Пособия — своими рунамиС ВЫСТАВКИ В КЛАССЫ!В павильоне «Образование в СССР» на Выставке достижений народного хозяйства экспонируются сейчас два разрезных автомобильных двигателя, изготовленных учащимися Днепропетровского автодорожного техникума. Комитет совета Выставки высоко оценил их работу, наградив создателей учебных пособий Большими серебряными медалями ВДНХ,' а коллектив техникума — Д и пломом III степени. Помещая в журнале описание экспонатов, редакция считает, что опыт днепрапетровцее может быть широко использован автомотоклубами и курсами ДОСААФ. тельной шестерней. Кроме центрального, на диске еще шесть симметрично расположенных контактов, которые через водяную рубашку связаны проводниками с проводами высокого напряжения согласно порядку работы двигателя. Цепь «батарея — свеча» замыкается подвижным контактом на внутренней стороне распределительной шестерни. Двигатель ЯАЗ-204 ввиду сложности своей конструкции имеет ряд глубинных разрезов, показывающих нагнетатель, двухрежимный регулятор, масляный радиатор, стартер, генератор, крышки балансиров и промежуточной шестерни, а также кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы, головку блока цилиндров и поддон картера. Вращение коленчатого вала осуществляется специальной рукояткой, которая вставляется в шлицы ведомого диска сцепления. Сварной стенд-подставка изготовлен из стальных стержней диаметром 20 мми угольника 40X40 (рис. 1). В верхнюю часть его вварена труба, на которой вращается ступица колеса. К ступице болтами прикреплена опорная балка (часть лонжерона рамы) с кронштейнами (рис. 2). Для шарнирного соединения отрезных частей блока цилиндров двигателя с балкой стенда применимы кронштейны подножек кабины (рис. 3). Рекомендуемые модели можно без особых затрат и приспособлений изготовить силами учащихся из выбракованных деталей. Работы по отдельным узлам и агрегатам ведутся всей группой одновременно. Готовые узлы принимает для окончательного монтажа комплектующая бригада. Для большинства работ достаточен простейший слесарный инструмент. Блок двигателя разрезается по разметке (рис. 4) стандартными ножовочными полотнами с помощью различных по высоте и длине самодельных станков. Из станочного оборудования используются сверлильный станок и наждачное точило. Выполнение таких заданий дает учащимся хорошую практическую подготовку, углубляет их знания по устройству автомобиля. Изготовление наглядных пособий своими силами способствует не только пополнению материальной базы, но и развивает творческую инициативу курсантов, изобретательство. 3. СОЗАНСКИЙ, В. РУБАН, преподаватели техникума. Днепропетровск. Рис. 4*В Днепропетровском автодорожном техникуме на протяжении ряда лет ведутся работы по конструированию и созданию новых учебно-наглядных пособий. Показанные на фотографиях оригинальные макеты двигателей ГАЗ-51 и ЯАЗ-204 удобны тем, что дают возможность демонстрировать как полностью укомплектованный двигатель в собранном виде, так и взаимодействие его узлов и движущихся частей в разрезе. Достигается это тем, что три части блока цилиндров, образованные продольными разрезами, при помощи шарниров могут отделяться друг от друга и фиксироваться в нужном положении. Для уравновешивания разъемных частей предусмотрены балансирующие упоры, которые закрывают одну из двух подвижных частей блока цилиндров при открытии другой. Центральная, неподвижная часть двигателя закреплена на кронштейнах опорной балки, которая свободно вращается на ступице с подшипником. Характерные фигурные разрезы с сохранением общей компоновки приборов имеют все узлы и агрегаты двигателя, а разъемные части карбюратора и генератора соединены шарниром. Сопряженные детали механизмов двигателя легко перемещаются при вращении коленчатого вала пусковой рукояткой. При этом вмонтированные в корпуса свечей лампочки, имитируя искрение, облегчают восприятие учащимися момента воспламенения рабочей смеси. Напряжение ламп — 3,5 в; питание их обеспечивается двумя последовательно соединенными батарейками карманного фонаря. Батареи помещены между кронштейнами щитка приборов и соединены по однопроводной схеме через клеммы замка зажигания с центральным.контактом текстолитового диска, укрепленного на торце блока цилиндров под распределиРис.3ИЛинии разреза