30
31
S4*^X^*<e^&*<Zte^МОТОЦИКЛ 43-250 ДЛЯ КРОССАЧехословакии подготовлена новая модель мотоцикла 43 для соревнований на кроссовых дистанциях в классе до 250 см 3 . В конструкции его учтены требования, которым должен отвечать современный кроссовый мотоцикл, — малый общий вес, легкая управляемость в условиях бездорожья и кроссовых трасс, высокая мощность двигаDркроссовым условиям внешнюю характеристику двигателя, при которой нарастание " мощности происходит на всем диапазоне оборотов плавно, без «провалов». Той же цели были подчинены и другие нововведения в системе газораспределения: соответствующей регулировкой впуска и выпуска достигнута «плоская» характеристика мощности. Поршень двигателя снабжен двумя компрессионными кольцами, головка цилиндра выполнена из алюминиевого сплава. На кроссовом двигателе 43-250 устанавливается карбюратор «Ииков» с диаметром диффузора 30 мм и воздушный фильтр с инерционной камерой и закрытым подводом воздуха. Этот воздушный фильтр. снабженный двумя микроочистителями, был спроектирован специально для мотоцикла 43-250, так как опыт показал, что обычные воздухофильтры с сетчатой набивкой не обеспечивают достаточно эффективной очистки воздуха, который при кроссовых соревнованиях сильно насыщен пылью. Кроме того, воздухофильтры с сетчатой набивкой требуют особенно точной «при-. работки» с двигателем и могут поэтому оказывать вредное влияние на мощность, снижая ее порой на 1—2 л. с. Многообразные испытания нового двигателя на стенде ив искусственно созданных особо трудных условиях кроссовых трасс показали, что наличие нового воздухофильтра существенно повышает износостойкость двигателя. Для предотвращения попадания грязи в воздухофильтр заднее крыло мотоцикла выполнено очень глубоким. Сцепление мотоцикла 43-250 имеет увеличенные размеры (по диаметру): передача крутящего момента от коленчатого вала на ведущий барабан сцепления осуществляется без промежуточной шестерни (характерной для других конструкций мотоциклов 43) и выполнена прямозубой; благодаря отсутствию промежуточной шестерни, имевшей консольную установку оси, достигнуто снижение шумов двигателя; изменилось также направление вращения двигателя, что способствует получению более высокой мощности и уменьшению потерь на трение в шестеренчатой передаче. Медно-асбестовые и стальные диски сцепления работают в масляной ванне. Механизм выключения сцепления состоит из шестерни с рейкой, выполняющей одновременно функции одного из колец упорного подшипника. Коробка передач нового кроссового мотоцикла — трехступенчатая: по конструкции она мало отличается от тех, которые устанавливаются на мотоциклах 43 , предназначенных для многодневных соревнований. Однако ив ней есть изменения, продиктованные условиями кросса: понижено передаточное число первой передачи, усилены шестерни второй и третьей передач, а также иилка переключения. В систему переключения передач встроен так называемый «тормоз переключения», исключающий «перескакивание» через одну передачу при очень резких включениях, что нередко практикуется на соревнованиях по кроссу. Подвеска колес мотоцикла 43-250 выполнена по обычной для 43 схеме — телескопическая передняя вилка и маятниковая подвеска заднего колеса с упругими элементами, — но имеет некоторые изменения в размерах и конструкции. Задняя маятниковая вилка (ход ее равен 90 мм) снабжена широкой опорой и имеет держатель, предназначенный для крепления тяги реактивного рычага заднего тормоза; подвеска переднего колеса осуществляется на телескопах передней вилки, ход вилки переднего колеса — 128 мм. Обод переднего колеса значительно усилен; на обоих колесах имеются мощные одноколодочные тормоза диаметром 180 мм. На переднем колесе устанавливаются шины размером 3.00—19, а на заднем размером 3,50—21. База мотоцикла — 1380 мм. В конструкции мотоцикла широко применена пластмасса, усиленная . стекловолокном. Из стеклопластика, в частности, выполнены топливный бак (емкостью 8 л.), каркас седла, крылья, камера воздушного фильтра и другие детали, обычно штампуемые из стального листа. Все это дало значительное снижение веса мотоцикла без ущерба для его прочности. Сухой вес мотоцикла равен всего 106 кг.