12
13
НА ТРАССАХ КАВКАЗАПЕРВЕНСТВО СССР ПО РАЛЛИ 1962 годаболее праву Р алли все себя, —поправда, называют автомобильным многоборьем. Оно включает в порой в небольших дозах, — почти все виды современного автомобильного спорта, начиная от фигурного вождения и кончая кольцевыми и линейными гонками на шоссе, причем роль этих скоростных элементов (которые еще не так давно именовались дополнительными) в общем зачете результатов ралли с каждым годом возрастает. Более того, по характеру выбираемых трасс оно нередко изобилует прямо-таки кроссовыми участками, как это было, например, при последнем розыгрыше первенства Москвы. Одним словом, нет сейчас такого вида автомобильного спорта, которым не должен овладеть спортсмен, желающий* добиться успеха в ралли. И все же главными в ралли были и остаются дорожные соревнования, умение спортсмена хорошо ориентироваться на местности, соблюдать заданные (в той или иной форме) график движения, свободно владеть тремя «принципами ралли». стиралась на 2500 кми время «чистого движения» составило 48 часов! О том, какую роль играет в успехе соревнования «дорожная». подготовка, красноречиво свидетельствует факт, когда девять (!) экипажей не сумели найти на первом кольце... пункт контроля времени в Моздоке, который в той или иной мере благополучно миновали остальные 92 экипажа. И причиной столь странного «исчезновения» целого пункта KB для этих девяти экипажей было самое элементарное неумение «привязываться» к километровым столбам. Для каждого раллиста, не пренебрегающего дорожной подготовкой, путь к пункту KB в Моздоке был ясно обозначен соответствующими знаками на километровых столбах. Тем не менее заблудившиеся (участники первенстза страны!) затратили на поиски этого KB больше часа ив результате были сняты с дистанции. А ведь среди них было немало таких, которые показали отличные результаты в первой скоростной гонке по ипподрому ив последовавшем за ней фигурном вождении. Нет, в ралли глазное — это досога. Ее «осилит идущий», но идущий по графику, со знанием дела и отличным умением ориентироваться на местности.группу молодых спортсменов, выступавших на автомобилях «Запорожец», которые были впервые допущены к такому крупному и ответственному соревнованию. Все это — свидетельство того, что ралли в нашей стране становится все более массовым видом автомобильного спорта. Ведь согласно Положению, утвержденному Федерацией автомобильного спорта, непременным условием допуска к соревнованиям на первенство страны в нынешнем году было участие в розыгрыше республиканских первенств (а также первенств Москвы и Ленинграда) по ралли. Правда, Федерация была вынуждена пойти на многочисленные отступления от этого условия, но в массе своей участники первенства СССР прошли предварительно отборочные соревнования. Достаточно сказать, что незадолго до первенства СССР в том же Нальчике давался старт ралли на первенство РСФСР, которое собрало более 130 участников, в том числе и из других республик. Еще не так давно подобного количества участников не собирали и всесоюзные соревнования по ралли.«Климат»соревнованийНа следующий день после окончания соревнований в коридорах гостиницы «Нальчик» и в просторных комнатах кооперативного техникума, где были размещены участники, можно было услышать оживленные дискуссии о том, какое из четырех колец, составивших трассу ралли на первенство СССР, было самым трудным. Наиболее активными спорщиками явились, разумеется, спортсмены, сошедшие с дистанции (а таковых оказалось немало — около 35 экипажей) и живописавшие исключительные трудности именно того кольца, которое оказалось для них «роковым». Думается, что споры эти были беспредметными. Каждое из колец трассы было по-своему трудным и каждое имело свои характерные, неповторимые особенности. Но в общей сложности трасса и условия нынешнего ралли были действительно по плечу только очень сильным раллистам, имеющим, кроме опыта и мастерства, еще и достаточную физическую подготовку. Для многих участников едва ли не самым опасным противником стала изнурительная жара — температура воздуха доходила до 40 градусов в тени; в сочетании с низким качеством дорожного покрытия на ряде участков и сложной конфигурацией трассы «климат» соревнований становился порой поистине суровым и борьбу на дорогах могли выдержать