Организациям ДОСААФ необходимо сосредоточить внимание на дальнейшем развитии авиационного, радио-, автомобильного, мотоциклетного, водно-моторного, стрелкового и других военно-прикладных видов спорта, воспитывающих у нашей молодежи смелость, отвагу, физическую выносливость, любовь к труду, знаниям и технике. Дело чести спортсменов ДОСААФ — еще выше поднять славу советского спорта. (ц3 приветствия цк КПССV Всесоюзному съезду ДОСААФСССР).Выше знамя советского автомотоспорта!А. СКВОРЦОВ, зам. председателя ЦК ДОСААФ СССР ятый Всесоюзный съезд ДОСААФ явился важнейшим событием в жизни нашего оборонного Общества. Он проходил в обстановке невиданного политического и трудового подъема советских людей, вызванного решениями XXII съезда партии и принятой им новой Программой КПСС. В своем приветствии съезду Центральный Комитет КПСС дал высокую оценку деятельности ДОСААФ и поставил перед ним большие и ответственные задачи. Центральный Комитет партии указал, что организации ДОСААФ должны сосредоточить свое внимание на дальнейшем развитии технических видов спорта, в том числе автомобильного и мотоциклетного. Военно-прикладные виды спорта воспитывают у нашей молодежи смелость, отвагу, физическую выносливость, коллективизм, любовь к труду, знаниям и технике. Дело чести спортсменов ДОСААФ, говорится в приветствии ЦК КПСС, еще выше поднять славу советского спорта. Руководствуясь указаниями партии, съезд ДОСААФ определил главное направление в области спортивной работы Общества. Оно заключается в массовом развитии технических видов спорта и повышении уровня спортивного мастерства с тем, чтобы на этой основе в 1962—1966 годах завоевать мировое первенство по важнейшим видам прикладного спорта. Наметив широкую программу развития технических видов спорта в стране, V съезд ДОСААФ предложил комитетам, федерациям, секциям и клубам с помощью профсоюзных, комсомольских и спортивных организаций добиться, чтобы к 1966 году число членов Общества, состоящих в спортивных коллективах и регулярно занимающихся спортом, возросло не менее чем вдвое. За это время должно быть подготовлено 4 миллиона спортсменов-разрядников, в том числе 90 тысяч спортсменов первого разряда и5 тысяч мастеров спорта. Существенный вклад в реализацию намеченной программы призваны внести штатные и самодеятельные автомотоклубы, а также спортивные секции первичных организаций ДОСААФ. В течение четырех лет должны быть подготовлены десятки тысяч разрядников по автомотоспорту, из них 7500 спортсменов первого разряда и 2000 мастеров спорта. Для того чтобы решить эти задачи, предстоит много и упорно потрудиться, максимально использовать имеющиеся резервы, Что же это за резервы? За последнее время советский автомобильный, мотоциклетный и автомодельный спорт добился определенных успехов. В 1960—1961 годах общий план подготовки спортсменов-разрядников по этим видам спорта в основном был выгюлнен. В прошлом году, например, тысячи спортсменов получили спортивные разряды. Это почти в четыре раза больше, чем в 1959 году. Значительно возросло количество спортивных встреч, а также число их участников. Расширилась и география автомотоспорта. Если раньше крупные соревнования проводились всего в 10—12 городах, то в этом году международные, всесоюзные и всероссийские 1"Пвстречи мотоциклистов и автомобилистов состоятся в 40 городах — по всей территории страны. Сдвиги в решении глазной задачи — достижения массовости — несомненны. Однако до сих пор автомотоспорт не расправил крылья во всю ширь. До сих пор огромные резервы массового спорта остаются нетронутыми. Комитеты ДОСААФ, федерации, секции еще слабо используют те большие возможности, которые имеются повсюду для подлинного размаха спортивной работы. Автомотоспорт — не только соревнование в быстроте, выносливости, мастерстве, но ив технической смекалке, з знании моторов и машин. Именно это привлекает к нему сердца кашей молодежи. Однако тяга юношей и девушек к моторным видам спорта не всегда находит отклик в досаафовских организациях. Происходит это отчасти потому, что многие руководители и работники комитетов ДОСААФ не понимают роли технических видов спорта в деятельности оборонного Общества, считают это делом второстепенным, не заслуживающим внимания. Они не учитывают, что автомотоспорт помогает решать многие задачи, стоящие перед патриотическим Обществом, и является средством воспитания технических кадров высокой квалификации. Перспективы для развития автомотоспорта в нашей стране поистине безграничны. Автомобильный и мотоциклетный спорт начинается