В помощь соревнующимся автомотонлубамКАКОРГАНИЗОВАТЬзахватывая 10—15 м каждого участка прямой, то есть там, где падения гонщиков наиболее вероятны. Ледяная -поверхность дорожки должна быть по возможности ровной и гладкой. Стартовую линию наносят на середине прямой яркой краской. Ширина ее 10 см. На расстоянии 2м от нее з сторону, обратную движению, наносят предстартовую линию такой же ширины. Восьмью линиями шириной 5—6 см участок между ними делится на четыре равные части шириной не менее 60 см. В образованных в результате деления прямоугольниках цифрами указывают номера дорожек с 1-й по 4-ю (нумерация от внутренней бровки к наружной). На расстоянии 30 м от стартовой линии по ходу движения наносят еще одну поперечную линию шириной 10 см. Она должна ограничивать зону прямолинейного движения гонщиков после старта. Размеченная таким образом дорожка (см. схему) готова к соревнованиям. В районе старта-финиша необходимо оборудовать место для судейской коллегии. Рядом со стартовой линией размещают будку радиокомментатора, которую желательно поднять над дорожкой. Над будкой устанавливают двухочковый светофор для связи судейской коллегии с предстартовой зоной. В последней располагают дублирующий светофор. Предстартовую зону (закрытый парк) оборудуют чаще всего в центре виража, слева от места старта-финиша. Она должна иметь легкие ворота с хорошим запором (или шлагбаум). Для этого может быть использован один из входных туннелей, если гонки проводятся на стадионе. Желательно, чтобы предстартовая зона граничила с каким-либо теплым помещением. Там гонщики смогут отдыхать в перерывах между заездами, а механики ремонтировать мотоциклы. Предстартовая зона и помещение для отдыха должны быть связаны с судейской коллегией телефонами и снабжены радиорепродукторами. В центре круга устанавливают флагшток для подъема флага соревнований и на специальных подставках — флаги команд. Вокруг места гонок или над трибунами стадиона вывешивают флаги расцвечивания. В этих соревнованиях, в отличие от кроссов или шоссейно-кольцевой гонки, не принято давать старт ни флагом, ни светофором. Нужно применять или автоматическое стартовое устройство, или описанное в журнале «За рулем» № 10 за 1959 г., или же изготовленное по чертежам ЦАМК СССР. Но наиболее просто и дешево использовать резиновый шнур с навешенными на него через каждые 25 см цветными флажками. Одним концом его закрепляют на уровне оси переднего колеса за столбик, установленный внутри круга, а второй конец судья-стартер растягивает через дорожку и отпускает вмо мент старта. Для проведения мотогонок на льду необходим лолный комплект судейских флагов на специальной подставке в районе старта-финиша (белый, шахматный, желтый и желтый с черным крестом, красный, синий, зеленый, черный); кроме того, нужно 4 красных и4 желтых флага для судей на дистанции, а также электромегафон или просто мегафон, красный и зеленый флаги для судей при участниках. Организаторы, судьи, тренеры и механики должны иметь отличительные знаки, а гонщики — нагрудные жилеты и цветные нашлемники. В закрытом парке следует установить щиты с таблицами заездов.совета Витебского автомотоП ризыв — множить ряды спортсмеклуба нов, совершенствовать их мастерство — нашел отклик у всех, кому дороги интересы автомобильного и мотоциклетного спорта. Тысячи автомобилистов и мотоциклистов, тренеров, судей, общественных инструкторов по примеру витебцев включились в соревнование за новый подъем спортивной работы. Близится зима. На большей части нашей страны она сопровождается снегопадами, метелями, морозами. Важно ив этих условиях не ослаблять усилий в борьбе за массовость и мастерство. В северных и восточных районах, в средней полосе страны нужно шире использовать такой резерв подготовки разрядников, как мотогонки на льду. Эти очень интересные, доступные широкому кругу мотоциклистов состязания можно проводить в каждом населенном пункте. Как организовать их, как сделать увлекательными и доходными! На эти вопросы отвечает статья судьи республиканской категории Ю. Подвального.