Спортсмены делятся опытомСТАТЬЯ 1-яспех выступления в автомобильном ралли зависит от ряда факторов, н о один из них особенно важен. Члены экипажа должны умело выполнять штурманские расчеты, б ез которых не мыслимо движение по маршрутуссо б людением заданных режимов . Д ля этого прежде всего надо отлично знать общие условия проведения ралли, х орошо понимать и применять три их принципа, внимательно изучить положениео соревнованиях, в которых предстоит участвовать. Ш турманская работа состоит из двух частей: подготовительной, проводимой до старта, и оперативной, выполняемой впериод участия в соревнованиях. Основываясь iHa опыте литовских автомобилистов, регулярно выступающих в последние годы в ралли, м ы хотели бы порекомендовать некоторые приемы и методы штурманских расчетов, проверенные на практике.УШТУРМАНСКИЕ РАСЧЕТЫ в автомобильных раллимашины водители, а их напарникисчи тали минуты, оставшиеся до отметки на пункте КВ. Но тут случилась беда: вышел из строя двигатель одной «Волги», не выдержавший повышенной нагрузки . Пришлось буксировать неисправный автомобиль (в командных зимних ралли это разрешается). Н е опоздать на пункт KB в связи с этим мы уже не могли. Из-за чего же мы заблудились, д нем , на хорошей дороге? З а первые сутки соревнований у нас не было ни одного штрафного очка. Это вызвало самоуспокоение. Члены команды стали менее внимательными — и вот результат. Заблудиться — значит не только отстать от графика, но и подвергнуть ма шину и участников соревнований до полнительным нагрузками риску принеизбежной после этого гонке. Вот почему к ориентировке на местности по маршрутной схеме (выкопировке с официальной карты), получаемой согласно условиям проведения ралли за 4 часа до старта, н ужно готовиться заранее. П режде всего для этого желательно использовать карты местности, где про ходит трасса. Их необходимоприобре сти заблаговременно . К роме того, ц е л есообразно иметь дорожныеи туристские карты, а также схемы крупных населенных пунктов той местности, по ко т орой проходит трасса соревнований. Н о вот маршрутныедокументы получены. К акойпорядок работы дальше? Прежде всего наносим на схему маршрута стрелки, указывающие направление движения на отдельных участках (кругах). Ц ифрами или попереч ными штрихами на стрелках отмечаем последовательность прохождения кругов; число штрихов при этом соответствует порядковомуномеру участка. Затем, пользуясь калькой, к опируеммаршрутную схему и тщательно пере носим маршрут на карту. Это лучше всего делать карандашами разных цветов, чтобы выделялся каждый участок дистанции. Не 'нужно наносить жирных линий, они закрывают надписи исглажи вают характерные изгибы дорог . Теперь мысленно проедем по марш руту, отметив кружками или звездочка м и обозначенные вмаршрутнойкарте пункты KB иКП . Внимательно всмотримся во все характерные ориентиры ив отдельных местах «поднимем» карту. Те места, г демаршрут движения переходит с основной дороги на дорогу местного значе ния, о бведемкружками . В штурманскомжурнале ( о бщая тетрадь) с делаем соответствующие пометки с указанием примерного расстояния от предыдуще го пункта KB или характерного ориентира до резкого поворота, развилки и т. п. Будь у нас вжурналеназимнемрал ли 1961 года такая, н апример , отметка — « ч ерез4километра от Тукумса, на V - о бразной развилке свернуть направо», мы бы не сбились с правильной дороги . К артус отмеченными на ней марш рутом, пунктами KB иКП , местами, т ребующими повышенного внимания, и характерными ориентирами сложим « г армошкой » , чтобы можно было удоб но пользоваться ею при движении . Желательно иметь всегда под рукой штурманский журнал , карты имаршрут ные документы ; для этого их размеща е мв планшете или папке. Итак, м аршрут ясен, п роложен на карте, необходимые пометки сделаны на карте ивштурманскомжурнале . Теперь надо позаботиться отом , чтобы ещедо старта наши действия не вызывали пенализации, а на трассе мы могли правильно выдерживать заданный режим движения.