там, где состоялось первое знакомство с моторами: на занятиях кружков и секций при первичных организациях ДОСААФ, на курсах по подготовке технических специалистов, во Дворцах пионеров, в кружках юных техников. От техники — прямая дорога к спорту. Уже в процессе обучения мотоциклистов и автомобилистов необходимо как можно шире практиковать простейшие соревнования с тем, чтобы к моменту получения водительских прав большинство молодых специалистов горело желанием стать автомотоспортсменами. Соревнования — душа спорта. Без соревнований нет спорта. Поэтому их должно проводиться как можно больше, и не только летом, а круглый год. Это поможет вовлечь в занятия спортом широкие массы автомобилистов и мотоциклистов. Чем больше спортивных состязаний, чем шире их география, тем быстрее и успешнее будет развиваться спорт. Разработка продуманной системы соревнований, насыщенного спортивного календаря является одной из основных задач первичных организаций, секций и клубов, культивирующих автомотоспорт. В календаре должны найти место не только кроссы', ипяодромные гонки, ралли, но и многие простейшие состязания (соревнования автомобилистов на экономию горючего, мастерство вождения, соблюдение правил уличного движения, мотоциклетные однодневки, гонки на мопедах и мотороллерах), которые, к сожалению, проводятся еще редко. Эти не «классические» виды соревнований имеют одно немаловажное достоинство: они дают возможность вывести на старт тысячи мотоциклистов и автомобилистов на собственных машинах и таким образом значительно расширить базу автомотоспорта. Нельзя же считать нормальным существующее поло-3 жение, когда из каждых ста владельцев автомобилей спортом занимается не более 4—5 человек. В увеличении рядов автоспортсменов большую роль может сыграть картинг — самый молодой вид автомобильных соревнований. Дешевые, простые в изготовлении машины, карты, открывают дорогу в спорт нашей молодежи. Опыт автомобилистов Латвии, за короткий срок создавших большой парк гоночных микроавтомобилей, говорит о перспективности картинга. Особое внимание надо уделить вопросам организации соревнований. Они должны стать праздником и школой для спортсменов и зрителей. Интересная программа, яркая реклама, хорошо поставленная информация о ходе состязаний нужны на каждом соревновании, независимо от его масштабов. Увеличение числа соревнований связано с очень важной проблемой — самоокупаемостью. Уже в прошлом году от продажи билетов на состязания по автомотоспорту было выручено около 300 тысяч рублей. Особенно хорошо организуют такие состязания в Уфе, Львове и некоторых других городах. Этот положительный опыт должен тщательно изучаться и внедряться повсеместно. Нужно держать курс на то, чтобы в ближайшие два-три года отказаться от государственных дотаций на автомотоспорт и проводить все соревнования только на средства, вырученные от продажи билетов. В этом деле важная роль принадлежит общественности. Наряду с увеличением количества соревнований могучим резервом массовости является широкое приобщение школьников, учащихся школ ФЗОи технических училищ к овладению навыками управления мотоциклом, мотороллером, автомобилем. Автомобильные и мотоциклетные кружки и секции должны быть созданы при школах, Домах пионеров, станциях юных техников. Тренеры, опытные спортсмены, инструкторы в начале нового учебного года должны пойти в школы и внешкольные учреждения. Надо заинтересовать пионеров и школьников моторными видами спорта, помочь в создании материальной базы. Прочное место в школах должен занять автомоделизм. Наш молодой автомодельный спорт заканчивает период своего становления. За время последней Спартакиады по техническим видам спорта автомоделисты провели свыше 2 тысяч соревнований разного масштаба, в которых участвовало 27 922 спортсмена. Однако подготовка разрядников развертывается еще очень медленно, особенно в Эстонской, Литовской, Молдавской, Туркменской и Таджикской республиках. Что нужно сделать, чтобы этот вид спорта получил широкое развитие? Прежде всего необходимо установить самый тесный контакт с республиканскими министерствами просвещения, Домами пионеров и детскими техническими станциями с тем, чтобы распространить автомоделизм среди школьников. Следует также установить связь с добровольным спортивным обществом «Трудовые резервы» и всячески пропагандировать моделизм в технических училищах и школах ФЗО. Необходимо добиться увеличения выпуска высококачественных моторчиков всех кубатур, шестеренок и хороших наборов посылок для массового изготовления