Для уменьшения опасности поражения людей, перевозимых в автомобилях, частичную дезактивацию рекомендуется проводить в объеме, приближающемся к полной обработке. Частичную дезактивацию производит водитель, надевая предварительно противогаз и используя другие средства индивидуальной противохимической защиты. Частичная дезактивация в зависимости от наличия средств и оборудования может производиться обтиранием зараженных поверхностей тампонами из пакли или ветоши, смоченными дезактивирующими растворами, либо обдувом зараженных поверхностей сжатым воздухом, а также обметанием вениками, щетками, жгутами из травы и сена. В зимних условиях для этой цели может быть использован снег. Для частичной дезактивации применяется также индивидуальный комплект приспособлений (рис. 4). Он прост по устройству, изготовить его может любая авторемонтная мастерская.ПАЛАТКИ В ЛУЖНИКАХНа выставке приспособлений, изготовленных автолюбителями D конце мая в Москве состоялась ше" стая традиционная выставка технических усовершенствований и туристского оснащения легковых автомобилей. На площадке близ Савинской набережной было тесно: «Москвичи», «Волги», «Победы» островками выделялись в плотном кольце посетителей. То тут, то там возникали оживленные споры, обсуждались достоинства и недостатки различных приспособлений. Многие из них уже описаны в журнале «За рулем», поэтому остановимся на тех, которые еще не знакомы нашим читателям. Живой интерес вызывала палатка И. Крымского, «передвижной дом отдыха», как назвал ее в шутку один из посетителей. Размеры палатки — 5 X5 м, вес — 60 кг. Она несколько громоздка, но достоинства ее искупают этот недостаток. В палатке три отделения: в одном помещается автомобиль, в двух других — столовая и спальня. Верх палатки куполообразный, четыре стены придают ей вид жилого помещения. На разбивку ее уходит меньше часа, на сборку — всего 15 минут. Верх и стены укладываются в специальные чехлы и перевозятся на заднем сиденыи. Необычный прицеп к легковому автомобилю показал член секции массового автомобилизма Московского городского автомотоклуба П. Шувалов. В собранном виде этот прицеп очень компактен; в движении его можно использовать как багажник. Если же разложить его и натянуть тент, то образуется палатка. Однако на раскладку ее уходит много времени. Проще в этом отношении палатка К. Пичкова. Основу ее составляет дюралевая рама (размером 115X135 см), к о торая одновременно служит багажником. На раму натянуто полотно, пропитанное водоотталкивающим составом. Вес палатки с багажником — 15 кг. Такая палатка очень удобна в путешествии, ее можно быстро развернуть в любом месте, а складывается она буквально за несколько секунд. Внимание посетителей привлекли и некоторые усовершенствования в автомобиле: подфарник с измененной оптической системой, противотуманная сетка, устанавливаемая горизонтально в основной фаре, удобный выдвижной ящик в багажнике. Очень понравился автолюбителям универсальный шприц, изготовленный Б. Гартенбергом. Прибор укомплектован специальными быстросменными наконечниками; он компактен и надежен в работе. Стоит упомянуть также небьющийся термос с прокладкой из пенопласта, показанный автолюбителем В. Синельниковым, две поперечные планки для перевозки багажа на крыше автомобиля и другие экспонаты. Конечно, не все представленные на выставке приспособления одинаково совершенны. Но обилие их радует. А главное, каждое из них так или иначе помогает автолюбителям преодолевать трудности дальних поездок. А. ГРИБАНОВ.Р ис . 3. Детали и поверхности автомобиля, подвергаемые частичной дезактивации. пенообразования и хорошо смывают (захватывают) радиоактивную пыль. Если их нет, то для дезактивации можно использовать незараженную воду. Частичная дезактивация автомобиля производится непосредственно в зараженном районе или после выхода из него. Объем обработки определяется обстановкой, условиями для проведения работ и назначением автомобиля. При частичной дезактивации обрабатываются те поверхности и детали машин, с которыми водитель постоянно соприкасается (рис. 3).Полная дезактивация проводится в незараженном районе на пунктах специальной обработки. Ее можно производить струей воды из брандспойта, моечных машин и насосов, смыванием радиоактивных веществ водными дезактивирующими или дегазирующими растворами с помощью автодегазационной машины (АДН) или применяя комплект приспособлений для специальной обработки автомобиля. Обработка поверхностей производится сверху вниз. Особенно тщательно обрабатываются пазы, щели, а также части и детали автомобиля, с которыми водитель соприкасается при работе. Зимой, во время полной дезактивации, очищают скребками, лопатами и вениками поверхность машины от льда и снега, а затем протирают ее ветошью, смоченной в бензине, керосине, дизельном топливе, или моют горячей водой, После этого автомобиль проходит дозиметрический контроль. Если зараженность остается выше допустимых норм, машину подвергают вторичной дезактивации. Во время дезактивации необходимо соблюдать меры безопасности: водитель должен работать в противогазе, защитных чулках, перчатках и фартуке. Следует помнить, что снимать и надевать средства противохимической защиты можно только в специально отведенных местах, где исключена возможность поражения. Использованный обтирочный материал складывается в вырытые ямы, а затем закапывается. В районе работы запрещено поднимать пыль, принимать пищу, пить, курить. Произведя дезактивацию, водитель должен сам пройти частичную, а если необходимо, то и полную санитарную обработку. Е. ОРЕХОВ, инженер-подполковник.Р ис . 4. Индивидуальный комплект для специальной обработки автомобиля.23