ГРУЗОВОЙfr*ma*mmmm« ftpтеле перед радиатором установлены пластинчатые жалюзи с приводом из кабины шофера; в систему охлаждения включен термостат. Двигатель имеет ограничитель числа оборотов. В качестве топлива для него рекомендуется применять бензин А-72. Сцепление, как ив автомобиле ГАЗ-51 А, — однодисковое, сухое. Унифицирован и привод его выключения. Чтобы обеспечить необходимые запасы прочности и износостойкости .для передачи повышенного крутящего момента двигателя (22 кгм при 1500 об/мин), диаметры ведомого и нажимного дисков увеличены. Так, диаметр ведомого диска, который снабжен демпферными пружинами и гасителями крутильных колебаний, равен 280 мм . На автомобиле ГАЗ-53Ф установлена новая четырехступенчатая коробка передач, выполненная по трехвальной схеме. Три пары шестерен постоянного зацепления имеют косые зубья, повышающие работоспособность и уменьшающие шум в зацеплении. Третья и четвертая передачи снабжены синхронизаторами инерционного типа. Передаточные числа: первой передачи — 6,48, второй — 3,09, третьей — 1,71, четвертой — 1, заднего хода — 7,9. Механизм управления коробкой передач упрощен благодаря изменению конструкции предохранительного устройства включения заднего хода. Коробка передач автомобиля ГАЗ-53Ф в сборе взаимозаменяема с коробкой передач автомобиля ГАЗ-51 А. Карданная передача состоит из двух валов открытого типа с промежуточной опорой. Сопряжение основного вала с промежуточным осуществляется скользящим шлицевым соединением, что значительно упрощает конструкцию. Промежуточная опора имеет закрытый подшипник, не нуждающийся в частой смазке. Он заключен в эластичную резиновую подушку со сквозными, радиально расположенными окнами, которая полностью разгружает его от осевых сил. Пополнять смазку в этом подшипнике рекомендуется лишь после 12 тысяч километров пробега автомобиля. Все три карданных шарнира снабжены игольчатыми подшипниками. В конструкции заднего моста применена главная передача и дифференциал с автомобиля ГАЗ-63; в кожухах полуосей увеличена толщина стенки (15 мм); к роме того, они подвергаются поверхностной закалке токами высокой частоты. Для повышения надежности ведущей и ведомой шестерен главной передачи предусмотрена их дробеструйная обработка. Коробка передач: 1 — в едущий вал; 2 — ш естерня ведущего вала; 3 - ф иксатор : 1 — замок; 5 — р ычагпереключения пе— редач; 6 и 14 — ш естернитретьей передачи; 7 и 13 — шестерни второй передачи; 8 и 11 • ш естерни первой передачи и — заднего хода: 0 — фланец; 10 — ведомый вал; 12 — блок шестерен заднего хода; 15 — к артер ; 16 — ш естерня : 17 — пром ежуточный вал; 18 - с инхронизатор .амена устаревших полнее З удовлетворяющими механизмов и машин новыми,хозяйства потребности народного страны, — необходимое условие дальнейшего развития автомобильного транспорта. Выполняя эту задачу, вытекающую из решений XXII съезда партии, коллектив Горьковского автозавода разработал конструкцию нового грузового автомобиля ГАЗ-53, на базе которого предусмотрена возможность создания широкой номенклатуры специализированного подвижного состава: самосвалов, автомобилей с фургонами, цистернами, бортовыми платформами различных видов, в том числе ис грузоподъемным задним бортом. Автомобиль ГАЗ-53 в оптимальном варианте со всеми новыми узлами и агрегатами (в частности, с новым 8-цилиндровым двигателем, гипоидным задним мостом, усиленной передней осью и новым рулевым механизмом) будет поставлен на производство в 1963—1964 гг. Учитывая, однако, большую потребность народного хозяйства в автомобилях грузоподъемностью 3—3,5 т уже сейчас, коллектив Горьковского автозавода создал переходную модель ГАЗ-53Ф, выпуск которой начинается в текущем году. ГАЗ-53Ф — двухосный грузовик с цельнометаллической двухместной кабиной и универсальной бортовой платформой. При эксплуатации