видам спорта в учебных планах физкультурных учебных заведений является вообще большим пробелом в деле физкультурного образования. В наш век технического прогресса такое положение можно назвать парадоксальным. В подготовке автомобилистов-спортсменов есть еще одно существенное препятствие: у нас очень мало необходимых учебных пособий. Между тем издательство «Физкультура и спорт», вместо того, чтобы увеличить выпуск пособий по моторным видам спорта, фактически свернуло эту работу, а издательство ДОСААФ выпускает литературу по автомобильной и мотоциклетной тематике лишь от случая к случаю, без четко продуманного плана. Многочисленные нужды автомобильного спорта могут быть полностью удовлетворены лишь при правильном построении его организационных основ. К сожалению, до сих пор основные вопросы организации автомобильного спорта остаются не решенными. Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций отказался от руководства автомобильным спортом, но так еще и не передал его полностью в руки ЦК ДОСААФ . До сих пор неясно, на какой организационной основе будет развиваться автомобильный спорт в ДСО и ведомствах; факты говорят о том, что некоторые ДСО сворачивают или уже полностью свернули работу по автомобильному спорту. Стремление многих организаций отмахнуться от автомобильного спорта (это можно объяснить только тем, что кое-кто из их руководителей не понимает его значения) явно противоречит стремлению огромного числа рядовых спортсменов и низовых спортивных организаций. На многочисленных предприятиях ив учреждениях стихийно возникают секции любителей автомобильного спорта, готовых вложить свой труд в постройку спортивных и гоночных автомобилей. Используя инициативу энтузиастов, можно сделать автомобильный спорт подлинно массовым, если, конечно, вовремя оказать им организационную и техническую помощь. Свой путь в автомобильный спорт многие раллисты начали с автотуризма. Рассматривая автотуризм как первую ступень в спорте можно привлечь к нему поистине неисчерпаемые резервы будущих спортсме'нов. Но пока автомобильный туризм не нашел, к сожалению, достойного места в организациях, занимающихся автомобильным спортом. А как помогли бы массовые секции автомобильного туризма оживить всю работу автомотоклубов ДОСААФ ! Таковы некоторые нерешенные вопросы развития автомобильного спорта. Силы для их решения у нас есть. Это прежде всего — широкие круги автомобильной общественности, которые никогда не страдали недостатком активности. Нужно только, чтобы комитеты ДОСААФ умело использовали эту активность. Л. АФАНАСЬЕВ, председатель автомобильного комитета ФАМС, А. САБИНИН, заместитель председателя автомобильного комитета ФАМС.Н Vсъезду ДОСААФДЕЛО ВАЖНОЕ, ОБЩЕНАРОДНОЕВ. САВИН, председатель республиканского комитета ДОСААФ Белоруссии Можно без преувеличения сказать: в организациях ДОСААФ Белоруссии, пожалуй, не было ни одного отчетно-выборного собрания, ни одной конференции, где бы не ставился остро вопрос об улучшении дела подготовки технических кадров. И это вполне естественно. После XXII съезда КПСС, наметившего величественную Программу построения коммунизма, каждый советский человек еще яснее, еще отчетливее понял, какую важную роль играет в нашей жизни техника и люди, умеющие в совершенстве управлять ею. Члены Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту видят в овладении техническими специальностями конкретное проявление советского патриотизма, свой практический вклад в укрепление экономической и оборонной мощи Советского государства. Не случайно на собраниях и конференциях, предшествовавших V съезду ДОСААФ , была подвергнута резкой и справедливой критике деятельность многих комитетов Общества именно за недостатки в деле подготовки технических кадров. Для Белоруссии, в особенности для тружеников села, этот вопрос приобретает особую актуальность и остроту. Выступая на совещании работников сельского хозяйства республики в Минске 12 января 1962 года, Н. С. Хрущев указал на необходимость полного и умелого использования сельскохозяйственной техники для подъема урожайности и ликвидации тех серьезных отставаний, которые еще имеются в сельском хозяйстве Белорусской ССР. (Надо сказать, что Советское государство щедро снабжает республику машинами. На ее полях работает более 55 тысяч тракторов (в 15-сильном исчислении), 14 тысяч зерновых и силосоуборочных комбайнов, 16,5 тысячи сеялок, 1,5 тысячи льнотеребилок и4 тысячи картофелеуборочных машин. Кто, как не члены ДОСААФ, работающие в колхозах и совхозах, должны в числе первых по-настоящему оседлать эту технику, двинуть ее на подъем урожайности полей? Идя навстречу V съезду ДОСААФ , мы можем отметить, что в этом деле многие первичные, районные, областные организации Общества накопили большой опыт. В целом по республике около 10 процентов членов Общества охвачены технической учебой в кружках, на курсах, в школах и клубах. В сельской местности этот процент значительно выше. Например, в Могилевской области несколько десятков тысяч досаафовцев овладели техническими специальностями, что составляет 14,5 процента от общего числа членов патриотического Общества. В области создано 66 секций