Участвуя вфеврале 1961 г. в третьем Всесоюзном зимнем ралли, команда Вильнюсского автомотоклуба двигалась из Тукумса в Ригу. Настроение у нас было хорошее . У казателиподтвержда ли, что мы движемсяв правильном направлении; расстояние до латвийской столицы уменьшалось скаждоймину той. Д ажетревожномигавшие фарами встречные автомобили других команд не вызывали у нас настороженности : мы считали, что эти товарищи перепутали дорогуиедутв Тукумс сдругой стороны. И только попав на Рижское) взморье, к оторое не значилось вмаршрутной карте,. мы поняли, что заблудились. Вместо того, чтобы ехать в Ригу вобъ езд, ч ерез Калнциемс, мы двигались напрямую, к ратчайшимпутем . Совещание было короткимиреше ние простым: срочно возвращаться обратно иужепо указанной вмаршру те дороге быстрее входить в график. На предельной скорости вели свои За последние годы на трассахЛитвы проводится все большесоревнований по автомобильному ралли . Н аснимке : момент соревнований на кольце Качергине, близ Каунаса.Фото Ю. Клеманова.На первой странице журнала после получения маршрутной карты записывае м план-график действий в предстартовый период. Н апример : Вход в закрытый парк — н еранее 12 час. 15 мин. Выключение двигателя на старте — н епозже 12 час. 33 мин, Пуск двигателя на старте — не ранее 12 час. 35 мин. Расчетный старт — 12 час. 35 мин . П одобная предусмотрительность гарантирует правильность действий в предстартовый период . Запустив двигатель на выходном пункте КВ-0, м ыуже на дистанции. Очень часто сразуже после старта иотметки на КВ-0 проводятся дополни тельные состязания ( н апример , ф игур н оевождение ) . Закончив их, будем считать временем начала движения по трассе немоментотметки на КВ-0 (12 час. 35 мин.), а то, в котором учтен онейтрализуемоевремя . Зная, что оно равно, н апример , 25 минутам, п о лучим: 12 час. 35 мин. + 25 мин. == = 13 час. 00 мин. Если дополнительное состязание от нимет меньше времени, то необходи м о «отстояться», чтобы неопережать график. А как быть, когда не укладываемся внейтрализуемое время? Так бывает иногда, н апример , н а заправке. В этом случае надо сделать отметку о причине задержки . Д ля расчета движения с заданными средними скоростями ознакомимся смаршрутной картой. В ней режим движ ения на разных этапах может быть обозначен либо расстоянием ивреме н емпрохождения того или иного этапа, либо средней скоростью. П оступаемв этом случае следующимобразом . Там, г девмаршрутной карте обозна чены расстояние и время прохождения этапа, о пределяемсреднюю скорость по формуле : S60 V co. = - Т (D. средняя скорость вкм / ч ас ; V ср. д — расстояние вкм ; t — в ремяв мин. Д опустим , расстояние от КВ-12 до КВ-13 равно 178,5 км , а нормавреме ни — 4 часа 20 мин. Выделенное для заправки нейтрализуемое время составляет 20 мин. где26 Значит, в движениимыбудемдиться 4.20 — 20 = 4 часа. Рассчитаем среднююскорость : 178,5-60 _ ср. 240 = 44,622 км/час т 44,6 км/час.