МИКРОВЕЗДЕХОД-АМФИБИЯС весны 1962 года в Канаде выпускается миниатюрный вездеход, отличающийся рядом необычных конструктивных решений. «Джигер» — так названа эта машина — имеет шасси о шестью неподрессоренными ведущими колесами и пластмассовый кузов-оболочку, внутри которого расположены два двухтактных двигателя мощностью по 5,5 л. с Каждый из этих двигателей приводит по три колеса (слева илн справа), а также один из двух винтов, обеспечивающих движение машины по воде. Между обоими двигателями не имеется никакого механического соединения. Управление вездеходом осуществляется, к ак на гусеничных машинах, т. е. притормаживанием ведущих колес на одной или другой стороне. Сухой вес машины составляет всего 90 кг, а габаритная длина кузоваоболочки не превышает 1900 мм. Передаточные числа подобраны так. что приКанадский микровездеход-эмфибня. полной нагрузке в 200 кг «.джигер» может преодолевать подъемы до 45 градусов. На дороге его максимальная скорость достигает 45 км/.час, а по воде «джигер» плывет со скоростью 12 км/час. Этот вездеход-амфибия не имеет ни подвески, ни управляемых (в обычном смысле этого слова) колес. Шины сидящих на жестких осях колес представляют собой не обычные пневматики, а своеобразные воздушные шланги без каркасов, снабженные лишь протекторами со специальным «вездеходным» профилем. Благодаря тому, что с обеих сторон имеется по три колеса, каждое из которых является ведущим, контакт их с почвой практически обеспечивается в любом положении автомобиля и на любой неровности дороги. Небольшие по своему диаметру, но имеющие широкую беговую дорожку, эти шесть мягко накачанных «шин» дают очень малое удельное давление, чему способствует и благоприятное распределение общего веса, не превышающего 300 кг. Малое удельное давление обеспечивает хорошую проходимость по снежному покрову. болотам и сыпучим пескам. При движении по воде плавучесть «джигера» обеспечивается практически не только легкостью пластмассовой оболочки, но и воздушными камерами шин. Осуществленный в машине принцип привода от отдельных двигателей весьма облегчает управление автомобилем и сделал излишним применение блокирующих дифференциалов и узлов трансмиссии. Передача усилий от двигателя осуществляется при помощи клиноременной передачи с переменным диаметром шкивов, наподобие того, как это выполнено в голландском малолитражном автомобиле ДАФ. описание которого было в свое время приведено в журнале «За рулем» (№№ 6 и9 за 1958 г.). В отличие от голландской конструкции, соотношения бесступенчатых регулируемых передач устанавливаются здесь не автоматически, а с помощью рычага, в зависимости от конкретно складывающихся условий движения. Привод на колеса осуществляется цепями. Поскольку колеса не имеют подвескн. отпадают сочленения, которые обычно во время езды по бездорожью сильно загрязняются. Управление «джигером» осуществляется с помощью одного лишь Т-образного рычага, а регулирование подачи газа — вращающейся рукояткой, как на мотоциклах. Движением рычага вперед или назад обеспечивается изменение пере-теля. Большим достоинством конструкции является наличие в ней ряда унифицированных деталей и узлов, заимствованных у спортивных мотоциклов той же марки. Это облегчило не только освоение новой машины в производстве, но и подготовку ее к соревнованиям в условиях автомотоклубов и низовых спортивных организаций. Рама нового мотоцикла — закрытого типа; она выполнена из стальных труб (специальной хромомолибденовой стали) и отличается большой прочностью, чему способствует также наличие двойного бруса — под седлом и под двигателем. Характерной особенностью конструкции рамы является малый дорожный просвет, что практически вполне оправдано, поскольку гонщики, проходящие кроссовую трассу в современной манере, обычно преодолевают крупные препятствия прыжками, используя хорошую динамику разгона и скорость. На мотоцикле установлен новый мощный двигатель 43-250, имеющий ряд специфических особенностей, продиктованных его назначением. Среди них следует прежде всего сказать об увеличении момента инерции, обеспечивающем более плавную работу двигателя (что особенно важно при движении по