только сильнейшие. И все же «климат» соревнований на трассах Кавказа определялся отнюдь не только атмосферными условиями. Здесь разгорелась подлинно жаркая спортивная борьба, в ходе которой сразу же после стартовой ипподромной гонки и первого фигурного вождения определились лидеры и аутсайдеры, претенденты на звание чемпионов и опасные для них «преследователи». Достаточно сказать, что после первого кольца разрыв в очках между лидером в11 классе 1 автомобилей (экипаж К. Рюютель — Р. Хольм) и последующим экипажем составлял всего 0,68 очка, а во II ив IVДорогу осилит идущий,., по графикуЭто еще раз со всей очевидностью показало проведенное в конце июля на трудных трассах Кавказа первенство СССР по ралли. Почти во всех классах автомобилей победили спортсмены, против имен которых в зачетной графэ «Дорожные очки» значились минимальные цифры. Разумеется, победители — новые чемпионы страны и призеры первенства — имели, как правило, также и достаточно высокие результаты по скоростным соревнованиям. Но не это определило их заслуженный успех. Характерно ведь, что ни Н. Кудлаев и Л. Васильев, показавшие второй результат по скоростным соревнованиям в классе «Москвичей», ни даже В. Щавелев и Н. Сучков, награжденные за лучший суммарный результат по ипподромной гонке, не стали призерами первенства. Победили в ралли те, кто был силен на дороге — ведь дистанция проНашего полку прибылоНынешнее первенство СССР по ралли было более представительным, чем когда-либо раньше. Оно собрало на старте, который был дан на этот раз в Нальчике, более 200 участников из 12 союзных республик и городов Москвы и Ленинграда, представленных четырнадцатью сильными командами; кроме того, в командном зачете боролись за победу 47 клубных команд из 23 городов страны. Среди участников было более 40 мастеров спорта, в том числе 17 спортсменов, завоевавших в разное время высокое звание чемпионов страны по шоссейно-кольцевым гонкам и ралли. И наконец, основную массу участников составили опытные спортсменыперворазрядники, большинство которых можно было видеть еще пять лет тому назад на старте первого всесоюзного ралли. Они как бы оттеняли небольшую12 Нам вовсе не хочется умалять успех молодых спортсменов завода «Коммунар». Они проявили не меньше спортивного пыла, чем другие, и победили, если не соперников, то... невыносимую жару и сложную трассу. Однако нельзя этим обольщаться. Сделан лишь первый и притом робкий шаг на трудном пути. А подлинный успех, несомненно, еще придет, если спортсмены будут упорно повышать свое мастерство, а руководители Запорожского и Мелитопольского заводов начнут уделять больше внимания автомобильному спорту, играющему важную роль в развитии и совершенствовании автомобильной техники.^r^g^lpСильные крылья у «Чайки»Итоги прошедшего ралли были, безусловно, с большим интересом встречены на Московском заводе малолитражных автомобилей и на Горьковском автозаводе. И пусть не огорчаются руководители и коллектив МЗМА результатами своих трех команд—причиной было лишь неудачное стечение обстоятельств, против которого оказались бессильными и незаурядное спортивное мастерство заводских раллистов и подлинное мужество, проявленное некоторыми из них (Н. Сучковым, В. Щавелевым, Р. Чертовым, Ю. Лисовским) в трудной обстановке. В общей же массе автомобили «Москвич» вновь зарекомендовали себя с лучшей стороны, также, впрочем, как и «Волги», на которых особенно отличились спортсмены Горьковского автозавода. В IV классе, например, они полностью доминировали, заняв все три призовых места (серебряные медали завоевали В. Гурьев и Е. Лисафьев, бронзовые — А. Матиссен и В. Мосолов). Горьковский спортивный клуб «Чайка» оказался победителем в зачете клубных команд. И в заключение несколько слов о самом крупном успехе в личном зачете, которого добились на этот раз эстонские раллисты К. Рюютель и Р. Хольм. За абсолютно лучший результат (125,1 очка) им был вручен специальный приз журнала «За рулем». Думается, однако, что этим в дальнейшем не следует ограничиваться. Ведь практически эстонские спортсмены стали абсолютными чемпионами страны по ралли, причем победа была одержана на стандартной «Волге». Даже с учетом поправочного коэффициента 1,03, введенного для результатов специально подготовленных автомобилей (IV класса) в скоростных состязаниях, К. Рюютель и Р. Хольм имели преимущество перед Г. Добровольским и Э. Васькевичем на несколько десятых долей очка. Пройдя огромную дистанцию с минимальным количеством «дорожных очков» (всего 2) и показав наилучший суммарный результат по скоростным соревнованиям (123,1), они поистине не имели себе равных в этом первенстве страны. Так почему же не назвать вещи своими именами (то есть официально ввести титул абсолютного чемпиона страны по ралли) и венчать подобный спортивный подвиг соответствующей наградой — ну, скажем, большой золотой медалью? Ю. КЛЕМАНОВ.