нахоПроставив в соответствующей графе маршрутной карты ив штурманском журнале вычисленные нами средние скорости , у видим , что на этапах, г дережимдвижения задан средней ско ростью, графы расстояний и времени останутся незаполненными . Это объясняется тем , ч тосоответствующиедан ные мыузнаемтолькопослепрохож дения этапов. Определив средние скорости, запишем астрономическое время отметок на тех пунктах KB, в ремядвижениядо которых нам известно. Если расчетнаяотметканаКВ - 1 2бы ла в 17.35, т о на КВ-13 мыдолжныот м етитьсячерез 4.20, т. е. в 21.55. Сделать этомыможеминесколько раньше, используя указанное в Полож ениильготноевремя (в пределахегоопережение графика не локализируетс я ) . Если льгота , к примеру , равна 8 мин. (как было в третьем зимнем ралли), т о на КВ-13 мыможемотме т итьсявинтервале 21.47—21.55. Л ьгот ное времянам выгодно иметь в запасе на случайкакой - л ибо непредвиденной задержки . Во всех случаях расчетное время пребывания в пути надо прибавлять ковременинефактической , а расчетной отметки на предыдущем пункте KB; и наче , о тмечаясьсисполь зованием льготного времени, м ы будем суммировать отклонения. Сумма их может превысить допускаемую Полож ением величину опережения графика движения. П одобнуюошибку иногда допускают спортсмены, следующие по графику с допустимым опережением и считающие временем начала следующего этапа фактическуюотметкунапунктах КВ. Обработав маршрутную карту, заполн яемштурманскийжурнал . На егостра н ицах , о тведенныхдлякаждого этапа, оставляем свободное место, д ля путевых заметокирасчетов . На соответствующиестраницыжурна ла заносимseeнеобходимыевеличины , о бозначенияиприменяемый на этом этапе принципдвижения . Последний фиксируемдлятого , ч тобы знать, к ак тактически выгоднее входить в судейский график, если мы из него вышли . П редположим , что нашавтомобильнеимеетспециальногооборудования (с ним ознакомимся ниже), поэтому предварительно рассмотрим различные ме т оды расчета иконтролядвиженияс заданной среднейскоростью . При равномерном движении с пос тояннойскоростьюавтомобиль за оди наковые промежутки времени проходит равные расстояния. Правильность дви ж енияватом случае проверяют сопоставлением расчетных величин с фактич ескими . Д ляэтойцелиможно взять либо время, либо расстояние. При сопоставлении времени фактического нахождения в пути с расчетным (которое при заданной средней скорости требуетсядляпреодоленияпрой денного автомобилем расстояния) о пре д еляемотклонение от графика . П одобныйметодоченьудобен . Носпортсмены используют его редко изза отсутствияспециальныхприборов — спид-пилотов, показывающих расчетное время. Поэтому обычно применяют ме тод сопоставления расстояний, не требующий сложных приборов . Зная (по спидометру) фактически пройденное расстояние , м ыможем найти время , н е обходимое для его преодоления при движении с заданной средней скор остью . И наоборот, зная, с кольковре м енипрошло от начала движения , л егко узнать расчетноерасстояние . Сопоставляя расчетное расстояние с фактически пройденным , о пределим отк лонение от графикавкилометрах . Нап ример , с ледуя от пункта КВ-12 до КВ-13 свысчитаннойвышесреднейско р остью (44,6 км / ч ас ) , в 18-40 записыва е мпоказанияспидометра — 26.748 км . Пройденное расстояние выражается формулой Эфакт . = S — S KB . I 2 (2), г деS — показание спидометра в момент проверки; SKB-I2 ( о норавно 26.683,5 км ) — п о казания спидометра на предыдущем пункте КВ-12. И так , S^r= 26.748 — 26.683,5 = 54,5 км . Время в пути найдем из выражения tfлктt — tKB.u, г деt — показание часов (астрономическое время) в момент проверки; tкв-(грасчетное время отправления с пункта КВ-12; 1кв- 11рА сч. + 'нейтр. = 17.35 + 0.20 = = 17 час. 55 мин . З начит , Цдкг. = = 1 8 . 