15
16
17
ЕПТУПроект этой мотолодки, премированный на конкурсе НТО судостроительной промышленности, понравился многим читателем. И не удивительно. По своей конструкции и ходовым качествам „Нептун" стоит в ряду современных образцов мотолодок. В редакцию поступило много писем, авторы которых просили поместить чертв' ти и описание мотолодки. Выполняем эту просьбу. 6 мм. Для повышения жесткости изнутри на среднюю часть транца (на месте мотора) накладывают панель из фанеры 4—5 мм. В качестве стапеля используют ровную сухую доску размером 3300X250X30 мм, отфугованную со всех четырех сторон. На одной из боковых сторон доски вычерчивают линию киля и размечают места установки шпангоутов. Линию киля вырубают или выпиливают и тщательно зачищают. После этого делают пропилы для установки шпангоутов, глубина которых равна высоте донной ветви шпангоутов на линии ДП минус толщина киля (киль лежит поверх стапеля). Шпангоуты должны входить а пропилы плотно, с некоторым усилием, и занимать строго перпендикулярное положение к основной линии. Необходимо, чтобы плоскости шпангоутов были параллельны между собой. Особенностью мотолодки «Нептун» является значительная кривизна скуловых и привальных брусьев в носовой части корпуса, что характерно для современных скользящих мотолодок. Большая кривизна этих элементов позволяет получить просторный корпус и хорошие гидродинамические качества. Однако это связано с некоторыми трудностями: придать нужную кривизну сплошному бруску не всегда удается, даже если предварительно распарить его в кипятке. Поэтому скулу или привальный брус следует склеивать из нескольких планок меньшего сечения, которые можно легко изогнуть по месту; так же выклеивают наружную обвязку борта под буртик. Зачистив каркас корпуса, борта и палубу обшивают водостойкой фанерой 3 мм, а дно — ф анерой4мм . Обшивку покрывают водоупорным клеем или густотертой масляной краской и прикрепляют шурупами и гвоздями «в загиб» к бортам, затем — ко дну. Высота борта позволяет очень экономно использовать фанеру (имеется в виду стандартный лист размером 1520Х Х1520 мм). На обшивку идет полоса, X равная U листа (1-520X380 мм). Наружные слои дерева должны идти вдоль полосы. После этого корпус снимают со стапеля, выравнивают линию борта, устанавливают мидельвейс, подпалубные рейки и зашивают палубу фанерой толщиной 3 мм. Затем устанавливают карленгс (внутренняя обвязка борта) и фальшборт кокпита. В последнюю очередь 3мм фанерой зашивают вертикальные стенки продольных диванов, что придает корпусу дополнительную жесткость. Сами диваны можно сделать либо из фанеры толщиной 5 мм, сплошными панелями, либо из сосновых реек сечением 40X10 мм, набранных в виде решетки с просветом между рейками 15—20 мм . Сиденье и спинку переднего дивана изготовляют из сплошных фанерных панелей на деревянных рамках; подушка — из пористой резины или паралона. Передний диван, в зависимости от роста водителя, устанавливают между 3—4 шпангоутами с таким расчетом, чтобы удобно было садиться и на стоянке, и на ходу. Это лучше всего определить опытным путем, когда корпус уже обшит фанерой. Затем корпус оклеивают перкалем или мадаполамом (можно оклеивать швы обшивки — скулу и транец, но тогда шпаклевка и окраска корпуса должны быть выполнены особенно тщательно). При оклейке пользуются клеем АК20, эмалитом первого покрытия или цапон-лаком. Затем устанавливают буртики, наружную килевую накладку, штвпики, декоративные детали, а также утки, кнехты и др. Рамку ветрового стекла лучше всего св'арить из тонкостенной стальной трубки диаметром 20 мми прикрепить