29
30
Р ТЫ3 имыПОг о до старта. Командам Молдавии, Азербайджана, Ярославля, Г орькогои Львова пришлось проехать по обледенелым зав ьюженным дорогам не одну тысячуки ­ лометров до Таллина, преодолевая снежные заносы и прочие трудности дальнего пути . Но все команды выдержали это непрограммное испытание, за исключением опоздавшего к старту ралли коллектива НАМИ на «Запорожцах». Правда, прес тиж автомобиля «Запорожец» от этого нисколько не пострадал — ведь прибыла же вовремя из Запорожья молодежная команда завода «Коммунар», все шесть участников которой являются спортсменами 2-го разряда! В четвертом зимнем ралли участвовало 35 команд, тогда какв первом их было всего восемь. Среди участников на этот раз насчитывалось 40 мастеров спорта и 74 перворазрядника. Если сопоставить эти цифры , то станет ясно, что зимнее ралли не только входит втрадицию , но и становится крупнейшимспортивным событием на уровне первенства страны . Уместно такжевспомнить , что прошлогоднее зимнее ралли являлось таковымлишь по названию — у частникам его, к ак известно, довелось увидеть снег тольк о кое-где в оврагах и низинах. На сей раз снега было более чем достаточно. Порой он образовывал на дорогах высок иеснежныекоридоры . Необычно сильные для Прибалтики морозы ударили внезапно после оттепели, и, хотя на этот раз фигурного вождения на льду не бы ­ ло, к атокс лихвой заменили покрывшие ­ ся ледяной коркой трассы Эстонии. Треволнения спортсменов начались ужевзакрытом парке: двигатели, почти сутки простоявшие на морозе, не заводились. Но это было отнюдь не самой большой трудностью. Гораздо труднее пришлось вскоре после старта, когда в таллинском парке «Кадриорг» участникам пришлось преодолевать два кроссовых кольца искоростной подъем. Здесьто и сказалась тренированность экипа ­ ж ей . умение спортсменов вовремя оказать помощь другдругу . По-разному поднимались вгоры машин ы , сопровождаемые то одобрительными, то ироническими возгласами болельщиков. Одни брали подъем уверенно, своим ходом, д ругие — с посторонней помощью , нередко скатываясь назад. Это препятствие сразу определило лидеров и аутсайдеров соревнования. В числе последних оказалась и сильная команда НАМИ\ победившая в прошлогоднем зимнем ралли; в то же время дебютанты — раллисты завода «Коммунар» на «Запорожцах» — вполне удачно преодолели препятствие. Их маленькие, ю ркие автомобили легко взбирались на вершину холма. Не успели спортсмены перевести дух после трудного подъема, к ак их ждало новое серьезное испытание. Дело втом , что расположение КВ-1 не было тщательно продумано, а норма времени на прохождение отрезка до него не соответствовала возможностям экипажейв создавшейся обстановке (чтобы преодолеть расстояние в 35 километров, было отведено 55 минут , но за это же время нужно было провести еще три дополнительных состязания). Положение усугублялось тем, что из-за плохой разметки трассы и нервозной работы судей шедшая впереди команда заблудилась. В результате более половины номанд получили на этом KB штрафные очки , смазавшиеся для некоторых единственными за все соревнование. Когда ночью в штабе ралли были подведены итоги первого нруга, выяснилось, что с запасом в4очка лидирует команда таксомоторного парка города Пярну. Далее с разрывом в одно очко следовали команды Тарту. МЗМА и Таллинского автомотоклуба ДОСААФ. З аправившисьв установленном районе, команды после слалома и известного уже им скоростного подъема выходили на второй круг . Несмотря на то , что была ночь, некоторые коллективы попытались улучшить свое турнирное положение. Но это не всем удалось. Например, вторая команда МЗМА проявила излишнюю торопливость: м ашины стартовали почти без интервала. Стоило первой забунсо-Д ля мно гпирха ккомандк ичетвертое зимнее ралли тичес началось задолОБЛЕДЕНЕЛЫМ ТРАССАМЭстонии твать, к ак идущая за ней была вынуждена остановиться, и в результате вся команда, получив 35,02 очка , пополнила группу аутсайдеров. Трасса второго круга оказалась очень сложной . Здесь, где-то по дороге на г. Тарту, заблудились досаафовцы г. К и ­ шинева. Опоздав более чем на час, команда выбыла из борьбы. В Тарту гонщиков ждало новое испы ­ тание: опять подъем на холм, на этот раз еще более крутойискользкий . Хотя учас тникампредшествующихзимних ралли он был хорошознаком , преодолеть его смогло лишь менее половины команд. Даже команда таксомоторного парка г. Тарту, шедшая на втором месте, с трудом завершила подъем, потратив на это 260 секунд. Повторив ошибку второй команды МЗМА, выбыл из лидирующейгруппы еще один спортивный коллектив, претендовавший на первое место, — команда Таллинского АМК . Блестяще, за 43,8 секунды , преодолели подъем московс киеспартаковцы . Однако, имея 18 штрафных очнов за «дорогу» и 24 за подъем впарке «Кадриорг», они не смогли заметно улучшить свое турнирное положение. По-прежнему хорошо складывались дела у команды спортсменов Пярну. Показав на этом подъеме четвертый результат (87 секунд), они по сумме зачетн ых очков продолжали лидировать в соревновании. На второе место с разрывом в 10 очков вышла команда Московского автомотоклуба ДОСААФ. Неплохие шансы на третье призовое место могли бы иметь раллисты Горьковс кого автозавода, если бы не 3 дорожн ыхочка , полученные ими на дистанции первого круга . К концу второго кругак горьковчанам вплотную приблизилась первая команда МЗМА, к ак бы подстегнутая неудачами своего второго коллектива. Третий круг , к оторый опять начался с подъема у домика Петра Iв парке «Кадреорг», еще больше обострил борьбу. Преодолев подъем за 34 секунды , закрепила свое лидирующее положение команда Пярну. Неудача постигла здесь сильн ую команду рижских досаафовцев, составленную почти целиком из чемпионов и призеров страны , — А. Бушманиса, А. Карамышева, А. Ш вачкои А. Дамбиса. Пытаясь форсировать преодоление Хорошо зарекомендовали себя впервые принявшие участие в зимнем ралли автомобили «Запорожец». Н аснимке : двигаясь по обледенелой трассе ралли, «Запорожец» попал в глубокий снег, но вскоре усилия экипажей помогли ему продолжить соревнование. препятствия, они повторяют ошибку , совершенную до нихуже двумя командами, и в результате едва укладываютсяв контрольное время. Дальше трасса последнего круга повторяла маршрут первого, только в обратном направлении. Здесь окончательно подтвердилось превосходство команды Пярну. Под занавес команда наунасского таксопарна оттеснила команду Московс кого автомотоклуба и заняла второе место. Зимнее командное ралли на трассах Эстонии прошло успешно и было насыщено острой спортивной борьбой. Однако не пора ли уже подумать о расширении географии этого полезного вида автомобильных соревнований? В свое время на страницах журнала «За рулем» поднимался вопрос о превращении зимнего командного ралли во всесоюзное (а может быть, и международное) ралли «Русская зима». Четырехлетний успеш ­ н ыйопыт проведения зимнего ралли наглядно свидетельствует в пользу этого предложения. Но если уж «Русская зи ­ ма», то и проводить соревнование нужнов соответствующих климатических условиях, проложив его трассу в средней полосе России. Это придаст зимнему ралли подлинно характерные для него черты и еще больший размах.Мастер спорта Вл. ЕГОРОВ, нештатный корреспондент журнала «За рулем».Приз журнала „ З а рулем" у ДО. СидороваК один из последних дней зимы Центральный московский ипподром стал ареной захватывающей спортивной борьбы на льду. Здесь состоялся большой спортивныйпраздник , посвященный выборам в Верховный Совет СССР. На старт соревнований вышли сильнейшие гонщи ­ к иМосквы , оспаривавшие специально учрежденный приз журнала «За рулем». Для того чтобы выиграть этот приз, требовалось победить по крайней мере трижды : сначала надо было выйтив полуфинал (а затем в финал) в своем классе автомобилей. Победитель вкаждом классе получал право бороться за главн ыйпризв общем финальном заезде. Прошедший перед стартом мокрый снег образовал на трассе «масло» и усложнил условия соревнований. Даже автомобили, с