организационно-массовой и пропагандистской работы. Активисты — члены секций выступают с лекциями, докладами, проводят беседы, тематические вечера. Подготовку технических кадров здесь ведут более 1250 инструкторов, Примечательно, что деятельность большинства досаафовских организаций находит поддержку со стороны партийных и комсомольских органов, хозяйственных руководителей. В этом свете характерной является Рогачевская районная организация ДОСААФ Гомельской области. В истекшем году она подготовила 120 трактористов, 115 шоферов и более 100 мотоциклистов. Районный комитет партии, партийные организации предприятий, колхозов и совхозов уделяют большое внимание коллективам ДОСААФ , помогают им в создании материально-технической и спортивной базы, в широком развертывании пропаганды военно-технических знаний среди населения. Организации ДОСААФ этого района собрали вокруг себя большой, работоспособный актив из числа комсомольцев, офицеров запаса, лучших технических специалистов. Деятельность патриотического Общества и участие в ней комсомольцев стали предметом обсуждения на заседаниях бюро райкома комсомола, семинарах и совещаниях. В ряде областей республики все большее значение приобретают общественные начала. Тысячи патриотов добровольно, бескорыстно руководят различными техническими кружками, участвуют в оборудовании учебных классов, читают лекции, проводят беседы на технические темы, возглавляют спортивные кружки и секции. В колхозах и совхозах этим благородным делом занимаются в свободное от работы время учителя, агрономы, инженеры, техники. В качестве примера назовем коллектив ДОСААФ совхоза «Тихиничи». С помощью дирекции, партийной организа- ции, рабочего комитета досаафовцы создали здесь хорошую учебную базу и открыли курсы трактористов. Кто является душой этих курсов? Ведущие специалисты совхоза — механики тт. Подолинский и Шанторович, агроном т. Разумов. Они проводят теоретические занятия, обучают курсантов практике вождения трактора, дают им основы агрономических знаний. В Брестской области работает 77 курсов и кружков по изучению трактора, автомобиля, мотоцикла. Большинство руководителей и преподавателей круж ков — общественники, люди, не жалею щие ни сил, ни энергии для всенародного дела, каким является обучение трудящихся техническим специальностям. Ш ирокое распространение получили общественные начала в организациях ДОСААФ Буда-Кошелевского техникума механизации сельского хозяйства, завода Гомсельмаш, депо станции Калинковичи, колхоза им. Калинина и многих других. Несомненно, что количество курсов, самодеятельных спортивно-технических клубов будет расти и впредь. О днако нельзя почивать rfa лаврах, надо настойчиво искать новые пути в деле подготовки массовых технических специальностей, поддерживать и развивать то новое, что порождает передовая практика. О дним из таких новых явлений, все глубже проникающих в нашу жизнь, является, на наш взгляд, движение за подготовку технических специалистов широ кого профиля, за изучение смежных профессий. В Белоруссии оно получает все большее распространение. Инициатором этого патриотического начинания у нас в республике стала комсомолка Мария Концевая из колхоза «Орша» Витебской области. Это она несколько лет назад бросила клич: «Кукурузоводы — на трактор!». Внедрение комплексной механизации помогло Ма рии при меньшей затрате труда получить высокий урожай кукурузы, значительно снизить ее себестоимость. У казомПре зидиума Верховного Совета СССР Ма рия Концевая награждена орденомЛе нина. Сотни юношей и девушек по ее почину стали изучать трактор идругую сельскохозяйственную технику. М ногие из них сейчас успешно обслуживают сложные агрегаты и комплексные звенья. И н тересное начинание подхватили досаафовцы республики. Теперь целый ряд коллективов Общества в колхозах и совхозах борется за совмещение профессий. Мы имеем уже конкретные результаты этого патриотического движения. Так, например, двадцатилетний Леонид Куницкий, секретарь комсомольской ор ганизации колхоза имени 16-ти партизан Минской области, умеет водить трактор, автомобиль, управлять комбайном. Движение за овладение смежными профессиями увлекло многих досаафовцев совхоза «Большевик» Минского района. Здесь уже не один десяток мо лодых специалистов овладел несколькими профессиями. Например, механизаторы Королько, Макейчик, Д обыши другие умеют управлять комбайном, автомобилем, трактором, бульдозером, экскаватором. В наиболее горячую пору такое знание техники просто необходимо. Д аи человек не привязан к сезонным работам. Зимой, например, к ом байнер может сесть за руль автомобиля или управлять бульдозером. Совмещению профессий принадлежит большое будущее. У же сейчас сельское хозяйство, оснащенное сложной техникой, нуждается в механизаторах широко го профиля. Без этого нельзя успешно в короткие сроки осуществить комплексную механизацию производства, дать Родине больше продукции при наименьших затратах труда и средств. К сожалению, в обучении кадров смежным специальностям много недостатков. В ряде организаций пока занимаются подготовкой шоферов. М ожет быть, до известного времени это было правильным. Но сейчас сельскому хозяйству нужны