ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТУР МИРОВОГОН. КИСЕЛЕВ, главный секретарь соревнований, судья всесоюзной категории Свыше 150 тысяч ленинградцев собрались в Юкки смотреть соревнования сильнейших кроссменов мира. начала Задолго до250 смX этапа чемпионата мира по мотокроссу в классе главные проспекты и улицы Ленинграда3запестрели плакатами и афишами, призывавшими жителей посетить 24 июня Юкки , где должны были встретиться сильнейшие кроссмены мира. За два дня до соревнования на улицах города появились автомобили с иностранными номерами. Они буксировали легкие прицепы с мотоциклами. Это прибывали участники чемпионата. Среди них лидеры первенства англичане Джефф Смит и Артур Лэмпкин, швед Торстен Халльман; хорошо знакомые ленинградцам по прошлым выступлениям в городе чемпион Чехословакии Властимил Валек и его коллега экс-чемпион Европы Яромир Чижек, кроссмены Австрии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Голландии, Норвегии, Польши, Румынии, Финляндии. В этом году впервые в чемпионате мира принимали участие советские гонщики и среди них неоднократные чемпионы СССР И. Григорьев, А. Дежинов, С. Кадушкин. И вот день, которого с волнением ждали болельщики, наступил. С раннего утра, несмотря на капризы ленинградского лета, мощная лавина любителей мотоспорта — и не только ленинградцы, но и многочисленные гости из Эстонии и Латвии — устремилась вЮкки . Задолго до начала соревнований более 150 тысяч зрителей расположились на живописных холмах, как бы образующих трибуны огромного естественного стадиона. Эта солидная цифра — рекорд даже для видавшей виды юккской трассы. ...В палаточном городке спортсменов, украшенном национальными флагами стран — участниц чемпионата, все кипит в ожидании предстоящей борьбы. Придирчиво проверяют мо тоциклы судьи, суетятся механики в ярких шапочках с названиями клубов и фирм, в последний раз оценивающе поглядывают на трассу гонщики. Впереди два труднейших заезда, по 12 кругов каждый. Круты юккские горки ! Ниточка флажков, указывающая спортсменам путь, то взлетает на вершины холмов, то исчезает в низинах, поросших кустарником. Трудная трасса! Ну что ж, тем интереснее борьба и почетнее победа. В 13 часов 30 минут под звуки Государственного гимна чемпион СССР мастер спорта Андрей Дежинов поднимает флаг Советского Союза. X этап чемпионата мира открыт! Под горой судьи натянули на колышках бумажную ленту — линию старта. 39 сильнейших кроссменов мира в классе 250 см3с нетерпением ждут сигнала. И вот взмыла вверх резинка механического стартера — путь свободен. Вперед! Бешено взревели моторы, фонтанами полетела грязь из-под колес, окутался дымом первый подъем. Как только в этом ревущем клубке машин на узкой полоске земли каждый находит дорогу?! Вверх, вниз, один вираж, другой... Где на одном колесе, вздыбив машину, где в прыжках по воздуху по 8—10 метров проносятся гонщики. Пройдены четыре круга. В лидеры выходит швед Т. Халльман на «Хускварне». Вплотную за ним следуют англичане Д. Смит и А. Лэмпкин, чехи К. Пилар и В. Валек. Шестым идет чемпион страны С. Кадушкин на «ЭСО». Темп гонки чрезвычайно высок. Круг длиной в 2,6 км кроссмены проходят со скоростью около 50 км/час, и это по абсолютному бездорожью, непрестанно сменяющим друг друга отвесным подъемам, трамплинным спускам и крутым поворотам. Виртуозно надо владеть техникой езды, чтобы выдержать такую гонку в течение 12 кругов! И все-таки до конца заезда в группе лидеров изменений не происходит и спортсмены в том же порядке финишируют. Неудачно сложились дела у наших кроссменов. Н. Соколов, устранив неисправности своего «ЭСО», сумел начать гонку, когда лидеры уже завершали первый круг. Вскоре после старта сошел с дистанции И. Григорьев: не выдержало заднее колесо мотоцикла К-250. Лишь двенадцатым пересек линию финиша Р. Решетнике. Подвел «ЭСО» и А. Дежинова. Он пришел четырнадцатым. В перерыве между заездами чемпионата был проведен международный мотокросс на мотоциклах 125 <* 175 см3 , В упорной борьбе победили молодые советские спортсмены В. Арбеков и Ю. Романов. Хорошая смена растет нашим мастерам-кмежду народникам»!8 ЧЕМПИОНАТАВторой заезд чемпионата был решающим. Нервы гонщиков напряжены до предела. Трижды устремлялись они на вершину подъема, не дождавшись стартового сигнала и, остановленные красным флагом судьи, возвращались на место. Наконец, все правила соблюдены, и гонщики ринулись вперед. Темп такой же, как ив первом заезде. Даже хлынувший дождь не снизил скорости. Вначале лидирует В. Валек, но буквально на колесе у него победитель первого заезда Т. Халльман. Ошибка В. Валека — и швед снова возглавил гонку. Третьим идет К. Пилар, за ним — А. Лэмпкин и Д. Смит. Замыкает ведущую группу И. Григорьев, который стартовал где-то в начале третьего десятка и стремительно наверстывал упущенное. К. Пилар обходит В. Валека, но тут же падение отбрасывает его на шестое