скользкой дороге), и усилении коленчатого вала, рассчитанном на неизбежные в условиях кросса повышенные нагрузки. Двигатель — двухтактный, короткоходный. одноцилиндровый, с рабочим объ246 смз поршня — §мом цилиндра цилиндра (ход 70 мм). Сте4 мм, диаметр — пень сжатия — 10.3, максимальная мощность — 25 л. с. при 6500 об/мин. Увеличение момента инерции двигателя достигнуто установкой тяжелого наружного бронзового маховика, на котором к тому же имеются магниты магдино. Усиленный коленчатый вал вращается в двух однорядных шариковых подшипниках (слева) и радиально-упорном шарикоподшипнике (с правой стороны). Нижняя головка шатуна соединена с шатунной шейкой коленчатого вала роликовых подшипников без сепаратора; ролики вращаются в гнезде, образуемом между внутренней поверхностью нижней головки шатуна и поверхностью шейки коленчатого вала. Большое внимание конструкторы уделили достижению оптимальной конфигурации каналов в чугунном цилиндре двигателя; они подвергаются к тому же весьма тщательной технологической обработке. Это обеспечило хорошее наполнение цилиндра и соответствующую39 ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ «ВАРТБУРГ» С ГЛУШИТЕЛЕМ ШУМОВ ВСАСЫВАНИЯа к уже сообщалось вжурнале «За рулем» (№ 4 за 1962 год), на новом автомобиле «Вартбург-312». выпускаемом с начала 1952 года народным предприятием «Автомобильный завод в Эйзенахе» (ГДР), устанавливается воздушный фильтр со специальным глушителем шумов всасывания. В зависимости от времени года фильтр можно поворачивать вразличные положения, чтобы обеспечить соответствующую температуру подводимого к двигателю воздуха. Зимой верхняя часть прибора поворачивается так, чтобы воздух засасывался в раструб фильтра непосредственно из полости за радиатором двигателя. Благодаря этому обеспечивается хорошее распыление топлива в карбюраторе даже при весьма низких температурах окружающего воздуха. что противодействует повышению расхода бензина, которое обычно характерно для эксплуатации автомобилей в зимнее время. Немаловажно такжеи то, что подобным подогревом воздуха устраняется опасность обледенения карбюратора. В летние месяцы, когда подогрев поступающего в карбюратор воздуха нежелателен, раструб воздушного фильтра устанавливается в положение (рис. 1), при котором воздух засасывается, минуя радиатор. Ниже приводятся более подробные сведения о новом приборе ирезультатах его экспериментальных испытаний. На рис. 2 показаны в разобранном виде воздушные фильтры двигателей «Вартбург» старого и нового образца. В устанавливавшемся ранее глушителе шумов всасывания (справа) п рименялся дисковый патрон воздухоочистителя с отражательными пластинами в качестве£*ъ&1£44>Ы^б€4способность масла определялась при расходе воздуха до 200 кубометров в час и составила 16 граммов, в то времяКдач. Для приведения в действие тормозов имеются клавиши; когда хотят повернуть машину, то прибавляют поворотом рукоятки газ и нажимают большим пальцем другой руки на тормозную клавишу. «Джигер» может, наподобие гусеничных машин, поворачиваться на месте. Он описывает при этом круг, диаметр которого равен длине машины. При движении по воде привод от обоих двигателей переключается на два задних винта. размещенных в углублениях пластмассовой оболочки кузова. Изменение направления движения в этом случае происходит также за счет различия в числах оборотов винтов. Выход с водной поверхности даже на крутой берег не представляет трудностей, поскольку привод от двигателя может осуществ ляться одновременно на колеса и на винты. «Джигеры» получают в Канаде широкое применение при сельскохозяйственн ых работах и пользуются популярностью среди охотников и рыбаков. Малый вес «джигера» (90 кг) позволяет легко перевозить его на крыше автомобиля или на небольшом багажном прицепе.Р ис . 