Мотоциклы держат экзаменногодневные соревнования — это серьезный экзамен для мотозаводов, проверка качества их продукции, зрелости конструкторской мысли. Все заводы, принявшие участие в первенстве 1962 года, подготовили для соревнований новые машины, в конструкциях которых имеется много новых принципиальных решений. Мотоцикл К-750С Киевского завода разработан специально для многодневных соревнований. Двигатель его мощностью около 40 л. с. имеет цилиндры из алюминиевого сплава с запрессованными в них гильзами. Размерность двигателя та же, что иу дорожной машины К-750. Ход поршня и диаметр цилиндр а — 78 мм. Эффективный воздухоочиститель и «верхний» забор воздуха обеспечивают высокую износостойкость двигателя. Ижевский мотоцикл ИЖ-60М (многодневный) имеет одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 346 см3 . Диаметр цилиндра — 72 мм, ход поршня — 85 мм, степень сжатия — 8. Максимальная мощность двигателя—18 л. с. МоНовый мотороллер М-175Мтоцикл снабжен генератором переменного тока. Коробка передач — трехступенчатая. Размер шин: передней — 3,25—19, задней — 3,50—19. Сухой вес — 145 кг. В отличие от старой модели, у этого мотоцикла трубчатая сварная рама, имеющая под седлом раздвоение для установки контактно-масляного воздухоочистителя. Пружинная подвеска с гидравлическими гасителями колебаний имеет ход 100 мм (вместо 140 мму ИЖ-57М). Второй ижевский мотоцикл ИЖ-60МС снабжен более мощным двадцатидвухсильным двигателем с шестиступенчатой коробкой передач, позволяющей лучше использовать крутящий момент в зависимости от дорожных условий. На двигателе установлен прямоточный карбюратор К99М (конструкции Центрального научно-исследовательского института топливной аппаратуры) с проходным сечением 32 мм. Усилие от коленчатого вала передается двумя цилиндрическими шестернями, У ИЖ-60МС изменена конструкция кик-стартера, применено батарейное зажигание, на 3 кг облегчена передняя вилка. Кроме того, значительно улучшена тормозная система, а на ободах ко лес сделаны специальные штифты, предупреждающие проворачивание шин. Мотоцикл «Ковровец-175СМ» имеет двухтактный одноцилиндровый двига3 тель рабочим объемом 175 см . Мощность его — 12—13 л. с , степень сжатия — 9,5. На «Ковровце» установлены четырехступенчатая коробка передач, генератор переменного тока. Рама нового мотоцикла — трубчатая, сварная. Размеры шин: передней — 2,5—19, задн ей — 3,25—19. Вес мотоцикла—105 кг. Впервые на подобных соревнованиях были представлены мотоциклы Минского загода М-204М с двухтактным одноцилиндровым двигателем, рабочим объемом 123 см 3 . При 5200—6000 об/мин двигатель развивает мощность 8—9 л. с. Цилиндр его — алюминиевый с чугунной гильзой. Мотоцикл имеет трехступенчатую коробку передач и генератор переменного тока. Рама М-204М, так же как иу «Ковровца», трубчатая сварная. Легкосъемные взаимозаменяемые колеса имеют шлицовое соединение с тормозным барабаном. Размеры шин: передней — 2,75—21, задней — 3,0019. Седло водителя установлено на шарнире. Вес мотоцикла — 92 кг. Большой интерес представляет дорожный мотороллер «Тула-250», опытный образец которого был использован командой завода Тульского совнархоза. В новой модели отдельные узлы от серийного мотороллера Т-200. Двигатель рабочим объемом 250 см 3 развивает мощность 13 л. с. при 5000 об/мин. Зажигание батарейное. Карбюратор, масляный фильтр и аккумуляторы расположены в средней чести мотороллера. Рама его — трубчатая сварная. Передняя вилка рычажная, толкающего типа; пружинно-гидравлическая задняя подвеска имеет ход 80 мм. Размер шин: 4,00—10. Сухой вес мотороллера (без запасного колеса) — 153 кг. Успешно прошел трудную дистанцию многодневки и опытный образец нового мотороллера М-175, созданного в ЦКЭБ мотоциклостроения на базе дорожного «Ковровца-175». В мотороллере использовано много деталей и узлов серийного мотоцикла: двигатель и коробка передач, колеса со ступицами и тормозами, электрооборудование, задняя подвеска и ее амортизаторы, рулевое управление. Рабочий объем двигателя мотороллера—173,7 см 8 . При 5200—5500 об/мин он развивает максимальную мощность 9 л. с. Мотороллер снабжен генератором переменного тока. Передняя подвеска представляет собой длиннорычажную вилку с гидравлическими амортизаторами. Размео шин — 3,25—16. Вес мотороллера — 105 кг. В целом представленная на соревнованиях новая техника выдержала экзамен, однако далеко не все мотоциклы заводских команд смогли финишировать. У новых «Ковровцев» — лучших в своем классе — наблюдались поломки нижнего мостика передней вилки, кото-Мотоцикл для многодневных соревнований ИЖ-60М рый конструктивно чрезмерно облегчен и изготовлен из обычной углеродистой стали марки 20. Из-за этого дефекта четыре мотоцикла прекратили соревнование. Один «Ковровец» сошел из-за выпадения стопора поршневого кольца. Ижевские мотоциклы ИЖ-60МС и ИЖ-60М в многодневных соревнованиях не имеют себе равных. Но три из них все же не закончили дистанции: один по причине замыкания электропроводки в фаре после падения гонщика, второй — вследствие износа поршневой группы (из-за попадания грязи), у третьего поломался верхний мостик вилки. Выбыли из борьбы и три машины Киевского мотоциклетного завода. Предварительные данные показывают, что причина этого — в некачественном изготовлении поршней. Минский завод в течение долгого времени не выпускал спортивных мотоциклов. И хотя его команда выступила хуже других, приятно отметить, что в нынешнем году коллектив конструкторов провел значительную работу и создал мотоцикл для многодневных соревнований в классе 125 см 3 . У М-204М еще немало недостатков, основной из которых — низкое качество изготовления двигателя. Минские машины выбыли из гонки вследствие износа поршневых колец, разрушения коренного подшипника, заклинивания головки шатуна. Прекрасно зарекомендовали себя мотороллеры, впервые вышедшие на большую спортивную арену. Надежно работали их двигатели, имеющие принудительный обдув. Они не перегреваются на тяжелых участках дороги, а поверхность цилиндров, защищенная капотом, не загрязняется. Выступление заводских команд позволяет сделать некоторые замечания, касающиеся Положения о многодневных соревнованиях. Нам думается, что розыгрыш первенства марки среди мотоциклетных заводов надо проводить на серийных мотоциклах по облегченным трассам при меньших заданных скоростях. Одновременно заводы должны выставлять команды и на специально подготовленных машинах для участия в розыгрыше чемпионата страны наравне с командами союзных республик, клубов и спортивных обществ. Серийные мотороллеры целесообразно отнести к группе дорожных мотоциклов. Мотороллерным заводам имеет также смысл создать специальные спортивные модели для многодневных соревнований с том, чтобы заводские спортсмены могли участвовать в лично-командном зачете чемпионата наравне с командами и гонщиками союзных республик, клубов и спортивных обществ, а также в международных многодневных соревнованиях. Н. ОДНОЛЬКО, судья всесоюзной категории, председатель технической комиссии.21