14
15
НОВЫЕПЕРВЕНСТВО СССР ПО ШОССЕЙНО-КОЛЬЦЕВОЙ ГОНКЕ НА АВТОМОБИЛЯХ ческии маневр принес московскому перворазряднику лавры призера первенства страны — хотя в Каунасе ему пришлось довольствоваться четвертым местом, успех в Таллине обеспечил Э. Лифшицу завоевание бронзовой медали (по сумме очков в обоих этапах первенства). -В группе Г тем временем шла «неозыгрыш первенства СССР по шоснаш взгляд, не вполне подходит, даже равная», на первый взгляд, борьба сейно-кольцевой гонке на автомои после изменения ее конфигурации, между «Москвичами» и «Волгами». Набилях гроводится в последние годы по но гонки на машинах III формулы и до сказать, что соревнования на автопринципу чемпионата. Правда, пока «юниорах» проходят здесь всегда с немобилях этой группы (со стандартными еще этот принцип соблюдается, так изменным успехом. Этому весьма спокузовами и улучшенными серийными сказать, на минимальной основе — гонсобствует огромная популярность модвигателями, независимо от их литраки проходят всего лишь в два этапа, — торных видов спорта среди местного жа) были включены в розыгрыш перно и этого оказалось достаточно, чтонаселения. Тот, кому довелось побывенства страны по шоссейно-кольцевой бы основательно повысить спортивновать в Таллине в дни крупных мотоцикгонке впервые. Это нововведение вызтехнический уровень соревнований. летных соревнований, знает, что к мовало со стороны отдельных представиБорьба на двух значительно отличаюменту старта улицы города заметно путелей ведомств и команд критические щихся друг от друга трассах, конфигустеют и все стремятся попасть на Кло- замечания. Некоторым товарищам прирация и профиль которых требуют от остриметсу, поближе к поворотам Иру, шлись вообще не по вкусу стандартные спортсменов овладения каждый раз Козе, Люкати или Кальмисту, где обычмашины на гоночных трассах; другие новыми приемами вождения, весьма но разгорается наиболее напряженуказывали на известное неравенство, способствует повышению спортивного ная спортивная борьба. Приятно отмесоздаваемое при одновременном стармастерства, позволяет более полно выятить, что таллинцы остались верны своте «Волг» и «Москвичей» без соответвить способности участников соревноваим традициям также ив дни относиствующего гандикапа. ний и таким образом более точно и тельно новых для «их автомобильных Опыт, однако, показал, что включеобъективно определить чемпионов соревнований. Первенство СССР 1962 ние в программу соревнований гонок страны и призеров первенства. Сущестгода собрало у трассы огромное кона автомобилях группы Г было правенно важен принцип чемпионата и личество зрителей. вильным, Эти автомобили представляют для зачета командных результатов. Первые старты на таллинской трассе собой не что иное, как так называемые Если в 1960 году первенство СССР были даны, с интервалом в2 минуты, «специально подготовленные автомобиразыгрывалось на трассах Ленинграда и спортивным автомобилям группы Би ли» (IV группы) для соревнований по Таллина, а в прошлом году — Каунаса группы Г. Это была интересная гонка, ралли. Известно, что в современном и Ленинграда («Невское кольцо»), то в как бы задавшая тон всем соревноваралли скоростные элементы приобретанынешнем году было решено провести ниям. Хотя лидирующее положение в ют все более важную роль, и, следовагонки сначала в Таллине, а затем в группе Б сразу захватил ленинградец тельно, гонки на стандартных автомоКаунасе. Михаил Ковалев, так и не уступивший билях обогащают полезным опытом его никому на протяжении всей дистанВыбор новой трассы близ Каунаса наших раллистов. Нельзя также забыции (36 кругов — 311,33 км), борьба («Неманское кольцо») в качестве завать, что для автомобильных заводов здесь была очень напряженной и харакключительной (и во многом решающей) особенно большое значение при аналитеризовалась большим разнообразием был далеко не случаен. Дело в том, зе и дальнейшем совершенствовании тактических приемов. Так, шедший долчто усилиями каунасской спортивной конструкций имеют скоростные испыгое время пятым московский перворазобщественности эта трасса за последтания именно стандартных автомобирядник Э. Лифшиц неожиданно обошел ние два года превращена в отличное лей. на тринадцатом круге А. Габова и стал шоссейное кольцо и стала, пожалуй, И, наконец, наиболее убедительный энергично приближаться к занимавшелучшей в Советском Союзе. «Неманответ скептикам, сомневавшимся в праму третье место ленинградцу А. Зайское кольцо» имеет теперь достаточно вильности комплектования группы Г, даделову. Это побудило А. Габова к опширокое полотно дороги с отличным ли сами результаты соревнований. Хорометчивым действиям — он чересчур покрытием и сочетает в себе прямые тя .