метическим отсеком советуем установить сливной кран для спуска воды, которая может накопиться при длительном плавании. Лодку желательно оборудовать брезентовым тентом для защиты экипажа от дождя и хлопчатобумажным (белым) — для защиты от солнца. Сиденья рекомендуем снять, а экипаж разместить непосредственно на еланях, что повысит остойчивость судна (уменьшится высота центра тяжести) и увеличит его полезную площадь. Что взять с собой! В дальнем походе могут потребоваться следующие запасные части: свечи запальныес калильным числом 195—240 (можно использовать мотоциклетные) на каждый двигатель пластинчатые клапаны . . к лапаныв сборе с перегородкой прерыватель . . . . . конденсатор . . . . . индукционная катушка . гребной винт резиновая втулка гребного винта предохранительный штифт гребного вала . . . . шплинт гребной гайки . . . к рыльчатка помпы охлажденияЦАРАПИНА НА СТЕКЛЕ АВТОМОБИЛЯНЖЁНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМпротирки губкой) рекомендуется чистой бельевой тканью или байкой. Ну, а если царапины появились? Уда-; ляют их следующим образом. Предварительно стекло тщательно промывают водой. Для его обработки нужен специальный ручной полировальный инструмент, который состоит из деревянной основы, обтянутой тонким войлоком толщиной 3—5 мм . Затем готовят полирующую пасту из порошка «полирита», окиси железа или окиси хрома. Эту пасту наносят кисточкой на поверхность фетра или войлока и, нажимая на деревянную часть инструмента, начинают полировку. Полируют стекло так, чтобы не раздавить и не слишк ом перегреть его. После окончания полировки стекло тщательно промывают. Время, необходимое для удаления царапины, зависит от ее глубины и качества полирующего материала. Для ускорения работы можно использовать пневматическую или электрическую дрель, на которой укрепляется небольшой полировальник из фетра или войлока. Полирующая паста в этом случае должна иметь меньшую плотность. Наносят ее «а полировальник также ки сточкой. Важно, чтобы он все время был влажным. Для этого на него периодически подают воду. Удалять царапины, особенно на ветровом стекле, следует сразу же, не дожи даясь еще большего разрушения его поверхности. Ведь они не только ухудшают внешний вид автомобиля, но и портят зрение водителей из-за оптических искажений предметов, наблюдаемых через стекло. Ю. БРОДСКИЙ, кандидат технических наук.В нашей таксомоторной базе на стеклах многих автомобилей «Волга» появились царапины. Чем это объяснить? Можно ли избавиться от них и придать стеклам первоначальный вид? По поручению группы шоферов Павлодарской автобазы В. Фризин. f l режде всего, почему на стеклах " а втомобилей образуются царапины? Это происходит чаще всего вследствие неумелого обращения с полированным стеклом. Дело в том, что поверхность стекла имеет специфическое строение. При взаимодействии с водой или ее парами на поверхности возникает сравнительно мягкая и очень тонкая пленка. Эта пленка, препятствуя дальнейшему проникновению воды м различных кислот в стекло, сохраняет его поверхность блестящей. Но ее легко можно повредить, особенно такими твердыми материалами, как песок, частицы которого всегда .носятся в воздухе и оседают на автомобиль, водители же нередко одной и той же тряпкой протирают сначала кузов, а затем стекло. Им невдомек, что песчинки, закрепившиеся на тряпке, как резцы, царапают поверхность стекла. Такое же действие оказывают стеклоочистители, особенно при движении тю сухому стеклу. Как же избежать появления царапин? Промывать и протирать стекла надо чистой резиновой или пластмассовой губкой. Перед протиркой они должны быть хорошо промыты сильной струей воды, чтобы сбить осевшие частицы песка. Окончательно протирать стекла (после4—5 6—8штук штук1 комплект 2—3 штуки 2—3 штуки 1 штука 1 штука 2 штуки 4—5 штук 2 штуки 1 штукаОдновременно с этим нужно позаботиться об одежде, обуви, продуктах. Для жаркого дня удобен легкий спортивный костюм. Нужно также захватить с собой теплую одежду: спортивный тренировочный костюм или шерстяной свитер. Не забудьте взять штормовку или специально сшитый костюм из плащпалаточного материала. Штормовку следует пропитать водоотталкивающим составом. Шерстяные носки, кеды или тапочки и резиновые сапоги завершают экипировку. Желательно взять спальный мешок или ватное одеяло, палатку, надувные матрацы. Все вещи удобнее сложить не в чемодан, а в рюкзак или брезентовый мешок. Как видите, для дальнего похода требуется много различных вещей, но усвойте правило — не брать лишнего. В пути. Движение должно проходить строго по графику. Лучшее время для похода — утро и вечер. Поэтому вставайте в 5—6 часов утра, после 2—3часового плавания сделайте