4 0 — 1 7 . 5 5 = 45 мин . Используя формулу средней скорости (1), о пределимрасстояние , к отороемыдолжныбылипройтиза 45 минут ;Уср.Для построения графика равномерного движения подсчитаем расстояние, проходимое за 5 минут при движении с заданной средней скоростью, а затем, последовательно умножая это расстоян ие , с кажем на 2, 3 и 5, п олучимрас с тояния , п роходимыеза 10, 15 и 25 минут движения. С уммируя « в ремяв пути» с овреме нем расчетной отметки на предыду щ ем KB, а расстояние — с показанием одометра, получим график зависимости астрономическоговремени от прой денного расстояния. Например, двигаясь соскоростью 44,6 км / ч ас , за первые 5минутмыдолжныпройти 3,716 км , за 10 минут — в двое , а за 15 минут — втрое большее расстояние. Последовательно складывая или умножая число 3,716 км , получаем расчетное расстояние, к оторое надо преодолеть за все 4 часа движения. Эти действия удобновыполнить на арифмометре . Определяем допускаемое условиями ралли опережение графика в километрах. Если закаждуюминутуприсреднейскоростиVcp . = 44,6 км / ч аспроходимS = 0,743 км , т оза8минутпреодоле ваем расстояние, равное почти 6км . Э то значит, ч томыможемдвигаться , о пережаяграфик на 6км , н еопасаясь получения штрафных очков. Практически же выгоднее не использовать полн ойльготы , а опережатьграфик на 4 — 5 км , гарантируя себя от получения штрафныхочков на случайвозможнойошибкив отсчетах одометровичасов . Если небылоотклонений от задан ного маршрута и вообще соблюдался заданный режим движения, то спортс менунестрашныпунктыСКВи KB, р ас стояния до которых не указаны вмарш рутной карте. Однако после отметки на таких пунктах надо обязательно определить по километровым указател ямиспидометру расстояние до них, записать егоиподсчитать расчетное время отметки. Это необходимо, к акуже указывалось, для правильного движ ениянаследующих этапах. Н апример , нам известны фактически пройденное расстояниедопунктаСКВ (37,5 км ) и заданнаясредняяскорость (57,3 км / ч ас ) . Пользуясь формулой, устанавливаем, что придвижении по графикумыдолж ны были находиться в пути 60-S 37,5 • 60 57,3 =39,27 мин.S PACf. —60где VCf . — заданная средняя скорость движения (44,6 км / ч ас ) ; *Ч>А1гг. — ф актическоевремявпути (45 мин ) . Следовательно, S pAct ) = 33,45 км . Тогда отклонение от графика будет равно; Si = S ^ K T . — S PAC 4. = 5 4 , 5 0 км—33,45 км » 44,6 • 45 60« 21 км.Если фактическипройденноерасстоя ние больше расчетного, то налицо опе режение графика на 21 кмилина 60-Si t = vcp. 60-21 44,6 = 28,25 мин .Если учестьльготноевремя (8 минут ) , о пережение графика уменьшится до 20,25 мин . З начит , н адоостановиться , в ыждать , п ока не пройдетэтовремя , чтобы не получить штрафные очки , о со б енно на пунктеСКВ . Приведенные выше расчеты сложны , отнимают много времени. Выполнять их периодически ( ч ерез5 — 1 0мин . ) н е возможно. Как же тогда проверять соблюдение режима движения, допустим, через каждые5 мин., что нередко бывает не обходимым? Д ля этой цели построимзаранееграфикдвижения на 4 часа с пятиминутными интервалами, в котором определенному времени нахождения в пути будет соответствовать свое расстояние. •Теперь требуется определить расчетн оевремянахождениявпути на лю б омрасстоянии от предыдущегопунк та КВ . Н ообэтомвследующей статье. Л. ШУВАЛОВ, спортсмен I разряда, п ризер первенства СССР по ралли. г. Вильнюс. Зимнее командное ралли. Оперативн ыйштурманскийрасчетна местности.27