на таллинской трассе стартовало стремительно бросился в погоню, на участки, на которых можно развивать равное количество «Волг» и «Москвиследующем же круге обошел Лифшица, большую скорость, с трудными вирачей», а на каунасской «Волги» даже дозатем А. Зайделова и шестнадцатый жами, нередко переходящими сразу минировали (по количеству принявших круг прошел на третьем месте, угрожая на подъем. Водители имеют возможстарт), серебряную и бронзовую ме«достать» шедшего вторым С. Смирнова. ность проявить здесь в полной мере дали первенства завоевали представисвое мастерство. тели команды Московского завода маНо в автомобильных гонках подобная Но начнем с таллинской трассы, где лолитражных автомобилей, мастера прыть, если она не основана на точ5 августа в торжественной обстановке спорта В. Орлов и А. Терехин, выстуном тактическом расчете и правильной был поднят флаг первенства СССР по павшие на «Москвичах». Правда, чемоценке возможностей своего двигателя, шоссейно-кольцевой гонке. Здесь тоже пионом страны стал водитель «Волги», никогда не приводит к добру. Уже на за последнее время была проделана эстонский перворазрядник И. Рятсеп, восемнадцатом круге, пройдя лишь посущественная работа по улучшению казанявший в Таллине второе ив Кауналовину дистанции, А. Габов был вынужчества и конфигурации трассы, которая се первое места (и показавший на ободен прекратить борьбу; между тем в течение многих лет известна, как "ареих трассах лучшее время круга), но Э. Лифшиц, методически наращивая на крупнейших спортивных встреч на «Москвичи» отнюдь не были в обоих скорость, обошел на двадцать восьмом гоночных мотоциклах. Для соревновагонках аутсайдерами. Может быть, в круге А. Зайделова и, когда С, Смирний на спортивных автомобилях она, на нов сошел с дистанции, определился на дальнейшем и следует все-таки, для уравнения шансов, найти условия, учивтором месте, которое и сохранил до Вверху : старт гоночных автомобитывающие разницу в литражах двигатесамого финиша. Забегая вперед, слелей III формулы на таллинской трассе. лей, однако одно остается ясным: эта дует сказать, что этот успешный тактиФото мастера спорта В. Егорова.Р14 ТРАССЫ. НОВЫЕ ЧЕМПИОНЫгруппа имеет полное право на жизнь, что и было убедительно подтверждено ходом и результатами соревнований на первенство СССР 1962 года. Дебют оказался, безусловно, удачным. Наиболее широко на обеих трассах были представлены спортивные автомобили группы А (с рабочим объемом 8 двигателя до 3000 см ). За звание чемпиона страны в этой группе боролись 27 спортсменов, среди них — многие чемпионы и призеры предыдущих первенств, После первого этапа — гонки на таллинском кольце — вряд ли кто сомневался в победе ленинградского перворазрядника Ю. Яковлева («Спартак»), который закончил дистанцию с большим преимуществом, опередив своего ближайшего конкурента (и одноклубника) Ф . Смурова почти на целых 3 минуты. Однако на «Неманском кольце» бывшие чемпионы страны А. Суховей и Р. Гольдин решили, видимо, дать новому претенденту на это звание настоящий бой. Более 45 кругов лидировал Ю. Яковлев, преследуемый то Р. Гольдиным, то А. Соловьевым, то А. Суховеем, которые, будто сговорившись, попеременно наступали лидеру «на пятки». И,, наконец, к концу гонки молодой ленинградец был вынужден пропустить вперед А. Суховея и Р. Гольдина. Оба они и финишировали первыми, с разрывом в 35 секунд. Но если А. Суховею эта победа дала возможность войти в число призеров и завоевать в общем зачете серебряную медаль, то Р. Гольдин довольствовался лишь четвертым местом в чемпионате. По сумме двух этапов золотая медаль была присуждена Ю. Яковлеву, а бронзоваямосковскому гонщику Ю. Андрееву, ровно выступавшему на обеих трассах и прошедшему к тому же лучший круг за 2:45, то есть со скоростью 118,9 км/час. Этот результат Ю. Андреева был вообще лучшим среди показанных в нынешнем первенстве страны на спортивных автомобилях. Соревнования на гоночных автомобилях проходили не менее напряженно. Правда, в группе «Юниоров», например, прошлогодний чемпион страны мастер спорта Юрий Чвиров не имел серьезных конкурентов и без особого труда первенствовал на обеих трассах, а в группе автомобилей III формулы почти столь же безраздельно «господствовал» ленинградский перворазрядник Юрий Бугроз. Однако в борьбе за последующие призовые места обстановка менялась неоднократно, и