Подготовка соревнованийПока правила проведения мотогонок по льду не изданы, организаторы при составлении -положения о соревнованиях могут взять за образец ежегодно утверждаемое положение о первенстве Советского Союза и временные правила проведения мотогонок по гаревой дорожке, выпущенные спортивным отделом ЦАМК СССР. На первых порах целесообразно проводить лично-командные соревнования. Это повышает ответственность коллектива за подготовку спортсменов. Состав команды должен быть таким, чтобы число гонщиков в каждом классе мотоциклов подходило под одну из таблиц — для 16, 13 или 9 гонщиков (см. журнал «За рулем» № 1 за 1961 г.). Количество спортсменов может пополняться за счет участвующих только в личном первенстве. Всего же в одном классе их может быть 9, 13, 16, 18 (две группы по 9), 22 (одна группа — 9, другая — 13), 26 (две группы по 13), 29 (одна труппа — 13, другая — 16) и 32 (две группы по 16). При любом другом количестве участники, показавшие худшие результаты на официальных тренировках, становятся запасными (см. временные правила проведения гонок по гаревой дорожке). Если обстоятельства вынуждают разбить гонщиков на две группы, то последние составляют на основании данных тренировок, причем так, чтобы группы были приблизительно равными по силам. Гонщики, набравшие в каждой из них наибольшее количество очков, выходят в финал. Проводить соревнования желательно по системе «каждый с каждым», поскольку она исключает элемент случайности и делает гонки наиболее интересными. Положение должно точно определять систему личного и командного зачетов. В нем надо указывать время не только проведения соревнований, но и трех-четырех тренировок. Положение может обязывать участвующие в гонках организации иметь 1—2 комплекта нагрудных жилетов с эмблемой и нашитыми на них номерами (с № 1 по № 20) и 1—2 комплекта нашлемников (красного, синего, желтого и белого цветов). При большом числе участников в каждом классе Мотоциклов целесообразно в один день проводить гонки только для одного класса. Организатор — автомотоклуб или ко -Дорожка и инвентарьПроводить мотогонки на льду можно не только на стадионах и мотодромах. Для этой цели вполне пригодны замерзшие пруды, реки, искусственные водоемы. Ледяная дорожка должна иметь длину 400 м (измеряют ее на расстоянии 90 см от внутренней бровки), ширину 8—10 м на прямых и не менее 12 м на поворотах. По внутренней бровке делают снежный валик высотой 30—50 см и яркой краской наносят ограничительную линию шириной 10 см. При неснежной зиме можно укладывать его только на виражах. По наружной бровке насыпают предохранительный снежный вал высотой от 1 до 1,5 ми толщиной около 1 м. Когда снега мало, вал можно делать, начиная с середины каждого виража иПри хорошей организации мотогонки на льду всегда проходят в острой борьбе и привлекают много зрителей. Фото Б. Светланова8 гонкиНА ЛЬДУмитет ДОСААФ — заключает договор со стадионом или подбирает место для проведения соревнования. в договоре подробно указывают подготовительные мероприятия и оговаривают, какие W3 них обеспечивает и оплачивает стадион, а какие — организатор. В договоре определяется стоимость входных билетов и порядок их реализации. Билеты следует реализовывать через кассы стадиона, спортивных магазинов, театральные кассы, через специально организуемые на улицах кассы, а также через первичные' организации ДОСААФ. Следует позаботиться ио рекламе. Она должна быть разнообразной по форме. Вот ее основные виды: красочные, броские афиши (в них содержатся подробные сведения о соревнованиях), радиореклама, выступление организаторов по телевидению, листовки, распространяемые через Союзпечать, объявления, показательные заезды на стадионе во время других состязаний, реклама в газетах, в витринах спортивных магазинов, транспаранты, рекламные щиты на улицах и