2 — Воздухоочистители «Вартбург» нового (слева) и старого (справа) образца. к ак прн испытаниях старого фильтрав тех же условиях она не превышала 4.5 грамма. Засорение фильтра наступило при расходе воздуха 150 мЗ/,час (содержание пыли в количестве 0,1 грамма на 1 кубический метр воздуха) и привело к уменьшению коэффициента полезного действия фильтра на 50 процентов. В таблице приводятся некоторые сравнительные результаты этих испытаний. причем в первой графеуказаныданные старого фильтра, а во второй — нового. Количество подведенной пыли вг Количество поглощенной пыли вг Средний коэффициент полезного действия . .20 14 70 236 178 75КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СМАЗКОЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМусловиях и перевозящих грузы на большие расстояния, установлены пятиступенчатые коробки передач, имеющие самостоятельную систему смазки под давлением. На заднем конце первичного вала такой коробки предусмотрен ротационный насос, состоящий из ротора. приводимого от первичного вала, пластины, свободно скользящей в пазу ротора. и корпуса, образованного крышкой подшипника первичного вала. Ротор насоса установлен эксцентрично относительно его корпуса. При вращении ротора пластины прижимаются центробежной силой к корпусу насоса и выталкивают масло в канал, просверленный вдоль оси вторичного вала, откуда оно по радиальным каналам поступает к шестерням. Давление, создаваемое насосом, усиливается по мере увеличения оборотов вала. Вытекающее из сверлений масло разбрызгивается и смазывает остальные трущиеся поверхности в коробке передач, а также попадает в имеющийся внутри коробки лоток, откуда оно самотеком стекает обратно в насос. Емкость картера коробки передач — 9.5 кг. |а Н! некоторых американскихв грузовых •автомобилях, работающих тяжелыхР ис . 1 — Положение раструба воздухоочистителя на автомобиле «Вартбург» в летнее время. фильтрующего элемента, плоскость которого расположена горизонтально. Такая конструкция имела ряд недостатков, поскольку поглощаемая патроном воздухоочистителя пыль могла при тряске автомобиля, а такжев результате колебаний двигателя проникать в его цилиндры и картер (особенно в случае утечки масла из фильтра). Новый прибор, п оказанный на рисунк е слева, снабжен поршнеобразным контактным воздухоочистителем, устанавливаемым в вертикальной плоскости. Благодаря применению стальной сетки в качестве фильтрующего элемента и увеличению рабочей площади достигнуто значительное улучшение степени очистки поступающего в двигатель воздуха. На рисунке виден также дополнительный «патрубок ответвления» нового прибора. Испытание прибора проводилось, согласно существующим в ГДР техническим условиям, в непульсирующем потоке воздуха. Патрон фильтра был заполнен моторным маслом вязкостью в 10° (по Энглеру), а в качестве испытательной пыли использовалась наносная зола с максимальной величиной зерна 150 микрон. З адерживающаяЕсли принять в среднем потребление двигателем воздуха в 150 мЗ/час исодержание пыли в воздухе равным 0,005 г/мз, то, по расчетным данным, срок службы старого фильтра будет равен 27 часам работы, а срок службы нового —• 315 часам. Иными словами, новый фильтр потребует замены или чистки лишь после 20 тысяч километров пробега автомобиля. Существенно повысилась эффективность глушителя. На рнс. 3 показана сравнительная диаграмма снижения шумов всасывания в зависимости от числа оборотов при установке на двигатель старого и нового приборов. Как видно из диаграммы, на наиболее употребительном в эксплуатации диапазоне оборотов двигателя при новом глушителе, по сравнению со старым, достигается снижение шумов всасывания в среднем на 7—10 децибелл. Это означает, что шум всасывания перекрывается шумом двигателя и таким образом почти не deifufeju воспринимается водителем и пассажирами авто115 мобиля.на!ZW¥fгаю) № » А , что статй новыйР ис . 3 — Сравнительная диаграмма снижения шумов всасывания глушителями старой и новой конструкции.т—^—1 — первичный вал, 2 — ротационный пластинчатый насос, 3 — входная сторона насоса, 4 — продольный канал во вторичном вале, 5 — радиальные каналы.На народном предприятии в Эйзенахе были произведены сравнительные испытания нового фильтраи глушителя всасывания с подобным же прибором. устанавливаемым на западногерманском автомобиле «Ауто-Унион» того же класса, что и «Вартбург» (двигатель с рабочим объемом цилиндров 1000 смз). Испытания показали, что новый фильтр автомобиля «Вартбург» имеет существенные преимущества по всем основным параметрам сравнения.31