автомоделей. Коренные вопросы массовой спортивной работы должны решаться в низовых коллективах — первичных организациях ДОСААФ. Авторитет и влияние их определяется прежде всего тем, как здесь работают секции по отдельным видам спорта. Формально создать мото- или автосекцию еще мало. Надо, чтобы в ней ключом била спортивная жизнь, регулярно проводились тренировки и соревнования. Только тогда можно говорить о существовании полноценного спортивного коллектива. Решение задач, поставленных V съездом ДОСААФ по повышению массовости, невозможно без создания боевых, жизнедеятельных спортивных коллективов и команд в первичных организациях — на заводах, фабриках, в учебных заведениях, совхозах и колхозах. Новым явлением в спортивной жизни организаций ДОСААФ явились спортивно-технические автомотоклубы, создаваемые при крупных первичных орагнизациях, горкомах и райкомах патриотического Общества. Многие самодеятельные клубы (в Латвии, Башкирии и других республиках) успешно развивают автомотоспорт на общественных началах. Но есть и такие «клубы», которые превратились в рядовые хозрасчетные школы по подготовке водителей и никакого участия в спортивной жизни не принимают. Комитеты ДОСААФ не могут мириться с этим. Общественный клуб — это форма проявления творческой инициативы энтузиастов автомотоспорта, помогающих воспитывать тысячи бесстрашных, сильных и умелых спортсменоз.Нужно всячески содействовать плодотворной деятельности этих клубов, помогать им. О том, какое широкое поле деятельности открывается сейчас перед спортивной общественностью, свидетельствует инициатива Витебского автомотоклуба, о которой сообщалось в июльском номере журнала «За рулем». Совет этого клуба обсудил свои задачи, вытекающие из решений V Всесоюзного съезда ДОСААФ, и взял конкретные обязательства по дальнейшему развитию спортивной работы. Патриотический почин витебских досаафовцев был одобрен бюро Президиума ЦК ДОСААФ и нашел уже самый горячий отклик. Спортсмены Тбилиси, Липецка, Харькова, Горького и других городов делом откликнулись на обращение своих белорусских товарищей. Хороший почин обрел широкие крылья, и теперь тысячи досаафовцев соревнуются за новый подъем спортивной работы в Обществе. Борьба за массовость неотделима от борьбы за высокое мастерство спортсменов. Массовость — это фундамент, на котором воздвигается прочное здание мастерства. В последние годы уровень спортивных результатов наших автомотоспортсменов несколько поднялся, благодаря чему стало возможным участие их в ряде крупных международных соревнований. Успешно выступали мотоциклисты в гонках на льду. Еще в 1960 году они значительно уступали шведским гонщикам — сильнейшим в этом виде соревнований. А минувшей зимой в десяти международных встречах спортсмены СССР восемь раз поднимались на верхнюю ступеньку пьедестала почета. Серьезную конкуренцию стали оказывать сильнейшим гонщикам мира наши спортсмены, выступающие на гаревой дорожке. Среди 16 финалистов первенства мира этого года вновь оказался уфимский спортсмен Игорь Плеханов. Две победы в международных шоссейно-кольцевых гонках одержал недавно заслуженный мастер спорта Н. Севостьянов. Неплохо зарекомендовали себя советские раллисты. В 1960 году, впервые приняв участие в международных авторалли, проходивших под дезизом «За мир и дружбу!», они заняли первое место, а в прошлом — второе. Однако этим по существу и исчерпываются наши достижения на международной арене. Советские мотоциклисты и автомобилисты еще не порадовали Родину почетными победами в мировых чемпионатах и первенствах. Случайно ли это? Нет. Мы еще очень медленно растим подлинных мастеров автомотоспорта. Автомотоклубы из года в год не реализуют планов по воспитанию спортсменов высокой квалификации — перворазрядников и мастеров спорта. В прошлом году было подготовлено не более тысячи мотоспортсменов первого разряда и мастеров спорта. Столь же невысок уровень спортивной подготовки автомобилистов. На 1 мая этого года среди них было всего 184 мастера спорта, причем в 1962 году это почетное звание получили только 12 автомобилистов. Значительно превысив обязательства по подготовке спортсменов-разрядников за счет спортсменов третьего разряда, автомотоклубы выполнили планы воспитания спортсменов первого разряда только на 23 процента, а спортсменов второго разряда — на 41 процент. Такое положение дальше нетерпимо. Оно тормозит наше продвижение вперед на международной спортивной арене. Пробелы в подготовке спортсменов наиболее отчетливо проявились на чемпионате мира по мотокроссу в этом году. В пяти