привал для купания, завтрака и отдыха. На этой стоянке можно провести жаркую часть дня, а в 5—6 часов вечера снова отправиться в путь. Ложиться спать советуем не позднее 10 часов (такой распорядок дня не утомит в походе). Если вы ставите себе целью побольше быть на воздухе, то не останавливайтесь на ночлег в городах, в населенных пунктах. Лучше выбрать лесистый берег или сосновый бор. Здесь, может быть, меньше комфорта, чем в гостинице, но зато больше красоты и романтики, да и отдохнете лучше. Не стремитесь пройти много километров за один день. При соблюдении распорядка дня на все хватит времени. Водный туризм — один из самых интересных видов спорта. Если вы хоть раз побываете в походе, вас снова и снова будут манить голубые дороги. Т. ГЛУШКОВА, О. КЛЮЧАРЕВ, И. ЛАВРОВА, А. ШИРЯВЦЕВ, члены 2-го Московского морского клуба ДОСААФ.НЕПОЛАДКИ УСТРАНИМЫВладельцы «Вятки» обращаются в редакцию с просьбой разъяснить некоторые вопросы по эксплуатации мотороллера. Им отвечает инженер Л. Ихлев, нештатный корреспондент журнала «За рулем» в г. Вятские Поляны. П ри эксплуатации некоторых мотороллеров «Вятка» появляется глухой стук в двигателе, ясно различимый на малых оборотах. В чем причина стука и какие возможны при этом последствия! Причина возникновения стука — ослабление затяжки гайки муфты сцепления, в результате чего сминается «усик» запорного стакана. Для устранения стука, который может повлечь за собой поломку деталей, следует заменить запорный стакан, а при его отсутствии — поставить шайбу гровера. Если после затяжки муфты сцепления глухой стук на малых оборотах не прекратился, надо проверить затяжку маховика магдины. Для этого следует отвернуть на один оборот контрящую гайку и, закрепив до отказа внутреннюю гайку маховика, законтрить ее. Как повысить мощность двигателя мотороллера «Вятка»! В 1961 г. мощность двигателя была увеличина до 5,5 л. с. благодаря улучшению фаз газораспределения. В журнале «За рулем» № 6 за 1960 г, сообщалось о возможности довести Мощность ранее выпускавшегося серийного двигателя до 5,2 л. с. в условиях мастерской. В дополнение к этому следует рекомендовать применение карбюратора К-55В. Но можно использовать и серийный карбюратор К-55, расточив диффузор до 22 мми установив жиклер с пропускной способностью 165 см 3 /мин. Медная прокладка, установленная между цилиндром и головкой двигателя мотороллера, в процессе эксплуатации приобретает жесткость. Как сделать ее мягкой! Восстановить прежние механические свойства медной прокладки можно следующим образом. Прокладку нагревают до 650—700° (пока она не приобретает темновишневый цвет) и охлаждают в воде комнатной температуры в течение 10—15 минут. Со второй половины 1961 г. на верхнем торце цилиндра двигателя введена кольцевая канавка, а на торце головки — кольцевой выступ. Такое изменение повышает герметичность цилиндра и сохранение медной прокладки. Инж. Л. ИХЛЕВ.;;.21 НЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМ 'Мотолюбитель Н. Глазов из села Муравль Орловской области пишет в редакцию: «Нередко мотоциклетные шины изнашиваются намного раньше положенного срока. По-видимому, это происходит из-за неправильной их эксплуатации. Сейчас многие мотоциклисты испытывают недостаток в шинах. Расскажите, пожалуйства, как продлить срок их службы?». С таким вопросом в редакцию обратились и многие другие читатели. Сегодня мы публикуем несколько проверенных на практике рекомендации по увеличению пробега шин.ТОБЫ ШИНЫ СЛУЖИЛИ ДОЛЬШЕВажное значение для нормальной работы шин на мотоцикле с коляской имеет правильная установка ее относительно мотоцикла. Нормальные развал и схождение плоскостей колес обеспечивают хорошую управляемость и наилучшие условия для работы шин. При развале больше >или меньше допустимого протектор изнашивается односторонне. При неправильном схождении колес износ будет более интенсивным и неравномерным. Если водитель заметит, что протектор изнашивается местами («пятнами»), следует .немедленно отбалансировать колесо вместе с шиной. Обычно «пятна» появляются при радиальном дисбалансе. Балансировку удобнее всего производить, прикрепляя грузы к спицам колеса. Часто шины выходят из строя из-за разрыва бортового кольца. Основная причина этого дефекта—неправильный монтаж шины на обод. Разрыв борта происходит в тот момент, к огда пытаются натянуть на обод сразу недопустимо большой участок борта. Обычно это бывает на заключительном этапе мон тажа. Чтобы избежать разрыва, не следует одновременно монтировать на обод участки 'борта размером более 10 см, а на заключительном этапе монтажа — не более 4 см. Ни вкоем случае не ударяйте по борту молотком или другим инструментом. Это может вызвать его