19
20
мотолюбители по достоСоветскиеоценили чехословацкие моинству тоциклы «Ява», Во многих районах страны можно увидеть теперь эти быстроходные красивые машины. При эксплуатации их у владельцев, естественно, возникает немало вопросов. Были они иу нас, когда мы совершали свои первые поездки. Сейчас, имея за плечами многолетний опыт, мы хотели бы дать молодым мотолюбителям некоторые советы по эксплуатации и обслуживанию мотоциклов «Ява-350».КАКОЕ ТОПЛИВО И МАСЛО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ?Двигатель «Явы» имеет высокую степень сжатия. Это требует применения бензина с октановым числом 70—74. Если мотоцикл заправлять бензином с более низким октановым числом, например 66, то надо соответственно уменьшить степень сжатия, установив под головки цилиндров прокладки диаметром 70X60 мм, высотой 1,5 мм из отожженной красной меди или сплава АМЦа-П. Мощность двигателя при этом несколько снизится, а расход топлива возрастет. Для смазки двигателя можно рекомендовать: летом — масла АКЗп-10, АКп-10, АС-9,5, АСп-10, АСп-9,5; зимойАКЗп-10, АСп-5, АСп-6. Нежелательно пользоваться густыми маслами МК и МС, так как они плохо перемешиваются с бензином; СУ целесообразно применять только при пониженной температуре окружающего воздуха. Чтобы масло было всегда под рукой, хорошо иметь бачок емкостью 400 — 500 смЗ. Его можно расположить в левом ящике, несколько сдвинув вперед аккумуляторную батарею. Рядом, в держателях, целесообразно поместить бензомерный щуп. Для составления топливной смеси нужен мерный стакан. Его удобно положить под пробкой топливного бака, в углубленной сетке. Для коробки передач в жаркое время года лучше всего подходят масла МК-20, МС-20, АК-15, а зимой — АКЗп-10 и близкие ему по вязкости. Подшипники колес и рулевой колонки нужно набивать смазкой 1-1ЗС (синтетической) или в крайнем случае солидолом. Смазка 1-13 (жировая) для этой цели непригодна, так как она быстро сохнет и теряет свои свойства. Работа подвески в большой степени зависит от состава амортизационной жидкости. Веретенное, трансформаторное и турбинное масла можно использовать только зимой, летом же в каждое перо передней вилки рекомендуется заливать смесь из 140 см 3 масла СУ (или 150 смЗ масла МК-8) и 10 смЗ керосина. Эта же смесь подойдет для задних амортизаторов. Чтобы устранить появляющийся иногда в передней вилке скрип от трения сухих пружин подвески о защитные кожухи, следует обильно смазать солидолом пружины, кожух и направляющие перья, промыв их предварительно в керосине и насухо вытерев. Для этой операции придется демонтировать перья вилки из траверз. Работа эта довольно хлопотливая, требующая большой аккуратности. Но если уж перья сняты, не упустите случая, чтобы убедиться, плот-щщ „ЯВАХ"но ли затянуты фасонные гайки наконечников: ослабление их приводит к течи амортизационной жидкости.Практика эксплуатации мотоциклов «Ява» показывает, что мощность двигателя резко снижается из-за большого отложения нагара в глушителях. Поэтому необходимо чаще, чем указано в руководстве, чистить и прожигать элемент глушителя. Не тратьте сил и времени, пытаясь извлечь его из глушителя при помощи проволочного крючка. После снятия винта и короткой заглушки введите в трубку элемента Г-образную часть монтажной лопатки и затем, заклинив ее, вытягивайте элемент, одновременно повертывая его из стороны в сторону. И еще один совет, следуя которому вы избежите перегрева двигателя при движении на большой скорости. Не держите ручку газа на постоянном уровне, плавно уменьшайте и увеличивайте подачу газа, иными словами, учитесь «чувствовать» двигатель.ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЯНередко владельцы «Явы-350» сетуют на то, что двигатели перегреваются и даже «заклинивают». Это может произойти только от неправильной регулировки и неумелого вождения мотоцикла. Даже когда мы длительное время ехали на груженых мотоциклах с предельной скоростью перегрева не наблюдалось. Как добиться, чтобы тепловой режим двигателя был оптимальным? Прежде всего бензин должен соответствовать степени сжатия. Немалое значение имеет также выбор свечей зажигания. При обкагке и при эксплуатации мотоцикла в городских условиях следует применять свечи с калильным числом 175 (свечи PAL-195 часто выходят из строя). Езда на «Явах» с высокой скоростью требует, особенно в жаркое время года, применения высококалильных свечей (225—240). Большое влияние на тепловой режим двигателя оказывает момент зажигания, поэтому проверять его необходимо через каждые 3^-4 тысячи километров пробега, а если установлены новые молоточки прерывателя, то и после первых 200—300 км. Опережение зажигания устанавливают с помощью контрольной лампочки, подсоединяя ее параллельно контактам прерывателя. Положение поршня определяют индикатором, ввернутым в резь;бовое отверстие для свечи. Устачовку опережения зажигания надо начинать с правого цилиндра (верхнего прерывателя). Для равномерной работы двигателя, устойчивых малых оборотов и получения максимальной мощности важно, чтобы опережение в правом и левом цилиндрах было одинаковым. На тепловой режим двигателя влияет также состав горючей смеси. Во многом он зависит от регулировки карбюратора. В руководстве по обслуживанию мотоцикла сказано, что карбюратор в ней не нуждается. Действительно, на заводе карбюратор отрегулирован в расчете на движение со средними скоростями (50—60 км/час). Однако в дальних поездках мотоцикл, как правило, движется с более высокой скоростью, и в этом случае требуется несколько обогащать смесь. На мотоциклах «Ява-350», имеющих карбюраторы 2924М, рекомендуется заменить главный жиклер другим, имеющим пропускную способность 115—125. .РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯОдной из основных операций при ремонте двигателя является смена поршневых колец. Необходимость в этом возникает, как правило, через 15—20 тыс. км пробега мотоцикла (максимально допустимый зазор в замке колец 0,8 мм). При первой замене можно использовать кольца номинального размера. Первая шлифовка цилиндров обычно требуется через 30 тыс. км. Поршни могут работать примерно 25—30 тыс. км, коленчатый вал и подшипники — свыше 30 тыс. к м . При замене, расточке или шлифовке цилиндров следует руководствоваться приведенной здесь заводской таблицей, которая предусматривает четыре ремонтных размера (последующий больше предыдущего на 0,25 мм) и в пределах каждого из них три группы (А, В и С). На днище выпускаемых заводом поршней выбит ремонтный номер и индекс группы. Поршневые кольца делятся только по номерам ремонтного размера и не маркируются. Диаметр расшлифованных цилиндров, по которому определяется группа, измеряется на расстоянии 30 мм от их верхней посадочной плоскости. Цилиндры номинального размера, установленные на новом мотоцикле, также бывают различных групп (А, В и С) — их обозначение указано на верхней части. В пределах групп диаметр цилиндра может быть больше номинального — до 0,019 мм. В соответствии с этим в цилиндры установлены поршни одноименной группы (А, В или С). Завод выпускает также ремонтный поршневой палец диаметром 15,1 мм. Под него развертывается втулка верхней + 0,027 , • ,с головки шатуна 'Л5,1 , +0,016н6§1ао) 0.Группа АГруппа ВГруппа Сoi о? о«•^хо.1 2340 007 058,262 + 0 - 0 07 ©58,25+ 0- 0 05058 , 2 55 + ' 0 007 058,512+0- 0 07 058,50+ 0 - 0 05058 , 5 05 + 007 058,762+0- 0 07 058,75+0-0 05 058,755+0007 059О124 0,007 059,0 + 0 - 0 05 059,005+0-!9 i *; impШВкладыш!Предохранительный цилиндр18*15±гЕсли появится необходимость разобрать картер двигателя на две половинки по разъему (из-за поломки коробки передач, выхода из строя подшипников двигателя) не забудьте снять поршень со стороны, где установлен съемник для демонтажа половинки картера. При этом следует ослабить -или вывинтить два винта, крепящих перегородку между щеками кривошипа к картеру. Задний-виит помещается на линии разъема картера под крышкой карбюратора, передний — также на линии разъема в непосредственной близости от верхней передней точки крепления двигателя к раме. Одно из уязвимых мест в двигателе — сельники осей коленчатого вала. Неисправность левого сальника определяют по повышенному дымлению левого глушителя или по дыму, проходящему из вентиляционного отверстия под крышку карбюратора. Это сопровождается изменением уровня масла в картере коробки передач. Дефект правого сальника проявляется в том, что двигатель начинает неустойчиво работать на малых оборотах, пуск его затруднен. При установке новых сальников обратите внимание на внутренний диаметр: он должен быть не больше 24 мм. Если нет заводских, можно использовать любые другие сальники, которые рассчитаны для работы на валу диаметром 25 мм, имеют ширину не более 10 мм и изготовлены из маслобензостойкой резины (например, сальники мотоцикла ИЖ). Поскольку их наружный диаметр вероятнее всего будет меньше 62 мм (посадочный диаметр заводского сальника), устанавливать их в двигатель надо через переходное кольцо, которое вытачивают из дюралюминия. Для облегчения ремонта двигателя мы изготовили ряд приспособлений, показанных на рисунках. Все они хорошо зарекомендовали себя.УХОД ЗА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМЭлектрооборудование «Явы» работает надежно, но иногда не полностью заряжается аккумулятор. Если при работе двигателя контрольная лампочка гаснет, это не всегда означает, что аккумулятор заряжается. Ведь возможен нулевой баланс, когда напряжение, отдаваемое генератором, практически равно напряжению аккумулятора, и тот постепенно разряжается. Вот почему хотя бы раз в год необходимо проверять напряжение в цепи и силу зарядного тока. Для замера напряжения при средних оборотах вала двигателя и при отключенном аккумуляторе подсоединяют вольтметр между клеммой генератора и массой. Напряжение в цепи на оборотах выше средних должно быть в пределах 7,5—8,0 в. Если оно меньше, нужно повернуть гайку на пружинной пластине контактов реле по часовой стрелке. Затем, включая амперметр между плюсовой клеммой аккумулятора и массой, проверяют силу зарядного тока, 1 — мерный стакан. 2 — бачок для масла, 3 — бензомерный щуп, 4 — индикатор для установки момента зажигания, 5 — съемник ротора генератора, б — съемник звездочки вала двигателя, 7 — приспособление для монтажа поршневого пальца. 8 — приспособление для разъема картера двигателя, 9 — ключ гайки рулевой колонки.