к ней мелкими болтиками выкроенный по форме кусок целлулоида или плексигласа. Рулевое колесо и приборы, а также выключатели электросети устанавливают на усиленном бимсе шпангоута № 3. Там же, под рукой водителя следует смонтировать секторы управления газом и реверсом мотора. Независимо от того, оклеен корпус тканью или нет, лучше покрасить его масляной краской, разведенной натуральной олифой. Гидростабилизатор состоит из деревянного каркаса, на который наклеены две пластины из пенопласта. Подкосы, имеющие на концах проушины, соединяют гидростабилизатор с транцем и позволяют регулировать его наклон до 10° вниз от основной линии. Г. МАЛИНОВСКИЙ.Цетырехместная мотолодка «Нептун» ^рассчитана на подвесной мотор мощностью от 10 до 25 л. с. Она может развивать скорость соответственно от 30 до 50 км/час. Для облегчения продольной балансировки при различных центровках и на различных режимах движения «Нептун» оборудован специальным гидростабилизатором (транцевой плитой). Корпус «Нептуна» собран на девяти шпангоутах (считая транец), связанных продольными элементами — килем, двумя привальными и двумя скуловыми брусьями, двумя бортовыми и шестью донными стрингерами. Конструкция шпангоутов изображена на рисунке. Приступая к постройке лодки, необходимо, пользуясь схемой и таблицей плазовых ординат, выполнить ее чертежи в масштабе не менее 1 : 10, а чертежи шпангоутов — в натуральную величину. Изготовление шпангоутов аналогично описанному в № 2 журнала для «Золотой рыбки», но сложнее, поскольку у «Нептуна» несколько закрытых шпангоутов и шпангоуты с рамками для крепления продольных диванов. Транец с внутренней стороны имеет косынки, связывающие его углы, а снаружи обшит водостойкой фанерой 5Какие материалы нужны для постройки корпуса Сосновые планки для: шпангоутов 450X40X15 мм . транца 150X40X20 мм . Сосновые доски для: т ранца 1500X100X20 мм бимсов 1500X70X15 мм . Сосновые бруски для привальных и скуловых брусьев 4000X30X30 мм . . . . Сосновые рейки для стрингеров (из них же изготовляют буртики, к амингсы , рамки) 4000Х Х25Х13 мм Сосновый брусок для киля 400X60x20 мм . . . .5 ШТ.1 шт. 2 шт.5 ШТ.4 ШТ.20 шт. 1 шт.Водостойкая фанера 3-мм 1520X1520 мм . . . . . 4 шт. Водостойкая фанера 4-мм для обшивки дна и изготовления книц 3 шт. Водостойкая фанера 5-мм для изготовления транца и донных книц . . . . . . 0,5 лист. Клей казеиновый или ВИАМ-БЗ: 2,5 кг Оцинкованные железные гвоз1 кг ди 20-мм . . . . . . Шурупы 30-мм толщиной 23 мм 2 кг Натуральная олифа . . . . 2 кг Масляная густотертая краска . 2 кг 1Часi s?=^LTD•ж 1сото оТ АБЛИЦА ПЛАЗОВЫХL НАИБ- 3600 ШПАНГОУТ | 1 ВЫСОТА КИЛЬ 80 СКУЛА 200 БОРТ 475 ПАЛУБА(ДП) 500 П0ЛУш СКУЛА 320 БОРТ 535 — КОКПИТ ВНАИ5 1500 2ОРДИНАТН БОРТА 380 6789ОВНОЙ (мм) | 12 15 80 50 45 35 25 430 4Z0 4\0 400 460 450 440 440• „а 11— й йfT!Гi--H2D -,^00^^~ 1490LOIOЦ115 34 ОТ ОСН 00 20 5 160 110 80 60 475 470 450 440 525 530 500 475 от ДП (мм) и РОТА 560 655 700 710 700 688 680 670 690 745 750 745 738 730 720 710 — — 640 635 630 620 — 2001ДЕНОРА ТИВНЫЙ „МИЛЬ (ПЕНОПЛАСТ. ПРОбМА) •ЛОДНОСЬ/--ПЕНОПЛАСТПАРНАС СТАБИЛИЗАТОРАча—йй1440 — — 4 -ДУБ 40* 30ПРОУШИНА ФАНЕРА 6ммrteS^-rflJ,— Ьмн^-JL 18'j "е 149П -—4• \1^Я^^-•^rv 4 ^ ^ = ^ ^ ! ^ ^ ^ ^ ^ ; ggj ^J^-Z^Z*яя*А.ШПАНГОУТЫ^^ганГ'мКйтг-^ Ы 1г ; и^^ШЯк АНТЕННА-^ ЧЕТЫРЕХМЕСТНАЯ МНОГОЦЕЛЕВАЯ МОТОЛОДКА ПОД ПОДВЕСНОЙ МОТОР МОЩНОСТЬЮ 10-25 Л.С.РАДИОПРИЕМНИК „ТУРИСТ" УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСОМ'лходовой огоньКРЫШКА Л НО НАТЕОРЕТИЧЕСКИЙЧЕРТЕЖБУРТИК ПРИВАЛЬНЫЙ СНУЛА•КНИЦА НИЛЬ<«РвидЗВ40~=r*J Г_^5=Е^||£ СНИЗУ-В1330D^УШТТ•-• нь