разрушение и деформацию. Большое влияние на срок службы шин оказывают методы вождения, манера езды мотоциклиста. Резкое трогание с места, торможение «на юз», высокие скорости на виражах, особенно «а мо тоциклах с коляской, — все это влечет за собой преждевременный износ шин. Нужно всячески предохранять покрышки от попадания «а них масла, бензина, керосина, так как они разрушают резину. При консервации мотоцикла зимой рекомендуется хранить его только в подвешенном (на колодках и т. п.) с о стоянии со слегка надутыми шинами. Если они будут находиться под нагрузкой, то значительно ухудшатся усталостные характеристики резины и корда. М ы рассказали об основных правилах эксплуатации мотоциклетных шин. Соблюдение этих правил при езде «а мо тоцикле, а также регулярный уход за ними поможет вам значительно увеличить пробег покрышек, Инженеры Р. БРУДНЫЙ, В. ЗУСМАНОВИЧ. г. Ленинград. Нагрузки, давление максимальминимальсредние ные ные в кг 3,75 3,25 3,25 2,50 2,25 — — — — — 19 19 16 19 19 300 200 180 160 100 в кг/смз в кг 2,5 2.0 2.0 2,0 2,0 240 185 125 120 в кг/смз 2.0 1,75 1.50 1,758 КГ Важдая шина рассчитана на определенную максимальную нагрузку при соответствующем давлении. Но это не значит, что беспредельно повышая его, можно без конца увеличивать нагрузку. Если поступить так, то шина будет работать ненормально < сопутствующие и перегрузке явления — повышенное теплообразование, перенапряжение бортового кольца, нитей каркаса и др. — (преждевременно выведут ее из строя. В настоящее время приняты нормы нагрузки и соответствующие им давления для шин дорожных мотоциклов (см. таблицу). Известно, что большая часть мотоциклов эксплуатируется с неполной нагрузкой на шины, причем водитель поддерживает давление в них произвольно, «на глазок». К чему может привести несоответствие давления нагрузке? Покаж ем это на примерах.КПредставьте себе, что шина эксплуатируется с пониженным для данной нагрузки давлением. Прогиб ее становится выше допустимого предела. Увеличивается деформация каркаса и протектора. Это ведет К неравномерному износу последнего и уменьшает прочность каркаса. Одновременно снижается радиальная жесткость шины, что вызывает значительную потерю боковой устойчивости. Резкое торможение мо жет привести к проворачиванию шины в ободе колеса ик вырыву вентиля. К ро ме топо, при езде с пониженным давлением значительно ухудшается самоочищаемость рисунка протектора. Застрявшие в нем острые, твердые предметы могут проникнуть в глубь протектора, разрушить подканавочный слой, а затем и каркас. В этом случае шина выйдет из строя (И ее уже нельзя будет отремонтировать. Вот какими признаками характеризуется эксплуатация шины с пониженным давлением: плохая управляемость мотоцикла, особенно «а виражах; неравномерный износ протектора попро филю (увеличенный износ боковых шашек); разрушение наружной части боковины. Теперь предположим, что шина эксплуатируется с повышенным для данной нагрузки давлением. Прогиб ее будет меньше допустимого предела, что приведет к сокращению площади контакта покрышки с дорогой. Следовательно, увеличится удельное давление, а в 'последующем — износ протектора. Шина с повышенным давлением более подвержена механическим повреждениям из-за меньшей эластичности, плохо '«держит» дорогу. Кроме того, снижается комфортабельность езды и проходимость мотоцикла. Особенно опасно двигаться на мотоцикле с такой шиной по влажному или скользкому покрытию. При наезде на препятствие возможен крестообразный разрыв каркаса. Плохая устойчивость мотоцикла, особенно на дорогах с неусовершенствованным покрытием, повышенный износ средней части беговой дорожки протектора — характерные признаки эксплуатации шины с повышенным давлением. Итак, первое условие правильной эксплуатации шин — строгое соответствие давления нагрузке. На разных колесах шины изнашиваются по-разному. Известно, например, что на мотоцикле-одиночке нагрузка на заднее колесо составляет приблизительно 65% от общего веса, а на переднее — всего 35%. Кроме того, заднее колесо является ведущим. Чтобы избежать неравномерного износа шин на разных колесах, необходимо через каждые 2000 км переставлять их: на мотоцикле-одиночке — переднее и заднее колеса, а на мотоцикле с коляской — по часовой стрелке, включая запасное колесо.Р азрушение боковины при езде на шинахс пон иженным давлением.Р азрыв бортового кольца вследствие неправильного монтажашины на обод.Крестообразный разрыв каркаса покрышки сповышенным давлением при наезде на препятствие.Н еравномерный износ при дисбалансе колеса с шиной. Разрушение каркаса при плохом самоочищении рисунка протектора из-за дониженного давления в шине.Размеры шиныкг/см22——180 140 ПО 100 60