28
29
ГАЗОТУРБИННЫЙ АВТОМОБИЛЬ «РОВЕР»S*M^J£44>*U>*6€^Газотурбинный автомобиль «Ровер».«СУПЕР-СПОРТ» Новый чехословацкий спортивный мотоциклЗавод имени 9 мая подготовил к летнему сезону нынешнего года новый подарок чехословацким спортсменам и туристам — мотоцикл «Ява», модель «Супер-Спорт», тип 353/07. даточное число первичной передачи — 1,96. Как ив стандартных мотоциклах «Ява», сцепление автоматически выключается при переключении передач. Коробка передач четырехступенчатая; передаточные числа подобраны в расчете на движение по пересеченной местности. т. е. так, чтобы на первой передаче можно было бы достаточно легко преодолеть крутые подъемы, а на четвертой передаче развивать достаточно высокую скорость при движении по дороге с хорошим покрытием. Передаточные числа коробки передач 2,50—1,771,26—1. Передаточное число вторич-* ной цепной передачи — 2,87. Таким образом, новая модель, сохраняя все качества дорожного мотоцикла, может с успехом применяться для туристских пробегов на высоких скоростях и для шоссейно-кольцевых гонок второстепенного значения. В связи с повышением мощности двигателя и максимальной скорости несколько усилены и изменены некоторые узлы ходовой части и рулевого управления; в частности, руль усилен поперечной распоркой. Рама мотоцикла мало отличается от стандартной (модели 353/04). Некоторые изменения, осуществленные в раме, обусловливаются лишь технологическими причинами. То же можно сказать ио подвеске обоих колес. В передней части мотоцикл имеет длинноходовую телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами; задняя подвеска осуществлена на маятниковой вилке, ось качания которой автоматически смазывается маслом, поступающим из коробки передач. Размеры колес: переднего — 3.00 X 16, заднего — 3,25 X 16, т. е. значительно меньше по диаметру, чем у спортивных мотоциклов «Ява» (имеющих, как известно, шины размером 3.00 X 21 для переднего колеса и 3,50 X 19 — для заднего). Р ис 3. Развитое оребрение цилиндра и головки цилиндров.Р ис . 1. Мотоцикл «Ява-250», модель «Супер-Спорт». Новая машина является по существу дорожным мотоциклом, оборудованным спортивным двигателем с3 рабочим объемом цилиндра 248,5 см (диаметр цилиндра 65 мм, ход поршня — 75 мм). По сравнению со стандартным двигателем того же рабочего объема мощность этого двигателя выше на 5 л. с , а при установке специального глушителя и карбюратора с увеличенной пропускной способностью даже на 8 л. с. Высокая мощность двигателя и расчет на длительную пиковую нагрузку обусловили применение алюминиевого цилиндра с гильзой; цилиндр и головка со специальной камерой сгорания (степень сжатия 9,5: 1) снабжены развитыми ребрами охла?кдения. Двигатель модели «СуперСпорт» развивает мощность 17 л. с. при 5750 об/мин. Это обеспечивает мотоциклу максимальную скорость 110 км/час; при испытаниях с гонщиком в лежачем положении максимальная скорость мотоцикла на ровном участке в условиях безветрия доходила до 120—125 км/час. Система зажигания — динамо-батарейная, с одной катушкой. В головке цилиндров устанавливаются две свечи для того, чтобы в случае выхода из строя одной из них можно было без задержки переставить провод на вторую и продолжать движение. Привод карбюратора имеет специальную «быстродействующую» вращающуюся рукоятку на правой стороне руля, управляющую дроссельной заслонкой. Передача от двигателя на сцепление (многодисковое, с пробковыми накладками, работающее в масляной ванне) осуществляется двойной цепью типа «дуплекс» размером 3,8 X 7,32 дюйма. ПереР и с. 2. Некоторые характерные детали мотоцикла «Супер-Спорт»: быстродействующая вращающаяся рукоятка управления дроссельной заслонкой, две свечи в головке цилиндров, рычаг тормоза с шаровым наконечником.Английская фирма Ровер, ведущая в течение последних лет экспериментальные работы в области транспортных газовых турбин, продемонстрировала в апреле на автомобильной выставке в Нью-Йорке свою новую, четвертую по счету, модель газотурбинного автомобиля «Ровер Т-4». По сравнению с созданными ранее опытными образцами газотурбинных автомобилей эта модель содержит ряд существенных улучшений. Обращает на себя внимание прежде всего компактность газотурбинного двигателя, который развивает мощность 140 л. с. По сравнению с равноценным поршневым двигателем, развивающим подобную мощность, газотурбинный двигатель вместе с коробкой передач весит почти на 90 кг меньше. Весь турбинный агрегат со вспомогательной аппаратурой расположен в задней части автомобиля, привод осуществляется на передние колеса. В остальном представленный на выставке опытный образец газотурбинного автомобиля «Ровер Т-4» мало отличается как по внешнему виду, так и по агрегатам трансмиссии от обычных современных автомобилей. В частности, на нем применена независимая подвеска колес, дисковые тормоза и другие современные узлы и агрегаты. По данным фирмы, автомобиль развивает максимальную скорость 185 км/час и имеет отличную динамику разгона — скорость 80 км/час достигается через 8 