которая на тех же оборотах должна быть около 5 а. Регулируют силу тока той же гайкой. Реле-регулятор должен поддерживать напряжение и зарядный ток в указанных пределах. Если регулятор неисправен и нет возможности его заменить, то при силе тока около 5а допустимо несколько увеличить напряжение в цепи.КОРОТКО О РАЗНОМПри эксплуатации чехословацких мотоциклов мотолюбители сталкиваются ис другими вопросами. Многих интересует, например, какими отечественными подшипниками можно заменить установленные на «Яве», если они выйдут из строя. Подшипники чехословацких мотоциклов маркируют четырехзначными числами, начинающимися с цифры 6 (за исключением подшипника рулевой колонки). Если отбросить эту цифру, то оставшиеся будут соответствовать обозначению наших подшипников. Например, подшипник 6302 (колеса) чехословацкого производства соответствует отечественному 302. Если пришел в негодность упорный подшипник рулевой колонки, его можно заменить отечественным 778706 (он применяется на мотоциклах ИЖ). Для этого в обойму, центрирующуюся по внутренней трубе, надо запрессовать переходное стальное кольцо 026Аз. Менять следует весь подшипник, а не верхнюю или нижнюю обойму. Для правильной затяжки рулевой колонки рекомендуем изготовить специальный ключ. Не всех мотолюбителей удовлетворяет устойчивость мотоцикла «Ява» на мокрой асфальтированной и грунтовой дорогах. Улучшить устойчивость можно, применяя шины 3,25—16" отечественного производства. Через 15—18 тысяч километров пробега надо проверить, не появился ли люфт во втулках вилки задней подвески. Помните, что его нельзя устранить подтяжкой гаек оси. Втулки в этом случае нужно заменить. Несколько советов по уходу за задней цепью. Ее необходимо постоянно подтягивать в течение первых трех тысяч километров пути, а затем примерно через четыре-пять тысяч километров. Регулировать натяжение цепи следует обязательно на нагруженном мотоцикле. На некоторых мотоциклах при переключении передач рычаг «зависает» в одном из крайних положений (обычно в нижнем, на IV передаче). Происходит это из-за нарушения профиля кулачка автоматического выключения сцепления. Для устранения дефекта надо снять кулачок и при помощи мелкого наждачного камня сделать более наклонной плоскость, где происходит западание ролика.. В целях более удобного и быстрого переключения передач желательно переставить рычаг на шлицах вниз так, чтобы можно было им пользоваться, не снимая ноги с подножки. И, наконец, последний совет для тех, кто только что сел за руль «Явы». Начиная обкатку нового мотоцикла, тщательно следите за задними болтами, которые крепят двигатель к раме. Ослабление их приводит к повышенной вибрации экипажной части. Инженеры Ф. КОЛОДНЫЙ-МАМАЕВ, В. АЛЕКСЕЕНКО.ПЯТЬ ВСЕСОЮЗНЫХ РЕКОРДОВТ аков результат всесоюзных соревно• ваний на установление рекордов по автомодельному спорту 1962 года. Мне, как одному из участников этой встречи, хотелось бы поделиться впечатлениями и некоторыми соображениями. В отличие от прошлых лет, первые старты сильнейших моделистов на дистанции 500 м во всех классах моделей не принесли желаемых результатов. Не радовали успехи и на километровой дистанции, где лишь мастеру автомодельного спорта А. Давыдову (Москва) удалось перекрыть рекорд, установленный в прошлом году Е. Булыгиным. Модель А. Давыдова развила скорость 136,363 км/час. Неудачно окончились основные попытки и для мастера автомодельного спорта Б. Ефимова (Москва). Лишь в дополнительных заездах ему удалось улучшить свой прошлогодний результат и установить рекорд страны — 139,534 км/час. Дополнительный заезд на дистанции 5000 м принес звание рекордсмена В. Якубовичу (Московская область) в классе моделей с рабочим объемом двигателя 2,5 см 3 . Модель С. Казанкова, пройдя десятикилометровую дистанцию, перекрыла мое прошлогоднее достижение в классе 1,5 см3 почти на 10 км/час. Наибольший успех в соревнованиях этого года выпал, пожалуй, на долю молодого спортсмена из Баку В. Мустафаева. На десятикилометровой дистанции модель с пятикубовым двигателем, сконструированная бакинцем, развила скорость 119,442 км/час при исходном норматизе 85 км/час. Модели Мустафаева, участвовавшие в заездах класса 2,5 и5 см 3 , установили также семь рекордов Азербайджана. Безусловно, проведенные соревнования были полезными. Но все же мне, как и многим другим спортсменам, встреча не принесла полного удовлетворения. Анализируя результаты заездов, приходишь к выводу, что комитеты ДОСААФ недостаточно серьезно подошли к отбору спортсменов для столь ответственной встречи. Например, среди украинцев не было ни одного мастера спорта, а модели, представленные ими технической ко миссии, не отличались совершенством. И не случайно у спортсменов Украины в карточках ходовых испытаний стоят только нули. На мой взгляд, было бы целесообразнее соревнования на установление рекордов проводить после розыгрыша первенства Советского Союза по автомодельному спорту, в котором принимают участие наиболее сильные конструкторы союзных республик, городов Москвы и Ленинграда. Результаты встречи этого года красноречиво говорят о том, что нельзя одну и ту же модель запускать на все дистанции. А у нас еще нередко можно услышать разговоры: «Не повезло на короткой — попробуем на длинной»... На встрече этого года было представлено всего 3 десятикубовых модели. И это не случайно: ведь до сих пор не налажен выпуск отечественных двигателей такой кубатуры. Опытом многих соревнований доказано, что с применением нитрометана как составной части горючего скорости резко возрастают. Однако нитрометана участникам соревнований так и не удалось получить. То же можно сказать ио снабжении сырой резиной. Многие модели сошли с дистанции из-за разбортовки и разрыва шин, не выдерживавших высоких скоростей. Все эти трудности серьезно влияют на исход соревнований. Не пора ли Автомодельному комитету Федерации автомобильного спорта по-деловому взяться за их преодоление? А. СУХАНОВ, мастер автомодельного спорта. Вот они, рекордсмены страны по автомодельному спорту 1962 года. Н асни мк е (слева направо): мастера автомодельного спорта А. Давыдов, В. Мустафаев, Б. Ефимов, В. Якубович и С. Казанков. Фото А. Квана.21