Этапы чемпионата мирав РОВНО...годы соревнования по на гаревой дорожке получили у нас большое развитие. Советские спортсмены одержали ряд побед в международных товарищеских встречах. Признанием их успехов явилось решение Международной федерации мотоспорта провести в СССР два этапа чемпионата мира. Система розыгрыша настоящего первенства несколько своеобразна. Вначале в трех зонах — английской (Англия, Австралия, Новая Зеландия), скандинавской (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия) и континентальной '(остальные страны Европы) — проходят четвертьфиналы, полуфиналы и финалы. Затем встречаются победители скандинавской и континентальной зон, где выявляются сильнейшие спортсмены Европы и восемь участников финала первенства мира. Остальные восемь гонщиков — представители английской зоны — попадают в финал, минуя этот этап. Такие привилегии предоставлены англичанам за успехи в развитии гонок по гаревой дорожке. Четвертьфиналы континентальной зоны состоялись в Чехословакии, Югославии, Польше и СССР. Из 12 советских спортсменов, получивших право участвовать в чемпионате, шесть выступало в Ровно, на мототреке, построенном на общественных началах досаафовцами города. В день встречи около 20 тысяч зрителей до отказа заполнили трибуны. Помимо советских гонщиков, принялиЗ а последние мотогонкамстарты представители Польши, Чехословакии и ГДР. Немецкие спортсмены впервые участвовали в этих соревнованиях. Поляки и чехи — основные соперники наших гонщиков. Два-три года назад победа всегда оставалась за ними. Несмотря на то, что в Ровно не было наших сильнейших гонщиков (И. Плеханов и В. Нерытов выступали в Югославии, а Б. Самородов иФ . Шайнуров — в Чехословакии), молодежь успешно соревновалась с известными спортсменами других стран. Среди них были чехословацкие гонщики Б. Сланы и Я. Вольф, поляки И. Май, Я. Сухецкий, М. Полукорд — члены сборной страны, выигравшей в прошлом году командное первенство мира. Наши спортсмены В. Соколов и В. Трофимов вошли в восьмерку и завоевали право выступать в полуфинале. После двадцати напряженных поединков места в четвертьфинале распре-» делились следующим образом: 1. И. Май, 2. Б. Сланы, 3. В. Трофимов, 4. Я. Вольф, 5. Л . Дробязко, 6. В. Соколов, 7. М. Полукорд, 8. А. Ворина (Польша). Наши гости — представители Чехословакии и Польши —• дали хорошую оценку четкой работе судейской коллегии, которую возглавлял председатель областного комитета ДОСААФ судья республиканской категории Ю. Корхов, один из инициаторов постройки мототрека. А. ИПАТЕНКО, начальник Центрального автомотоклуба ДОСААФ СССР. набрал 13 очков из 15 возможных. Последующие места и право выступать в финале континентальной зоны завоевали Я. Сухецкий (Польша), Я. Вольф (ЧССР), Б. Самородов (СССР), И. Май, К. Поцейкович, Б. Рогаль (Польша) и А. Новак (ЧССР). Наши гонщики выступили намного ниже своих возможностей. Неудачи преследовали В. Трофимова, Л. Дробязко, Ф . Шайнурова. После трех стартов у Дробязко было лишь три очка — его все время подводил мотоцикл. Шайнуров же, набрав в первых трех заездах шесть очков, в двух последних смог прибавить к ним только одно. Видимо, наши гонщики без должной ответственности готовились к этому соревнованию. Соперники же боролись с полным напряжением сил. Показательным в этом отношении был последний заезд, в котором участвовали И. Май, Б. Рогаль и Я. Вольф. Каждый из них уже завоевал право выступать в финале, однако гонка прошла на редкость интересно м остро. Во втором полуфинале (он проходил в Варшаве) хорошо выступил И. Плеханов. А. ЛЕБЕДЕВ, мастер спорта, нештатный корреспондент журнала «За рулем»ДВА ИНТЕРВЬЮ «ЗА РУЛЕМ»Любителям гаревых гонок известны результаты полуфинальных встреч, состоявшихся на стадионах Львова и Варшавы. В числе 16 финалистов девять гонщиков Польши, пять — Чехословакии и два спортсмена СССР. Успешное выступление польских гаревиков еще раз подтвердило их высокое мастерство. Наш корреспондент попросил известного тренера Томаша Марциняка рассказать о развитии в Польше гаревого спорта и своих впечатлениях о соревнованиях....И ЛЬВОВЕсоревнований во Львове выдалД ень дождливый, хмурый. Но плохая ся погода не удержала любителей мотоспорта. Стадион спортивного клуба армии был переполнен. Полуфинал первенства мира с участием спортсменов Польши, Чехословакии и СССР прошел в захватывающей борьбе. К восьми победителям ровенского четвертьфинала во Львове присоединились восемь участников варшавской встречи. Кто же из них станет победителем? Чемпион СССР Б. Самородов или чемпион Европы 1960 года поляк М. Полукорд? Прогрессирующий от встречи к встрече молодой чех Я. Вольф или его старший товарищ Б. Сланы? В первом же заезде побеждает И. Май (Польша). Ему удается показать лучшее время дня: 1 минута 20 секунд. Во втором заезде Б. Самородов выигрывает у Б. Сланы. Острота поединков нарастает с каждым заездом. Перед заключительной частью гонок наибольшее количество очков набрал Я. Сухецкий, но удержать преимущества он не смог. В итоге чехословацкий гонщик Б. Сланы, обладающий исключительной волей к победе, занял верхнюю ступеньку пьедестала почета. Он— Популярность в стране того или иного вида спорта принято определять по зрителю, — сказал Томаш Марциняк. — «Жужель», как называют у нас гонки по гаревой дорожке, в этом