место. А дальше все было так, «как будто второй раз смотришь один и тот же знакомый фильм», как образно писала одна из ленинградских газет. Первым снова финиширует Т. Халльман, за ним в том же порядке, как ив первом заезде, — Д. Смит, А. Лэмпкин, К. Пилар, В. Валек. Только шестым на этот раз был не С. Кадушкин, а И. Григорьев. Мотоцикл «Ковровец» во втором заезде с честью выдержал испытание, что, на наш взгляд, говорит о первых успехах наших мотоциклостроителей в создании современной кроссовой модели. С. Кадушкин закончил заезд восьмым, обеспечив себе шестое место по сумме двух заездов. Итак, победителем ленинградского этапа чемпионата мира по мотокроссу стал 22-летний чемпион Швеции Торстен Халльман, студент Высшей технической школы в Стокгольме. Победа принесла ему 8 зачетных очков. Д. Смит получил 6 очков, А. Лэмпкин — 4, Пилар — 3, Валек — 2 и Кадушкин — 1 очко. Таким образом, после десятого этапа чемпионата мира впереди по-прежнему остались англичане Д. Смит (50 очков) и А. Лэмпкин (40). Т. Халльман на третьем месте; у него теперь 34 очка. Советские мотоциклисты не смогли добиться настоящего успеха ни на одном из пяти этапов первенства мира, в которых принимали участие. Каковы же причины этого? Во-первых, ведущие зарубежные гонщики пока превосходят наших спортсменов в искусстве управления мотоциклом на больших скоростях, в умении «чисто» проходить повороты и крутые спуски с террасами и трамплинами, сохранять высокий темп на протяжении всей гонки. Они гибко пользуются разнообразными техническими приемами. Например, препятствия вовсе не обязательно преодолеваются стоя. Подчас спортсмены сидят на подушке седла и лишь время от времени слегка поднимаются. После прыжка гонщики не всегда приземляются на заднее колесо, не редки случаи приземления на два колеса. Все подчинено одному — сохранить высокую скорость. Во-вторых, высоким достижениям наших соперников способствует то обстоятельство, что машины лучших иностранных марок имеют малооборотные двигатели с большим крутящим моментом, жесткие рамы и отличную тормозную систему. Но главную причину неудач советских кроссменов следует искать, по нашему мнению, в отсутствии у них того качества, которое в легкой атлетике принято называть «скоростной выносливостью». Волевая подготовка наших гонщиков, исходя из практики отечественных соревнований, строится на основе мобилизации всех сил на отдельных, обычно самых сложных и опасных участках трассы, в ответственный момент соревнований. Затем, как правило, следует период расслабления. Гонки же на всех этапах первенства мира складываются настолько напряженно, проходят в таком стремительном темпе, что не позволяют сделать передышку даже на самом легком отрезке пути. Наши мотоциклисты в волевом отношении оказались не подготовленными к этому. И дело здесь вовсе не в том, что они плохо тренированы или у них мала выносливость. Наши спортсмены добились наивысших успехов в соревнованиях на первенство мира как раз на самых тяжелых песчаных трассах Польши и Голландии, требующих огромного физического и психического напряжения. Однако, повторяем, качества, необходимые для длительной борьбы в высоком тем2. «За рулем № 9»На сложном участке трассы пе, у них развиты слабо, и такие поединки они, как правило, проигрывают. Видимо, причина этого кроется в практике наших первенств ив обусловленном ею характере тренировок и подготовке к соревнованию. Надо сказать, что до сих пор в этой области мы еще движемся ощупью, не имеем скольконибудь разработанной научной системы. Чтобы добиться серьезных успехов в борьбе за мировое первенство, нам надо не только тщательно изучить и осмыслить опыт сильнейших зарубежных мастеров, глубоко проанализировать свои недостатки, но в ближайшее же время подвести под тренировки серьезную теоретическую базу, которая даст возможность выбирать обоснованный, оптимальный вариант подготовки спортсмена в каждом конкретном случае. Очевидно, наряду с сильнейшими спортсменами, следует смелее привлекать к учебно-тренировочным сборам молодежь, потому что она более восприимчива к новому, чем зрелые, сложившиеся гонщики, опыт которых подчас не может полностью компенсировать пробелы в «спортивном образовании» (им еще мешают устаревшие взгляды и навыки). Необходимо проводить соревнования на первенства республик и Советского Союза в условиях, отвечающих требованиям первенства мира. Что же касается материальной части, то надо срочно побеспокоиться о том, чтобы преодолеть существенные недостатки в конструкции мотоцикла К-250, который при хороших динамических качествах, легкой устойчивой ходовой части, еще недостаточно надежен. Если со всей ответственностью взяться за дело, вдумчиво ив то же время смело решать узловые вопросы, то можно рассчитывать, что уже в будущем году положение коренным образом изменится и наши мотокроссмены порадуют Родину отличными победами на трассах мировых первенств.9