этапах ни один из гонщиков не смог набрать более четырех очков. Оправдывать их неудачи незнакомством с трассами было бы неправильно. Ведь у себя дома, в Юкках, на десятом этапе первенства никто из них не смог подняться выше шестого места. На фоне выступлений сильнейших кроссменов мира явно были видны недочеты в индивидуальном мастерстве наших гонщиков. Они уступали лидерам чемпионата не только в скорости, но ив выносливости. Им не хватало тактической зрелости, умения вести борьбу в предельно высоком темпе на всем протяжении дистанции. Поражение кроссменов нельзя оправдать и обычными ссылками на конструктивные недостатки мотоциклов. Если спортсмен недостаточно подготовлен физически, не владеет современными техническими и тактическими средствами ведения борьбы на трассе, самый лучший мотоцикл не спасет дела. В этом убеждают выступления наших спортсменов в другом виде соревнований — шоссейно-кольцевых гонках. Здесь мы располагаем мотоциклами, обладающими отличными мощкостными и динамическими показателями. Однако, за исключением Н. Севостьянова, у нас нет пока гонщиков, которые могут конкурировать с сильнейшими кольцевиками мира.4 Индивидуальное мастерство подводит и спортсменов, выступающих в многодневных гонках, не получивших, к слову сказать, еще массового распространения. Более чем скромны успехи автомобилистов. Особенно огорчают выступления спортсменов в шоссейно-кольцевых гонках. Эти соревнования проводятся на невысоком спортивном уровне, в списках гонщиков фигурируют одни и те же фамилии. В последние годы условия соревнований значительно усложнились. Участие в них требует от спортсменов огромного физического и нервного напряжения. Теперь не проживешь только на напоре и боевом задоре. Эти качества не могут быть продуктивны без атлетизма, высокого мастерства и серьезной волевой подготовки. Пришло время более серьезно отнестись к научно обоснованным методам тренировок, которые до сих пор не нашли применения даже в практике работы тренеров сборной страны. Необходимо на основе последних достижений физиологии, теории и практики спорта разработать коренные вопросы подготовки автомотоспортсменов. Нужно создать подлинно научную методику преподавания и тренировок, ибо в этой области мы очень сильно отстали. Нужда в обобщенных материалах по организации и методике учебно-тренировочной работы, по научному обоснованию норм для тренировок, по наблюдению за состоянием организма спортсмена очень велика. Никаких рекомендаций по этим вопросам автомотоклубы и секции не получают. Большой упрек в связи с этим следует высказать в адрес Центрального автомотоклуба СССР, его тренерского коллектива. К сожалению, ЦАМК не стал еще тем учебно-методическим центром автомотоспорта в стране, каким он должен быть, и не оказывает необходимой помощи республиканским федерациям, автомотоклубам и низовым коллективам. Явно недостаточное внимание уделяется у нас борьбе за установление новых рекордов. Как ни странно, но в этой области систематически работает лишь горсточка энтузиастовзаслуженные мастера спорта Э. Лорент, Н. Шумилкин, мастера спорта В. Никитин и И. Тихомиров. Усилиями этих спортсменов за последнее время обновлен ряд всесоюзных рекордов; некоторые из них превышают высшие международные достижения. Но этого еще очень мало. Уровень «рекордной» работы никак не соответствует нашим возможностям и масштабам развития автомотоспорта в стране. К борьбе за новые рекорды надо активно привлекать способных спортсменов, механиков, молодежь. Начинать нужно с рекордов клуба, области, республики. Все эти рекорды следует пропагандировать самым широким образом. В соревнованиях этого года заслуженные победы одержали молодые спортсмены. Впервые среди победителей и призеров крупнейших зимних кроссов и международных товарищеских соревнований появились ранее незнакомые имена Ю. Агеева, Ю. Романова, В. Арбекова, В. Горулько и других. Это представители молодой поросли нашего мотоспорта, от которой следует ожидать больших успехов. Ведущие мастера рано или поздно должны будут уступить место молодым. Поэтому нужно постоянно заботиться о подготовке юного резерва. Сколько молодых талантов сможет обрести наш спорт, если в каждом автомотоклубе будут созданы группы юных спортсменов, а в больших городах — юношеские спортивные школы) Без такого дальнего прицела мы не сможем поспевать за общим движением вперед. Недопустимо мало внимания уделяется работе с молодыми автомобилистами. Даже такой крупный клуб, как московский городской, за последние два года не воспитал ни одно-о молодого