не только водители. В текущ ем семилетии колхозы и совхозы Белоруссии, например, должны осушить более миллиона гектаров заболоченных земель. Это даст увеличение пахотного клина примерно на 700 тысяч гектаров. Понадобится большая армия механизаторов различных профилей. М ожет ли наше Общество помочь в этом деле? Безусловно, да. Но для этого нужны большая организационная работа и хорошая материальная база. Одни коми теты ДОСААФ вряд ли осилят эту задачу. Н ам нужна помощь со стороны партийных, комсомольских, профсоюзных организаций, хозяйственников. Надо подумать о подготовке кадров преподавателей, об учебных пособиях, учебно-методической литературе, программах иомногом другом. Отсутствие программи другой мето дической литературы является серьезным тормозомв работе. Правда, отдельные наши школы и курсы проявляют ценную инициативу, как например Гомельская областная автотракторная шко ла ДОСААФ , разработавшая программу подготовки трактористов из числа шо феров. Эта программа поможет первичным организациям правильно наладить учебный процесс, спланировать теоретические и практические занятия. Но ведь не все наши учебные организации имеют возможность разработать программы. Нет их ив Министерстве сельского хозяйства республики. Вполне понятно, что будущим техническим специалистам надо давать не только прочные теоретические знания, но и хорошие практические навыки. Особое место в учебном процессе долж но быть уделено пропаганде и внедрению передового опыта лучших механизаторов республики. В своем докладе на мартовском Пленуме ЦККПСС Никита Сергеевич Хрущев указывал, что улучшение производственных показателей во многом зависит от квалификации людей, которые управляют техникой. Поэтому, говорил он, подбор, подготовка и обучение кадров имеют решающее значение. Учебные организации ДОСААФ , курсы при первичных организациях Общества, где идет подготовка технических кадров для села, сейчас начинают осваивать передовой опыт, предоставляя свои аудитории новаторам колхозного и совхозного производства. За это дело надо браться смелее, настойчивее. Выступления мастеров высоких урожаев помогут будущим механизаторам рационально эксплуатировать машины, познать все тонкости производства. В ряде досаафовских коллективов республики развернулось движение за бережливое отношение к технике. М ы стараемся распространить этот опыт на все учебные организации с тем, чтобы уже во время учебы люди приучались бе р ежно относиться к машинам, инструменту: Ведь производительность маши ны во многом зависит от того, в каком состоянии она находится, в какие руки она попала:, у плохого, нерадивого хозяина машина скоро станет негодной; в хороших заботливых руках — будет жить долго и выработку даст высокую. Особенно тянутся сейчас к технике учащиеся старших классов сельских школ. Во время каникул они охотно помогают механизаторам. М ногие юноши и девушки к окончанию школы уже умеют самостоятельно водить автомобиль, управлять трактором. Занятия со школьниками ведут активисты оборонного Общества. За последнее время комитеты ДОСААФ Белоруссии стали глубже вникать в деятельность школьных технических кружков, ученических бригад, памятуя, что эти школьники могут завтра стать слушателями курсов механизаторов. Следует сказать, что в подготовке технических кадров, д ажев хорошо зарекомендовавших себя хозрасчетных школах и курсах, а также автомотоклубах, имеется немало недостатков. О со бенно наглядно это было вскрыто в ходе подготовки кV съезду ДОСААФ . В не которых первичных организациях ико митетах в погоне за дутыми цифрами допускались приписки, очковтирательство. Еще не все районные и областные комитеты Общества выполнили планы и обязательства по подготовке технических кадров. Причины всего этого кро ются в слабой организаторской работе республиканского, областных и районных комитетов ДОСААФ , отсутствии надлеж ащего контроля и неумении опереться на актив, на многочисленные слои общественности. Недостатки, зависящие от нас, мы буд ем сами и устранять. Однако есть трудности, о которых, на наш взгляд, необходимо поговорить с всесоюзной трибуны V съезда ДОСААФ . Одним из наших уз ких мест является материальная база учебных организаций. Она серьезно отстает от потребностей жизни . Во многих школах и клубах не хватает машин, агрегатов, инструментов, кое-где обучение специалистов ведется на устаревших образцах машин. Часто организации нашего Общества ставятся в зависимость от хозяйственных и других органов. По-видимому, назрел вопрос об обновлении и улучшении материальной ба зы и снабжения периферийных организаций в централизованном порядке. Как это лучше сделать? Какие на этот счет имеются возможности? О бо всем этом и надо поговорить на съезде. Дальнейшего совершенствования тре буют вопросы подготовки и переподготовки преподавательского состава, вопросы методики, планирования, с набже ния учебно-методической литературой и многие другие. Подготовка технических кадров для народного хозяйства — дело государственной важности. Поэтому и отношение к нему должно быть государственным, отвечающим уровню современных задач, поставленных перед советским народом XXII съездом нашей партии,6