НА ТЯЖЕЛЫХ МОТОЦИКЛАХОтечественные тяжелые мотоциклы ^ Д орожного типа пользуютсядоброй славой у потребителей благодаря своей надежности, высокой мощности двигателя, х орошейпроходимости . И все-таки мотоциклистаминогдапри ходится сталкиваться сразличнымине исправностями, в озникающимив процессе эксплуатации машин . Р ассмотримнекоторые неисправности тяжелых мотоциклов Ирбитского и Киевс кого заводов (М-72, М - 7 2М , М-72Н, М-61, М-62 и К-750) и способы их устранения. НЕИСПРАВНОСТИ ХОДОВОЙ ЧАСТИ. Д овольно часто водители жалуются на обломспиц колеса. Э то вызывается обычнонедостаточным или же , н аобо рот, ч резмернымнатяжением отдельных спиц. М еждутемонидолжны быть на тянуты равномерно , что легкоопреде лить по звукупри их подтягивании. П риизносе втулок задней подвескимотоциклов М-72 и М-61 их надо заме нить новыми . Чтобы извлечь старую втулку, следует ввернуть в нее метчик М-27, а затем ударять молотком пош току . После тогокак новые втулки запрессованы, их одновременноразвора чивают разверткойразмером 25 мм . П ередняя вилка должна проворачиваться в головке рамы свободно, без заеданий. Н е следует допускать ни люф та передней вилки, ни чрезмернойза т яжки гайки стержня рулевой колонки, так как это приводиткпорчеподшипни ков (на обоймепоявляются вмятины). Неисправность тормозовтяжелыхмо тоциклов вызывается либо замасливан иемтормозныхколодок от того , что сальники пропускают масло, либо износом накладок колодок тормоза. Поэтому тормозные барабаны, особенно узаднего колеса, не должны иметь зади ров и рисок. Для повышения эффективности тормозовможно сделать запилы ножовкой на накладкеколодки , к акэтопоказано на рис . 1. НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ ИСИ Л ОВОЙ ПЕРЕДАЧИ. О дной из довольно распространенных неисправностей яв ляется прогорание прокладки головки цилиндра вследствие слабой затяжки болтов. П оэтому ни вкоем случае не следует затягивать болты на горячем двигателе. Н ередкопроисходитипод г орание выхлопных труб . Причина этого — работа на бедной или богатойра бочей смеси, а также позднее зажигание. Н екоторые водители, с тремясьумень шить шумработы двигателя, отступают от заводскойинструкцииприрегулиров к е клапанов иуменьшаютдоминимума зазор между толкателем и клапаном. Делать этого не следует, так какможетпроизойти неплотная посадка клапана вгнездо , что, в своюочередь , ведет кперегреву двигателя ипрогоранию клапана. М ногиежалуются на то , что двигатель мотоцикла К-750 сильноперегревается . Действительно, он более форсирован,ваша щ~т\• к i • 10'° иТГП "V мена мечаотачивается)Р ис . 1. Запилы на накладке тормозной колодки Рис . 2. Универсальный съемник с набором приспособлений (слева направо): для снятия корпуса заднего подшипника, маховика, шестерен, сборки и разборки сцепления, выпрессовки коленчатого вала. Р и с. 3. Углубление между канавками III н IV передач. Р ис . 4. Способ проверки генератора. Р ис . 5. Дополнительный сетчатый фильтр на бензокранике. ч ем двигатель мотоцикла М-72, и потому требует точного следования заводской инструкции при выборе горючего и масла, а впериодобкатки — о соботща тельного ухода, п ричемобкатку следует производить по болеелегкой трассе. П рименениедля двигателей М-61 ма сел высокойвязкости ( М С или МК ) н е д опустимо , так каконо вызывает нару шение работыклапанно - р аспределительногомеханизма , что, в конечном счете, влечет за собойвыход двигателя из строя. Нарушение нормальной работы муфты сцепления происходит из-за неисправности троса или заедания ползунаСетчА/рын кшАчакЗАКРЕПЛЯЕМСЯп ривыжимесцепления . В случае воз н икновениятакой неисправности прежде всего нужнопроверить систему приво да сцепления и, т олькоубедившисьвее исправности, снять коробкупередачипосмотреть , не поступает ли масло из картера. Если фетровый сальник маховикапро пускает масло, то сальник необходмо заменить или вкрайнем случае подло жить под него прокладку из проволоки толщиной3мм . Эта операцияпроизво дится припомощисъемника ( р ис . 2), к оторыйнеобходимтакжедля ряда дру гих работ. Н ужно следить за тем , ч тобы закерновка наружного диска в шлицы винтов была произведена тщательно. Бывает, что привыжимесцепления появляется резкийметаллическийзвук . Это объясняется выработкой отверстий промежуточногодиска сцепления ине влечет за собойсерьезныхпоследствий . Самопроизвольное выключение передачи свидетельствует онеисправности механизма ножного переключения ко р обкипередач . Его можноотрегулиро вать спомощью винтов. Если жесамо произвольное включение происходит иприручномвыключении , то придетсяразбиратькоробкуи заменять вышед шие из строя детали (чаще всегокулач к иимуфту ) . В тех случаях, к огдасни мают коробку передач на ирбитскихмотоциклахвыпуска 1957—1960 гг., имеет смысл заменить сапун на сапунную трубку , подняв ее на 30 мм . Если при нажатии на рычагножногопереключения не переключаютсяпере дачи, т о , п о всей вероятности , о бломалсязубхраповика ; следует повернутьхр ^ п овиковуюмуфту на 180 градусов . Если же после этого педаль не будет возвра щаться впрежнееположение , значит, сломана возвратная пружина . С ледует помнить, что втулка рычага ножногопе реключения изнашивается после 12 — 15 тысяч километровпробега . Н адо такж е иметь в виду, что на мотоциклахпо следних выпусков Ирбитского завода (М-61 и М-62) у становлены коробки с мелкошлицевым включением передач. Их детали отличаются от деталей преж них коробоки не подходяткним . П риезде по асфальту можноисполь зовать накат мотоцикласпомощьюней тральной передачи , р асположенноймеж ду третьей и четвертой передачами . Д ля этого между ними нужно сделать углуб ление, к акпоказано на рис . 3. В тех случаях, к огдаобнаруживается течь воротниковогосальника , е гоповер тывают на 180 градусов , у коротивспи р альнуюпружинуипробив отверстие для стекания масла. О пыт показывает, что жесткийшарниркарданацелесообразнее смазывать ни г ролом ( ч ерезмасленку ) , а не солидо лом. НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРООБОРУДО ВАНИЯ. О сновнымисточникомэлектро э нергии является генератор . Н еисправ ности вегоработемогутвозникнутьиз за того , что износились щетки или от паялись их провода , либо концыпрово д овобмотокякоря отпаялись от пластин коллектора . В первом случае достаточно заменить щетки или припаять концы проводов , во втором — г енераторпри дется разобрать . Отремонтированный генератор следует проверить , к акпока зано нэ рис . 4. Бывает, что подвижное основание пре рывателя при повороте в положение «рано» не возвращается назад поддей -22