набженные стальными ши ­ пами и цепями противоскольжения , часто заносило, иногда выбрасывало на снежный барьер. Первыми померялись силами гонщики на спортивных автомобилях группы «В» («Москвич»). В итоге трех предварительн ых заездов в финал вышли шесть спортсл-енов. Среди них были мастера спорта В. Щавелев, Н. Сучков и третьер азрядник Ю. Козлов. Отлично проведя всю гонку , В иктор Щавелев эффектным броском на вираже обошел Н. Сучкова, затем на прямой увеличил просвет и. финишировав первым, стал одним из претендентов на призжур ­ нала «За рулем». В группе «Б» вперед сразу вышел перворазрядник Ю. Марков. Это был, п ожа -29 Анлуй, самый спокойный заезд. Прекрасно подготовленный двигатель машины Маркова сделал свое дело. С большим отрывом Марков первым пересек линию финиша и так же, как и Щавелев, получил право бороться в последнем финальном заезде. Заезды автообилей группы «А» были самыми многочисленными и продолжались около двух часов. Всего состоялось шесть заездов и два полуфинала. Хорошо подготовленными оказались в этом классе мастера спорта X. Слепой, В. Хватов и перворазрядник Ю. Сидоров. Между ними фактически и шла борьба в финальной гонке машин этого класса, хотя старт приняли шесть спортсменов. Первым уверенно шел В. Хватов, и назалось, что он станет одним из главных претендентов на приз журнала. Но неожиданный прокол шины заставил его сойти с дистанции. Гонку выиграл Ю. Сидоров. В финальной борьбе за первенство в классе гоночных автомобилей III формулы и «Юниор» встретились многократные чемпионы СССР Ю. Чвиров, Е. Беретов, Г. Сургучев, а также известный мотогонщик, заслуженный мастер спорта Ю. Король, который, впрочем, в автомобильном спорте имеет пока 111 разряд. Последнее обстоятельство не помешало ему составить сильную конкуренцию чемпионам и выйти на второе место вслед за победителем финального заезда Г. Сургучевым. Итак, общий финальный заезд победителей — В. Щавелев («Москвич»), Ю. Марков («Победа»), Ю. Сидоров («Волга») и Г. Сургучев (III формула). Старт дается без гандикапа, поскольку на шинах было разрешено устанавливать шипы. Но все же кажется, что судьба приза журнала «За рулем» решена и вряд ли кто сможет противостоять Сургучеву. На деле оказалось иначе. Сразу со старта вперед вырывается Ю. Сидоров. Умело маневрируя, не оставляя Сургучеву тактического пространства, он все время возглавляет гонку. Сургучев не уступает ему в мастерстве, упорно повторяет попытки обойти лидера. Но что случилось? Из-за поворота выходит Сидоров, а за ним... В. Щавелев. Оназалось, что при одной из попыток обогнать Сидорова Сургучев допустил небольшой просчет и протаранил снежный барьер. Правда, вскоре красная машина Сургучева вновь проходит круг за кругом. Но уже все потеряно. Главный трофей соревнований — приз журнала «За рулем» — завоевал спортсмен I разряда Юрий Сидоров. Это была достойная награда мужественному и умелому гонщику. А. ГРИБАНОВ.Заключительный аккордПервенство страны в гонках по ледяной дорожке на тяжелых мотоциклахФ инальные соревнования на первенство Российской Федерации и Советского Союза в классе тяжелых мото3 циклов (500 см ) явились своего рода заключительным аккордом трехмесячных баталий на ледяных дорожках. Как ив прошлом году, звание чемпиона Российской Федерации завоевал уфимский гонщик Б. Самородов. На втором месте оказался его одноклубник Ю. Дудорин, на третьем — москвич В. Нерытов. Исключительно напряженно сложились финальные заезды, в которых решалась судьба золотой медали чемпиона страны. После двадцати стартов, предусмотренных программой соревнований, сильнейший так и не определился. Трое гонщиков: Б. Самородов, Ф . Шайнуров и Ю. Дудорин, набрали по 14 очков и имели одинаковое количество побед в заездах, причем Самородов выиграл у Дудорина, Дудорин у Шайнурова, а Шайнуров у Самородова. Только дополнительный заезд мог выявить чемпиона. В напряженной тишине, воцарившейся на уфимском стадионе «Труд», три претендента на медали медленно подъехали к стартовой