его нужно засыпать абсорбирующим материалом, таким, как цемент). 4. На наиболее ответственных контрольных пунктах должно быть не менее 5 судей (старший судья, его помощник и три судьи). Один из судей, используемый только для сигнализации, должен иметь комплект флагов. Сигнализации флагами уделяется особое внимание. При этом предлагается следующее их значение: н еподвиж н ый флаг — предупреждение об изменениях на трассе, когда нужна большая внимательность и осторожность, п од в ижный (с размахиванием) — трасса представляет опасность и необходимо снизить скорость. Д вафлага , выброшенные одновременно, — опасность очень большая, двигаться можно, но очень осторожно. Рекомендуется применять следующие флаги. Г олубой (как ив кодексе ФИА): неподвижный — за вами близко автомобиль; подвижный — вас обгоняет автомобиль. Естественно, что голубой флаг применяют только в том случае, если впереди идущий автомобиль явно мешает обгону. Многие гонщики из тактических соображений «сидят на хвосте» своего конкурента, в этом случае сигнал не нужен. Однако гонщики, выступающие на слабо подготовленных автомобилях, должны быть предупреждены о том, что их нагоняют лидеры и нужно уступить дорогу. Б елыйфлаг вывешивается по указанию главного судьи на всех контрольных пунктах трассы, если на ней находится автомобиль, не участвующий в соревнованиях (скорая помощь, пожарный, автомобиль начальника дистанции м т. п.). Как только он покидает трассу, флаги убираются. На участке, где находится автомобиль, судья размахивает белым флагом. Желтый флаг — сигнал опасности. Он может быть временным или постоянным, неподвижным или подвижным — в зависимости от состояния трассы. Этот сигнал означает: частичное загромождение трассы, пожар, вспыхнувший вблизи от нее, возможное появление публики на трассе и т. п Обычно тот контрольный пост, вблизи которого имеется препятствие, сигнализирует подвижным флагом, а пост, расположенный перед ним, — неподвижным. Если опасность на трассе устранена, то на контрольном пункте, где подавался подвижный сигнал желтым флагом, вывешивается неподвижный зеленый флаг, а желтый неподвижный флаг на предыдущем пункте убирается. Зеленый флаг должен находиться на этом пункте, пока гонщики не пройдут двух кругов. Желтый флаг с вертикальным икраснымиполосами означает, что на трассе разлито масло. Если этот участок представляет большую опасность, то около него необходимо подавать сигнал подвижным флагом, а на предыдущих пуннтах — неподвижным. Если масло удалось убрать, то вывешивается зеленый флаг, как ив предыдущем случае на время прохождения гонщиками 2-х кругов. Два желтых флага (подвижные) — сигнал очень большой опасности. Он подается в том случае, если нужен сигнал красным флагом, но на это нет разрешения главного судьи. При сигнализации двумя флагами на остальных пунктах подается сигнал одним неподвижным флагом. К расныйфлаг , означающий полную остановку, можно использовать только по распоряжению главного судьи соревнований. Чтобы приказ о подаче этого сигнала исходил действительно от главного судьи, на наждом контрольном пункте имеется запечатанный пакет с паролем. Перед тем, как дать распоряжение о сигнализации красным флагом, главный судья объявляет пароль. С тартовыйфлаг — флаг государства, на территории которого проводятся соревнования (в СССР следует применять флаг союзной республики). После того, как начальник дистанции откроет трассу и убедится, что все готово к соревнованиям, он сообщает об этом главному судье и передает ему стартовый флаг. Главный судья вручает флаг стартеру. Вот те основные положения, которые предлагаются Автомобильным Клубом Франции как основа для обсуждения нового спортивного кодекса ФИА. Многие из них известны в нашей стране, а некоторые являются новыми. Автомобильный номитет ФАМС просит спортсменовгонщиков и судей по автомобильному спорту высказаться по этому вопросу. Все предложения и замечания будут учтены Автомобильным Комитетом как при совершенствовании отечественных Правил по автомобильному спорту, так и при обсуждении нового спортивного кодекса ФИА Автомобильный спорт должен быть безопасным — таково важное условие его дальнейшего развития. Л. АФАНАСЬЕВ, председатель Автомобильного комитета ФАМС СССР, член международной спортивной комиссии ФИД.Таковы основные проблемы, связанные с применением «ремней безопасности». Нетрудно увидеть, что для нашей отечественной промышленности, располагающей кадрами опытных конструкторов и большим выбором материалов, решение этих проблем не составит особого труда. Актуальность же их очевидна. При тех масштабах развития автомобильного спорта и туризма, которые достигнуты в СССР, внедрение «ремней безопасности» становится делом насущным и поистине неотложным. Автомобильный комитет ФАМС уже сделал первые шаги в этом направлении, накопив некоторый опыт применения «ремней безопасности» в соревнованиях прошлого года. Думается, что в спорте, особенно на кольцевых гонках и ралли, которые за последнее время приобретают все больше скоростных элементов, такая практика должна стать повсеместной. В нашей стране, благодаря большим средствам, расходуемым государством на строительство дорог и повышение безопасности движения, аварийность далеко не столь велика, как, например, в США, в Италии, в Швеции и других капиталистических странах. Но у нас существуют другие критерии для оценки мероприятий, направленных на благо людей. Провозглашенный КПСС гуманистический принцип «Все для человека» и в данном конкретном случае является руководством к действию — удобные и надежные «ремни безопасности» должны прочно войти в быт советских автомобилистов. Инж. Ю. КЛЕМАНОВ.21