на дорогах с усовершенствованным покры тием он рассчитан на максимальную грузоподъемность 3,5 т, а по грунтовым и выбитым дорогам — на 3 т. Компоновка автомобиля ГАЗ-53Ф сохранена такой же, как иу хорошо зарекомендовавшего себя грузовика ГАЗ-51А, — кабина расположена сзади двигателя. Однотипность компоновки позволяет вводить изменения в конструкцию последовательно, по элементам, и облегчает снабжение действующего автомобильного парка запасными частями. По сравнению с ГАЗ-51 Ав автомобиле ГАЗ-53Ф обновлены все основные узлы и агрегаты, за исключением заднего моста и рулевого управления. Эксплуатационные преимущества его перед автомобилем ГАЗ-51А очевидны. Будучи тяжелее всего на 300 кг, он мо жет перевозить больше груза на целую тонну. А это значит, что при изготовлении автомобиля ГАЗ-53Ф коэффициент использования металла на тонну доставляемого груза выше примерно на 20%. Средняя максимальная скорость движения нового автомобиля с полной нагрузкой возрастает на 14%. Трудоемкость технического обслуживания снизится ориентировочно на 15%. Долговечность автомобиля за счет новых, более совершенных узлов и агрегатов увеличена на 20%. Каковы же конструктивные особенности этих новых узлов и агрегатов? Автомобиль ГАЗ-53Ф снабжен форсированным двигателем ГАЗ-51, развивающим мощность 82 л. с. при 3200 об/мин. Увеличение мощности достигнуто путем повышения степени сжатия с 6,2 до 6,7 (уменьшен объем камеры сгорания), а также благодаря применению двухкамерного карбюратора и впускных трубопроводов увеличенного сечения. Кроме того, в новом двигателе взамен биметаллических вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала установлены триметаллические с мет?ллокерамическим подслоем, введены грязеуловители; вместо двух фильтров (грубой и тонкой очистки масла) введен один центробежный фильтр. в систему смазки (введен масляный радиатор, расположенный между облицовкой и жалюзи водяного радиатора и включаемый краником, который размещен под капотом. Трубчатый радиатор с гофрированными охлаждающими пластинами обеспечивает эффективное охлаждение воды. Для поддержания оптимального температурного режима в двига-Рлзрезпокк14 Передняя ось в основном унифицирована с передней осью автомобиля ГАЗ-51 А, но ив нее введены некоторые конструктивные изменения, повышающие надежность и срок службы отдельных деталей. Так, применен новый упорный подшипник шкворня, состоящий из двух стальных и одной металлокерамической шайб; шарниры продольной рулевой тяги надежно защищены от проникновения воды и грязи. В новых шарнирах поперечной рулевой тяги увеличены сферические рабочие поверхности. Рулевой механизм такой же, как на автомобиле ГАЗ-51. Увеличена лишь длина вала руля и его колонки. Предусмотрена регулируемая конструкция крепления рулевой колонки к панели приборов и эластичная резиновая подушка со сквозными, радиально расположенными окнами. Это повышает надежность узла и упрощает его монтаж. Рама автомобиля усилена. Она состоит из Двух штампованных лонжеронов с семью поперечинами. Передняя и задняя подвески — рессорные. По сравнению с автомобилем ГАЗ-51 А длина передней рессоры увеличена на 20 мм , длина задней рессоры — на 200 мм. В передней подвеске применены амортизаторы телескопического типа. Задняя подвеска имеет подрессорник. Концы передних и задних рессор крепятся в кронштейнах через резиновые подушки. Кронштейны подрессорника в месте касания с рессорой снабжены резиновыми буферами. Резиновые опоры имеют ряд преимуществ перед креплением с помощью стальных пальцев; благодаря применению резиновых опор разгружаются коренные листы от скручивания, исключается 12 точек смазки, значительно повышается срок службы кронштейнов, улучшается комфортабельность при движении автомобиля по неровным дорогам. В дисках колес автомобиля ГАЗ-53Ф уменьшено число