отношении почти не уступает футболу. Это, разумеется, пришло не сразу. В 1928 году первая машина выехала на гаревую дорожку. С этого момента и было положено начало соревнованиям подобного рода. Скорости быстро росли, состязания гаревиков стали приобретать все большую популярность. Зрителей привлекали динамичность соревнований, смелость ездоков. Этому способствовала и простота организации состязаний: ведь любой стадион пригоден для гонок! В 1932 году был проведен первый чемпионат Польши. С тех пор он прочно вошел в спортивный календарь страны. Число гонщиков и мотодромов увеличивалось, многие города стали проводить свои чемпионаты. Со временем первенство страны стало многоступенчатым. Еще до войны оно проводилось в 10 этапов: сначала только по территориальному принципу, а потом и по классам «А» и «Б», в зависимости от мастерства гонщиков. Сейчас в Польше существует 22 спортивных клуба и каждый из них имеет свою гаревую дорожку. Несколько мотодромов в настоящее время строится. Такой размах определяется интересом, который вызывают соревнования у зрителя. Они позволяют клубам целиком окупать все расходы по организации соревнований, приобретению спортивной техники, приносят доход. Многое за эти годы сделано и мотоциклостроителями. Д о недавнего времени гонщики выступали в основном на английских «Жапах». Сейчас мы создали свою модель «Фис», не уступающую, на наш взгляд, «ЭСО» и «Жапам».10 За 34 года в Польше выросло немало гонщиков высшего класса. Из нынешнего поколения следует назвать М. Кайзера, X. Жито, Ф . Капала, П. Волошека, С. Ткоча, И. Мая, М. Полукорда, К. Поцейковича. Все они примерно равны по силам. Известно, что в прошлом году польские спортсмены успешно выступили на командном чемпионате ми ра, заняв первое место. Хорошо, что соревнования мотогонщиков по гаревым дорожкам получают распространение ив вашей стране. Д у маю, что в короткий срок советские спортсмены встанут в шеренгу сильнейших. У же сейчас вы располагаете гонщиками высокого класса. Среди них в первую очередь хочется назвать Игоря Плеханова, Бориса Самородова и Владимира Соколова. Что следует посоветовать вашим гаревикам? — сказал в заключение Томаш Мэрциняк. — Смелости им, мне думается, хватает. Почти все гонщики, которых я видел (около 40 спортсменов), — бесстрашные юноши.' Но успех придет к ним тогда, когда, к роме му-. жества и воли к победе, они полностью овладеют тактическим и техническим умением. Зрители и участники соревнований во Львове заметили, как по-разному проходили повороты поляки, чехи и советские спортсмены. Гости стремились делать это как можно ближ ек бровке, по меньшему радиусу, отлично сохраняя равновесие. Советские же гонщики шли далеко от бровки, теряя драгоценные секунды. Но все это преодолимо. Следует только чащевый специальный мотоцикл для гаревых гонок. К тому же мало кто верил, что этот вид спорта может развиваться на полной самоокупаемости. Теперь положение изменилось. Видя, что в зрелищном отношении мотогонки не уступают футболу, спортивные руководители пошли навстречу. Благодаря этому мы оборудовали в городе гаревую дор ожкув соответствии с международными требованиями. Построили деревянные бортики из еловых пород дерева (бук рассыхается) высотой примерно Мастер спорта Владимир Бондар100—105 сми длиной немногим более чук известен мотоспортсменам по 500 метров. Затраты на это составили всего 700 рублей. успешным выступлениям на кроссовых трассах. Теперь он готовит спорНе представило большого труда и переоборудовать легкоатлетическую гативную смену. Недавно В. Бондарчуревую дорожку . Поверх нее был полоку было присвоено звание заслуженного тренера УССР. Он один из инижен дополнительный слой гари о 510 см и плотно укатан. Занято этой рациаторов развития гаревого мотоботой было 15——20 человек в течение спорта- во Львове. 12—15 часов. Столько же времени затрачивается и на то, чтобы дорожку для мотогонок снова превратить в легкоатлетическую. Кстати, в этой работе, как — Мысль организовать мотосоревноправило, принимают участие сами вания на гаревой дорожке зародилась спортсмены. у нас давно, — говорит Владимир Бондарчук. — И в 1958 году мы решили Об этом я говорю не случайно. Пусть попробовать свои силы в этом виде ив других городах предоставляют стаспорта. Участники выехали на дорожку дионы во временное пользование мо на своих ' трехсотпятидесятикубовых тоспортсменам. Гаревая дорожка ни«Ижах». Сейчас у нас в секции гаревосколько от этого не страдает, а польза го мотоспорта 20 спортсменов, и мы и интерес — огромны. собираемся открыть специальное отдеНам теперь не требуется пропаганление по подготовке гонщиков при мо дировать гаревый мотоспорт. Заявки лодежной спортивной школе. более чем на сто тысяч билетов на поПервое время у нас не было технилуфинал континентальной зоны — лучки. Лишь в 1960 году мы получили першее тому подтверждение.выступать в международных соревнованиях. Из трех мототреков в СССР, которые я видел, мне понравились уфимский и Львовский. В Ровно дорожка не отвечает общепринятым стандартам. На мой взгляд, львовский стадион спортивного клуба армии с 20-тысячными трибунами и отличной дорожкой — один из лучших в Европе.В ;: -•.'А 7 /• -3-Йыет2*13аифь»'j#^t'старт участников гонки.Десятый этап чемпионата мира по мотокроссу. Н аснимке :Фото А. Канашевича,11