лг. п. Вряд ли надо доказывать, как важно иметь хорошо составленную и своевременно выпущенную программу соревнований. Реализация ее даст дополнительный доход. Помимо общепринятых сведений, она должна содержать данные о рекордах, установленных на ледяной дорожке стадиона, таблицы по заездам (для того числа гонщиков, которые стартуют в соревновании), таблицы, позволяющие зрителю сопоставлять результаты, показанные участниками. Неплохо в память о крупных соревнованиях выпускать памятные значки, распространение которых также дает дополнительные средства. СТОЯНКА УБОРОЧНЫХ МАШИНПРЕДСТАРТОВАЯ ~ ЗОНА Начальник дистанции отвечает не рекорда дорожки), «о и следит за конттолько за предварительную ее разметрольным временем (2 мин.), которое ку, расстановку и инструктаж судей, но дается понщикам очередного заезда для и за очистку льда после каждой серии выезда на старт. Судьи на выпуске посзаездов м исправление разграничительле включения зеленого сигнала светоных линий. фора занимают места между стартовыми прямоугольниками и останавливают гонМы рассказали об основных особенщиков на предстартовой линии, пока к ностях организации и судействе мотогоней не подъедет последний участник нок на льду. Надеемся, что статья позаезда. Затем они считают число круможет комитетам и автомотоклубам гов, пройденных каждым гонщиком. Д ОСААФ организовать такие соревнования на местах, привлечь к участию в Судьи на дистанции должны следить, них возможно большее число мотоцикчтобы участник гонок не заехал обоими листов и тем самым успешно выполнить колесами за ограничительную линию обязательства, взятые в ответ на обрамалой бровки и фиксировать другие нащение витебских спортсменов. рушения правил, а также .выбрасывать красный или желтый флаг («Всем остаЮ. ПОДВАЛЬНЫЙ, новиться!», «Внимание!»), после того как это сделает главный судья. Желтый флаг судья республиканской категории они могут показывать и самостоятельно. по автомотоспорту. Кроме того, они помогают гонщикам убирать с дорожки отказавшие во Протокол результатов по заездам время заезда мотоциклы. Старший судья при участниках готовит очек редной заезд, выпускает X «о ~ X S спортсменов на дорож1) о SX ку, следит за своевре5 £ (•5л иXо 2х о га менным выходом запасвгах т о. га га Зх хSо СТ т ных на старт. «Толкачи» е помогают гонщикам заII 2 Н. Никитин «Вымпел» 1 1 Красный 2 П. Петров III 1 вести двигатель мото«Спартак» Синий 3 С. Минаев 13 «Стрела» Белый цикла перед стартом (в 4 IV 0 м. Хвыля «Вымпел» Желтый пределах 30-метровой зоны). Они должны иметь обувь с шипами, чтобы не скользить по Сводный протокол результатов после льду. Секретариат соокончания всех заездов вместно с представителями команд или без кX них проводит жеребьевX Очки в заездах 1» 2 X ку участников и на осноeg S вании таблиц заполняет га 12345 So Iв протоколы результатов по заездам. Образцы 22321 10 «Вымпел» И. Никитин 1 этих документов приве1 02036 «Спартак» П. Петров 2 «Стрела» 3 3132 12 С. Минаев 3 дены здесь. «Вымпел» 0 10102 Хвыля 4ДСО, в домсте город (районСудействоСудейокая коллегия может включать до 17 человек. В нее входят главный судья, е го заместитель (он же старший судья на старте-финише), главный секретарь, секретарь, хронометрист, судьястартер, трое судей на выпуске (они же счетчики кругов), начальник дистанции, четыре судьи на дистанции, старший судья и судья при участниках (он же технический контролер), судья-радиокомментатор. Кроме того, необходимо выделить четырех «толкачей» для помощи гонщикам. Специфика этих соревнований требует, чтобы некоторые члены судейской коллегии несли дополнительные обязанности. Так, заместитель главного судьи должен единолично включать зеленый сигнал светофора для вызова на старт гонщиков очередного заезда и красный сигнал, запрещающий выезд на ледяную дорожку. Хронометрист не только регистрирует время прохождения дистанции победителем (для выявления 2. «За рулем» Mi 11цIfi*м.9ДСО, ведомство, город (район)