тот, кто попытался бы делать прогнозы на основе результатов первого этапа, мог лишь заведомо впасть в ошибку. Начать с того, что в группе «Юниоров» отлично выступил на первом этапе розыгрыша таллинский досаафовец X. Саарм. Ему-то и прочили если не победу на «Неманском кольце», то во всяком случае серебряную медаль — уж очень хорошо показал себя молодой эстонский спортсмен на «родной» трассе, где он, по-видимому, долго и упорно тренировался. Но в том-то и состоит принцип чемпионата, что он не терпит рутины и требует от гонщиков разностороннего мастерства. На «Неманском кольце» X. Саарм был уже не «тот», что в Таллине, — он тактически неудачно начал гонку, затем погорячился, стремясь сразу же наверстать упущенное (лучший круг со скоростью 112,8 км/час), и в конце концов потерпел аварию. Серебряную медаль по группе «Юниоров» получил мастер спорта Е. Беретов, не поднимавшийся в обеих гонках выше третьего места, а бронзовую — известный рекордсмен, мастер спорта А. Амбросенков. Таковы уж неумолимые законы чемпионата — лучше показать ровные результаты на нескольких этапах, чем вспыхнуть мимолетной кометой на одном из них. Заслуженный успех Е. Веретова в этом отношении очень показателен. Что касается бронзовой медали, то в ее судьбе главную роль сыграло правило «последнего удара» — Алексей Амбросенков, заняв в завершающей гонке на «Неманском кольце» второе место и набрав 6 очков, получил преимущество перед X. Саармом, имевшим такое же количество очков по результатам первого этапа. Достаточно было молодому эстонцу проявить больше выдержки на «Неманском кольце» и занять хотя бы восьмое место, чтобы судьба бронзовой медали решилась в его пользу. Результаты первого этапа чемпионата по гонкам на автомобилях III формулы выдвинули в число лидеров, помимо Ю. Бугрова, московского перворазрядника Ю. Сидорова и мастера спорта В. Бейшанса (автомотоклуб ДОСААФ, г. Рига). Между двумя последними на таллинской трассе состоялась очень интересная дуэль, в ходе которой оба спортсмена постепенно улучшали свое турнирное положение. Сначала, в течение шести кругов, впереди шел Ю. Сидоров, преследуемый В. Бейшансом; финишную прямую седьмого круга оба спортсмена прошли «голова в голову», после чего вперед вырвался В. Бейшанс, ставший вскоре вторым после лидера. Но на десятом круге Ю. Сидоров отличным «спуртом» вновь вернул себе второе место и сумел сохранить его до финиша, опередив В. Бейшанса на несколько секунд. Казалось, что именно между этими двумя спортсменами и разгорится основная борьба за призовое место на втором этапе розыгрыша чемпионата. Однако этого не случилось. Юрий Бугров на «Неманском кольце» неожиданно получил нового соперника в лице московского перворазрядника Евгения Глухарева, который в Таллине занял лишь девятое место. Уже на третьем круге «Неманского кольца» Е. Глухарев вышел на второе место вслед за лидирующим Ю. Бугровым, а на седьмом круге обошел его и повел гонку. Так длилось до двенадцатого круга, на котором будущий чемпион страны вновь восстановил «первоначальный порядок». Бугров закончил дистанцию первым, убедительно подтвердив свое право на зо ­ лотую медаль, а Е. Глухарев финишировал вторым, ровно через 3 секунды. Только этим двум спортсменам удалось уложиться в пределы одного часа для прохождения дистанции (результат Ю. Бугрова 59:18,4), остальные же участники показали шестизначный результат. А где же были в этой гонке фавориты таллинской трассы Ю. Сидоров и В. Бейшанс? Их спортивная судьба сложилась на каунасской трассе по-разному. Если Ю. Сидоров, пройдя почти половину дистанции на восьмом месте, предпочел в дальнейшем «ретироваться», то В. Бейшанс провел гонку тактически очень расчетливо. До четырнадцатого круга он шел попеременно то на пятом, то на шестом месте, не вступая в острую борьбу, развернувшуюся между Ю. Бугровым, Е. Глухаревым, Г. Сургучевым и М. Лайвом, в ходе ко ­ торой эти соперники часто обходили друг друга (одно время Г. Сургучев шел на втором месте, а Ю. Бугров был оттеснен даже на третье). А когда в результате таких жарких схваток произошел «естественный отсев» — М. Лайв, а затем Г. Сургучев сошли с дистанции, — рижанин вышел на третье место и его задачей было только финишировать. Этого оказалось достаточным для завоевания серебряной медали. Бронзовая медаль присуждена Е. Глухареву. Успех досаафовских спортсменов iленинградца Ю. Бугрова и рижанина В. Бейшанса — в гонках на автомобилях III формулы вполне закономерен.Чемпион СССР Михаил Ковалев на дистанции «Неманского кольца».