линии. Взревели моторы, и гонщики одновременно устремились вперед. Первого поворота они достигли одновременно, однако Самородов на какую-то долю секунды раньше «положил» свой мотоцикл и оказался впереди. На протяжении всех четырех кругов соперники яростно атакуют его, стремясь обойти то с одной, то с другой стороны. Чувствуя, что его настигают, Самородов идет последний, решающийкруг, почти не сбрасывая газа. Виртуозное мастерство позволяет ему удержаться на внутренней бровке. Под шумные овации восхищенных зрителей Самородов финиширует первым. Последующие места заняли Дудорин и Шайнуров. Итак, Борис Самородов повторил прошлогодний результат. И тогда он завоевал две золотых медали в классах 3 мотоциклов 350 и 500 см . Но сейчас победа досталась ему труднее. Число гонщиков, не уступающих лидеру в мастерстве, значительно увеличилось. Это Ю. Дудорин, Ф . Шайнуров, В. Нерытов, С. Старых, Л . Дробязко, Е. Константинов. Радуют также успехи молодых, и прежде всего мастера спорта В. Моисеева (Московская область), владивостокского перворазрядника В. Харамонова, уфимцев Г. Кадырова, Р. Хайбрахманова, Ф . Ивлева. Все они мужественно сражались за каждое очко, не считаясь со спортивным авторитетом своих маститых соперников. Также «агрессивно» действовали мо ­ лодые гонщики ив финале первенства на мотоциклах класса 175 см3 (оно проходило в Уфе несколько раньше). Это принесло им успех. Недавний новичок в гонках по льду уфимец И. Горькое занял второе место вслед за опытным В. Шушмановым (Курск), завоевавшим звание чемпиона страны. Третьим призером стал обладатель серебряной медали в гонках по ипподрому М. Сорокоумов (Иркутск). В. КАРНЕЕВ, заслуженный мастер спорта.RJ нтересно отпраздновали день 8-е " Марта спортсменки-автомобилистки столицы — они вышли на старт соревнований по фигурному вождению автомобилей. Правда, в подобных соревнованиях женщины и раньше принимали участие, но на этот раз среди стартовавших «в было мужчин, судили соревнования тоже только женщины. Первое место по группе автомобилей «Волга» заняла В. Панова. В группе «Москвичей» первенствовала А. Бойко. Н аснимке : главный судья соревнований И. Ф. Владимирова и судья В. Н. Левкиевская на дистанции. Фото мастера спорта В. Хватова.Спорт за рубежом-АБСОЛЮТНОНаряду с официально регистрируемыми ФИА мировыми (абсолютными) и международными рекордами скорости нередко фиксируются некоторые неофициальные технические результаты, которые имеют большое практическое значение для автомобильного спорта. К числу таких относятся прежде всего наилучшие результаты, достигнутые на замкнутых кольцевых трассах и весьма интересующие тренеров и спортсменов-гонщиков, поскольку наиболее распространенным видом современных автомобильных гонок являются именно шоссейно-кольцевые. Известно, что на всех крупных шоссейно-кольцевых трассах фиксируются рекорды этих трасс, обновляемые довольно часто, несмотря на давно уже наметившуюся тенденцию к снижению литража гоночных машин. Так, в 1961 году после введения новой I формулы (1,5 л, вместо 2,5 л) был побит ряд рекордов трасс. В этом свете приобретают интерес проведенные недавно в Дайтоне заезды на побитие абсолютного рекорда скорости на криволинейной замкнутой трассе длиной 4 нм. До сих пор неофициальный абсолютный рекорд скорости на кольцевой трассе принадлежал английскому гонщику Тони Беттенхаузену, прошедшему лучший круг на треке Монца в Италии со скоростью 285 км/час. Во время гонок в Индианополисе (они в течение ряда лет включались в розыгрыш чемпионата мира) результаты «лучшего круга» иногда достигают 250 км /час и выше, но рекордных результатов в Индианополисе не зафиксировано. Заезды на Дайтонской петле привели к «установлению» нового неофициального рекорда скорости, который фактически является абсолютным мировым рекордом для кольцевых трасс. Этот «абсолютно лучший круг» был пройден гонщиком Артом Малоне на специально построенном для этой цели рекордно-гоночном автомобиле конструкции Б. Осецкого со скоростью 292 км/час.30