секунд после трогания с места. При средней рейсовой скорости 80 км/час расход топлива составляет 14,0 л на 100 километров пробега. На той же выставке демонстрировался газотурбинный двигатель для легковых автомобилей, созданный американским концерном Крайслер. В связи с этим в специальной печати вновь подробно обсуждаются возможные перспективы применения газотурбинных двигателей на автомобилях, что в значительной степени вызвано различными оценками этих перспектив руководителями обеих фирм. В частности, указывается, что хотя данные по мощности и расходу топлива в газотурбинных двигателях «Ровер» и «Крайслер» почти совпадают, практические намерения обеих фирм весьма различны. Если концерн Крайслер объявил о выпуске уже в текущем году нулевой серии легковых газотурбинных автомобилей (в количестве 60-—75 штук), то технические руководители заводов Ровер по-прежнему придерживаются мнения, что речь может идти пока лишь о серийном выпуске газотурбинных грузовых автомобилей, либо автобусов. Достигнутое в четвертой модели легкового газотурбинного автомобиля Ровер улучшение некоторых параметров не позволяет еще достаточно уверенно говорить о реальных возможностях серийного выпуска этих автомобилей — такова точка зрения английских специалистов.ВЕНТИЛЯТОР С АВТОМАТИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМПроведенные недавно исследования показали, что в условиях умеренного климата и при нормальном режиме движения автомобиля вентиляторы на двигателях с водяным охлаждением полезно работают лишь в течение примерно 10 процентов времени работы двигателя. В остальное врзмя вентилятор не только бесполезно потребляет мощность и увеличивает шум, но нередко приводит ик ненужному охлаждению двигателя, что ускоряет его износ и увеличивает расход топлива. На автомобиле «Ягуар» (тип «Е») установлен двухлопастный вентилятор, в котором управление подачей тока от генератора производится термостатом, через реле, в зависимости от температуры воды в системе охлаждения двигателя. Вентилятор устанавливается на четырех болтах с резиновыми прокладками. Лопасти вентилятора диаметром около 400 мм надеты непосредственно на вал якоря электродвигателя. Ширина лопастей 35 мм. Вес вентилятора 1,8 кг.Мотоцикл «Супер-Спорт» имеет развитые тормоза размером 160/35 мм. характерные как для дорожных, так и для спортивных моделей «Ява». Тормозной путь со скорости 40 км/час при одновременном действии передних и задних тормозов равен 12.5 м. Для удобства пользования рычагом переднего тормоза он снабжен ограничительным шаровым наконечником. На мотоцикле устанавливается эффективный сигарообразный глушитель, несколько приподнятый по сравнению с дорожной моделью. По особому заказу на двигатель устанавливается специальный глушитель гоночного типа; в этом случае мощность двигателя можно довести до 20 л. с. Средний эксплуатационный расход топлива у мотоцикла «Супер-Спорт» составляет 5 л/100 км.28 Общая компоновка автомобиля Рено, модель «Каравелла».$+*^4£*4Л4^€лПРИБОР, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЙ О ГОЛОЛЕДЕНОВЫЕ МОДЕЛИ «РЕНО»Французские заводы Рено выпустили две новые модели автомобилей массового производства — «Флорида-С» и «Каравелла», опытные образцы которых были показаны на состоявшейся весной международной автомобильной выставке в Женеве. Обе модели отличаются друг от друга только кузовами, по своей же конструктивной концепции они идентичны и характеризуются довольно высокой для этого класса автомобилен мощностью двигателя и рядом существенных нововведений в трансмиссии и шасси. Обращает на себя внимание стремление конструкторов придать обеим моделям спортивный характер; это находит выражение не только в повышении мощности двигателя, но ив установке эффективных дисковых тормозов на всех колесах, а также усиленной подвески. На обоих автомобилях установлен новый двигатель, который значительно отличается от выпускавшегося заводами Рено двигателя с рабочим объемом 845 см 3 . Рабочий объем двигателя увеличен до 956 см 3 (диаметр цилиндра 65 мм, ход поршня 72 мм), степень сжатия равна 9,5 : 1. Как видно из этих данных, увеличение рабочего объема достигнуто не за счет расточки цилиндров, а ход поршня даже уменьшился на 8 мм. Речь идет практически о совершенно новом двигателе с целым рядом особенностей. Заводы Рено впервые в своей практике применили в четырехцилиндровом двигателе лятиопорный коленчатый вал; косо установленные клапаны, сечения которых значительно увеличены в целях лучшего наполнения цилиндров, расположены параллельно, но под очень большим углом; привод их осуществляется от вынесенного в сторону кулачкового вала через короткие толкатели и клапанные пружины прогрессивного действия. Головка цилиндров имеет треугольное сечение. Впускные и выпускные каналы отличаются характерными для спортивных двигателей аэродинамическими формами. Еще одна конструктивная особенность состоит в том, что нижний картер двигателя имеет герметические уплотнения ив нем поддерживается небольшое разрежение; это