На трассе ралли. После трудной дорожной борьбы экипаж горьковчан В. Гурьева и Е. Лисафьева завоевал серебряную медаль в IV классе автомобилей. классах соответствующий разрыв не превышал 5—6 очков. Не менее «жарко» было и на следующих «этажах»: шедший на втором месте во II классе экипаж В. Кроник — Э. Лифшиц опережал ленинградцев А. Крынкина — А. Кучмистого всего на 0,72 очка, а шедшие на третьем месте в IV классе москвичи А. Терехин и В. Орлов уступали опередившим их горьковчанам Л. Дегтяреву и М. Метелеву всего 0,9 очка. «Голова в голову» шли и лидеры этих трех основных классов, боровшиеся одновременно за абсолютно лучший результат — между «Волгами» (К. Рюютель — Р. Хольм) и «Москвичами» (А. Бренцис — А. Жилин) разрыв составлял 4 очка, а Г. Добровольский и Э. Васькевич, шедшие на специально подготовленном автомобиле (то есть в IV классе), выигрывали у К. Рюютеля и Р. Хольма 1,46 очка. Иначе, правда, обстояло дело вI классе автомобилей («Запорожец»), где разница в очках после первого же кольца исчислялась десятками и даже сотнями, но об этом — разговор особый. Ю. Левинскас, в IV классе — горьковчане В. Гурьев и Е. Лисафьев. Читатель заметит, что из шести названных выше экипажей четыре состояли из литовских спортсменов. Они как бы широким фронтом пошли в наступление, постепенно наращивая успех. Забегая вперед, можно сказать, что это завершилось общей победой команды Литовской ССР, но лидеры так и остались недосягаемыми. Отлично пройдя всю дистанцию, стали чемпионами страны в IV классе автомобилей горьковчане Г. Добровольский и Э. Васькевич. Не допустив ни малейшей оплошности, продолжали лидировать вплоть до последней отмашки клетчатым флагом на нальчикском ипподроме эстонские спортсмены К. Рюютель и Р. Хольм, ставшие чемпионами СССР в III классе автомобилей. Не уступили лидерства литовским спортсменам Ю. Олеке и А. Рябчинскому (блестяще проведшим заключительную гонку) и московские досаафовцы А. Бренцис и А. Жилин. Они стали чемпионами СССР во II классе автомобилей. Что касается I класса автомобилей, то здесь речь идет уже о совершенно другом уровне техники и спорта. Конечно, очень отрадно, что «Запорожцы» наконец-то вышли на старт крупного соревнования в количестве, достаточном для розыгрыша первенства страны. Но дебют, прямо скажем, был не очень удачным. И не только потому, что из шести стартовавших машин дошли до финиша только три, экипажи которых и «распределили» между собой золотые, серебряные и бронзовые медали первенства. Главная беда была в полном отсутствии спортивной борьбы и низком еще уровне спортивного мастерства экипажей. Ведь факт, что по количеству набранных очков (233,21) новые чемпионы страны в этом классе А. Крамарекко иФ . Гориславский стоят на уровне... самых последних мест, занятых спортсменами, выступавшими в других классах, а «бронзовые» призеры I класса вообще не имеют себе «равных» в этом отношении среди всех 72 финишировавших экипажей (386,5 очка1).Победы реальные и условныеПервое кольцо, следовательно, показало, что основные противники достойны друг друга и рассчитывать на легкую победу никому не приходится. Это еще более убедительно подтвердило второе кольцо, но... у лидеров оказались уже другие соперники — во всех четырех классах произошла смена вторых и третьих «номеров». Во II. классе на второе место выдвинулись ленинградцы В. Боровик и Л. Рабинович, в III классе — литовцы В. Яниховский и И. Вантенас, в IV классе — литовцы П. Шатас и А. Курдзикаускас. Такая же картина повторилась и после третьего кольца — «преследователи» как бы выдвигали из своей среды все новые и новые резервы. Во втором классе начали «поджимать» лидеров Ю. Олека и А. Рябчинский, в III классе — С. Симонян и3 «За рулем № 9»13