отверстий (3 вместо 6). Шины — камерные, размером 8,25—20. Тормоза нового автомобиля аналогичны тормозам автомобиля ГАЗ-51 А, но для повышения эффективности торможения и облегчения условий работы водителя в тормозной привод введен гидровакуумный усилитель диафрагменного типа. Новым в буксирном приборе является резиновый элемент буферного устройства, устанавливаемый вместо витой цилиндрической пружины. Он отличается лучшей характеристикой изменения жесткости, простотой конструкции, малой стоимостью и обеспечивает высокую долговечность буксирного прибора. Цельнометаллическая кабина и оперение приобрели современную внешнюю форму. Переднее ветровое окно значительно увеличено, оно выполнено без перемычки в средней части, что улучшает обзор дороги и освещенность в кабине. Для шофера в кабине созданы условия, мало отличающиеся от условий легкового автомобиля. В частности, предусмотрено эффективное отопление с обдувом стекла теплым КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАвоздухом, хорошая вентиляция; кабина оборудована двумя стеклоочистителями с электрическим приводом, зеркалом заднего вида, новой комбинацией приборов, очень удобным сиденьем и спинкой с пружинными элементами, ящиком для мелких вещей, двумя противосолнечными козырьками, пепельницей и т. п. Спинка и сиденье регулируются по росту водителя. ' За спинкой предусмотрены специальные места для шоферского инструмента. Под сиденьем устроена ниша, в которой размещается аккумуляторная батарея. Для повышения долговечности деталей кабины и оперения принципиально изменена не только их конструкция, но и подвеска на раме автомобиля. Она выполнена так, что исключается влияние перекосов рамы на оперение и кабину. Изменен и кузов автомобиля. Он представляет собой бортовую платформу с металлическим каркасом основания. Задний и два боковых борта — откидные, причем предусмотрены скобы для их наращивания. Для повышения прочности и износостойкости пола платформы, создания удобств при погрузке и разгрузке, доски в местах стыков имеют специальные металлические накладки. Платформа оборудована инструментальным ящиком, размещенным под полом. Электрооборудование включает в себя ряд новых элементов: электрические указатели поворотов с автоматическим сбрасыванием, приборы с сигнальными лампами для контроля зарядки аккумуляторной батареи, давления масла, температуры воды в верхнем бачке радиатора и включения указателя поворотов. Эти новшества делают управление автомобилем более удобным; водитель меньше отвлекается от наблюдения за дорогой. Б. ШИХОВ, ведущий конструктор Горьковского автомобильного завода.Габаритные размеры в мм: длина ширина . . . . . . . высота (по кабине без нагрузки) Внутренние размеры платформы в длина высота бортов ширина " ' . ' . База с мм Колея передних колес в мм . . Колея задних колес в мм . . Вес автомобиля с полной нагрузкой, кг Наибольшая скорость с полной нагрузкой на горизонтальных участках ровного шоссе в км/час Эксплуатационный расход бензина в л/100 км . . . . .6375 2380 2220 мм: 3750 674 2180 3700 1577 1650 6600Карданная передача: 1 — о тражательная шайба; 2 — уплотнит елыюе кольцо; 3 — сальник; 4 — к арданный вал; 5 — к рышка подшипника; 6 — сальник; 7 — ф ланец кардана; 8 — клапан; 9 — игольчатый подшипник; 10 — крестовина; 11 и 19 — болты; 12 — пресс-масленка: 13 — задний отражатель; 14 — кронштейн; 15 — внутренний отражатель; 16 — ш ариковый подшипник: 17 — подушка опоры; 18 — промежуточный вал; 20 — шайба: 21 — обойма сальника. Передняя подвеска: 1 — передний кронштейн; 2 — рама; 3 — кронштейн амортизатора; 4 — втулка амортизатора: 5 — амортизатор; 6 — задний кронштейн; 7 — ч ашка заднего конца рессоры; 8 — резиновые подушки; 9 — буфер; 10 _ стремянка: 11 - рессора; 12 — ч ашка переднего конца рессоры: 13 — упорная резиновая подушка.75 33V