достигается установкой отсасывающей трубки, которая выведена к воздушному фильтру. Благодаря такой конструкции устраняются утечка и загрязнение масла в картере. На двигателе применена герметически закрытая система охлаждения, заправленная антифризом, н е замерзающим при температуре ниже 40° Цельсия и не требующая ухода. Регулирование температуры осуществляется термостатом, который обеспечивает не только благоприятный тепловой режим двигателя, но и быстрый нагрев теплообменника системы отопления кузова. Привод от двигателя, установленного (как обычно в автомобилях Рено) сзади. осуществляется через сухое однодисковое сцепление и полностью синхронизированную четырехступенчатую коробiry передач. В сцеплении применена конструктивная новинка — мембранообразный пружинный диск, который делает излишними многие мелкие детали. к ак например нажимные пружины; этот диск отличается также и лучшей теплоустойчивостью. Коробка передач мало отличается от стандартной; она не имеет прямой передачи (передаточные числа 3,70—2,28—1,52—-1,03). Передаточное число заднего хода такое же, к аку первой передачи (3.70). Изменение конструкции и расположения системы тяг и рычагов переключения устранило передачу колебаний на рычаг переключения передач. Принципиально изменена конструкция передней подвески. Целью этих изменений было увеличение хода рессоры со 140 до 183 мм. В связи с этим из конструкции исключен шкворень поворотной цапфы и соединение между удлиненными почти на одну треть верхним и нижним поперечными рычагами заменено двумя шарнирами с автоматической регулировкой. Применение работающих на скручивание резиновых деталей сильно ограничено, только лишь для нижних поперечных рычагов применены резиновые опоры. В системе передней, подвески сохранены винтовые пружины и телескопические амортизаторы, а также стабилизатор поперечной устойчивости. Винтовая пружина обеспечивает потребное прогрессивное действие благодаря наличию работающих на сжатие резиновых буферов. Подвеска задних колес осуществлена так же, к ак на ьсех моделях Рено, т. е. с помощью качающихся полуосей, шарнирно сочлененных с картером коробки передач. В конструкцию введены, однако, дополнительные V-образные реактивные рычаги; они воспринимают толкающие и тяговые усилия, которые возникают при разгоне и торможении. Комбинация винтовых пружин, резиновых подушек и телескопических амортизаторов такая же. как и на передней подвеске. На автомобилях применены самоустанавливающиеся дисковые тормоза с диаметром дисков 260 мм. В системе гидравлического привода тормозов предусмотрен ограничительный клапан, устраняющий блокирование задних колес, когда давление в системе превышает 75 ат. Как уже указывалось, различие между обеими моделями — «Флоридой-С» и «Каравеллой» — состоит лишь в конструкции кузова. «Каравелла» имеет двухдверный четырехместный закрытый кузов с отопителем и системой вентиляции: кузов «ФЛОРИДЫ» — двухместный. двухдверный, типа купе со съемным тентом. По габаритным размерам автомобили отличаются лишь на 10 мм по высоте, длина же их одинаковая — 4260 мм, ширина тоже — 1570 мм. База 2270 мм. Колея передних колес 1250 мм, задних — 1220 мм. Радиус поворота у обоих автомобилей равен 4.5 метра. Новые автомобили Рено развивают максимальную скорость 135 км/час. Эксплуатационный расход топлива, по данным завода, составляет от 7 до 9 литров на 100 километров пробега. Выпуск автомобилей Рено «Флорида-С» и «Каравелла» начат в мае 1962 года.Одной из зарубежных фирм выпущен прибор для предупреждения водителя о возможном обледенении дороги и, следовательно, о необходимости соблюдать осторожность при движении и торможении автомобиля. Новый прибор, получивший название «Айслерт», представляет собой высокочувствительный полупроводниковый термометр, способный за десятые доли секунды реагировать на очень небольшие изменения температуры. Прибор устанавливается под передним бампером автомобиля на высоте около 23 см от дороги и соединяется с аккумуляторной батареей автомобиля и сигнальной лампочкой на щитке приборок.При определенных температурных условиях, близких к образованию гололеда. лампочка начинает мигать. Чем опаснее дорожные условия, тем длиннее становятся периоды горения лампочки. При наиболее благоприятной температуре для образования гололеда лампочка горнт непрерывно. Прибор не боится тряски и хорошо защищен от проникновения влаги и пыли.СВЕТЯЩИЕСЯ ШИНЫФирма ^Гудьир» выпустила первую серию экспериментальных шин, светящихся в темноте. Эти шины демонстрировались на Международной автомобильной выставке во Франкфурте-на-Майне. Шины изготовляются из специального синтетического каучука. получившего название «Неофан». Новый материал по своему химическому составу представляет собой полиуретан в виде латексной смеси, которая перемешивается в стеклянной пресс-форме с жидким вулканизированным реактивом. Во время процесса превращения латексной смеси в резину к ней примешивается красящий раствор. Сцепление меморанным диском.Задняя подвеска.