мастера. Долг каждого тренера, каждого мастера спорта — иметь одного-двух учеников, обучать их, передавать свои знания и опыт, словом, кропотливо возиться с «зеленой» молодежью. Она, конечно, не сразу осваивается с жесткими требованиями, которые предъявляются в больших спортивных встречах, но бояться этого нечего. Необходимо смелее выдвигать талантливую спортивную молодежь в сборные команды областей, республик, страны. Наш автомотоспорт от этого только выиграет. Автомобильный, мотоциклетный и автомодельный спорт не может успешно развиваться без материально-технической базы. А с техническим оснащением этих видов спорта дело обстоит у нас все еще неблагополучно. Одерживать серьезные победы на международных соревнованиях, особенно на чемпионатах мира, можно только на специальных машинах, но созданием таких машин наши заводы почти не занимаются, а если что и делают, то очень робко и медленно. Пятый съезд поручил Центральному комитету ДОСААФ разработать и осуществить ряд мероприятий по производству спортивной техники высокого класса. Своевременно осуществить эти мероприятия можно будет только при непосредственной помощи со стороны широкой спортивной общественности ив первую очередь специалистов наших научноисследовательских институтов, автомобильных и мотоциклетных заводов. Во всех делах по развитию спортивной работы инициативу и энергию должна проявлять общественность — спортсмены, тренеры, судьи. Современный этап спортивного движения характеризуется решительным повышением роли общественного актива. Большие права и обязанности получили общественные органы по руководству спортом — федерации, секции. Они должны идти в авангарде борьбы за массовость и мастерство, поднимать принципиальные вопросы развития спорта и добиваться их разрешения. Важную роль в этом должна была сыграть Федерация автомотоспорта СССР. Но нужно прямо сказать, что своими правами она пользовалась слабо. Многие насущные вопросы развития автомотоспорта Федерация только обсуждала, но почти никогда не доводила дела до конца, не добивалась нужных решений, не проявляла инициативы и настойчивости в практическом претворении в жизнь ряда хороших начинаний. На состоявшемся недавно пленуме Федерации автомотоспорта СССР по предложению Центрального комитета ДОСААФ было принято решение о разделении этой Федерации на две — Федерацию автомобильного спорта иФе дерацию мотоциклетного спорта. Это решение принято в целях повышения роли общественного актива в руководстве автомобильным и мотоциклетным спортом, приближения руководства к широким массам спортсменов. Оно, безусловно, будет способствовать подъему работы, совершенствованию методов руководства, сделает организаторскую деятельность федераций более конкретной. Комитеты ДОСААФ должны помогать федерациям и секциям, поддерживать их полезные начинания и инициативу, но ни в коем случае не подменять их, не заниматься мелочной опекой. Под руководством партийных организаций, работая в тесном контакте с комсомолом, союзами спортивных обществ и организаций, профсоюзами, опираясь на опыт и силы общественности, мы сможем еще выше поднять знамя советского спорта, добиться завоевания мировых первенств и установления новых рекордов, достойных нашей великой Родины.МОСКВА - КАЗАХСТАН - МОСКВА/ / у чащихся московских школ были отобраны для участия в пробеге Москва — Казахстан — Москва. Это — победители городского конкурса на лучшего юного автолюбителя, посвященного 40-летию пионерской организации имени В. И. Ленина. Посланцы нашей столицы отвезли в поселок Комсомолец Кустанайской области, Целинного края, подарки москвичей — учебное оборудование для школ и игры для пионеров и школьников. В совхозе, где заканчивался маршрут автопробега, юные автомобилисты работали на строительстве и на полях. Они ознакомились с устройством некоторых сельхозмашин, беседовали с передовыми водителями. Комитет профсоюза совхоза от имени рабочих и служащих поблагодарил московских школьников за организацию пробега и подарки и просил передать трудящимся Москвы, что свое обязательство по сдаче государству более двух миллионов пудов хлеба коллектив с честью выполнит. Всего по дорогам Чувашии, Татарии, Удмуртии, Башкирии, Урала, Казахстана и центральных областей нашей Родины пройдено более пяти тысяч километров. Техника вождения автомобиля у всех участников пробега значительно возросла. На снимке : заслуженный мастер спорта Е. Косматое вручает грамоту МГК ВЛКСМ победительнице конкурса на лучшего юного автомобилиста учащейся 175-й московской школы Татьяне Зимаковой.*