10
11
30*^СЛОВО НАШИМ ДРУЗЬЯМ ЧЕХОСЛОВАЦКИМ ЖУРНАЛИСТАМместе близ города Лиллафюред их ожидал короткий участок (длиной 32 км), который было необходимо пройти с постоянной скоростью 71 км/час. Увы, тут было не до любования красотами природы. В Советский Союз участники ралли прибыли после полуночи, миновав небольшой кусочек территории Словакии. На переезд границы было выделено 40 минут, От Ужгорода сначала все шло прекрасно, хотя гонщики к тому времени находились в пути уже 18 часов. Но о таких местах, как Драгово, Синевир и Межгорье, все будут вспоминать долго. Средняя скорость здесь была задана невысокой. На недостаток красот природы также нельзя было пожаловаться. Но дорога, по которой был проложен маршрут, была трудной. Не один амортизатор здесь вышел из строя. Во Львове проходило соревнование по фигурному вождению. Затем был трехчасовой перерыв и самое главное — ремонт. Дальше путь лежал снова к Ужгороду, где на кольце длиной 1,1 км , которое нужно было пройти дважды, состоялись гонки. Наиболее впечатляющим событием здесь была неудача советского экипажа в составе Н. Аполлонова и В. Егорова. Их автомобиль перевернулся, и после окончания гонок команде пришлось немало повозиться с правкой кузова. Автор публикуемой корреспонденции чехословацкий журналист и спортсмен Юрай Полиачек делится впечатлениями после прохождения трудного участка трассы в районе Ужгорода. Фото А. Квана Участок между KB на границе Ль'вовской области и обратно был, к сожалению, последним для трех автомобилей «Шкода». У одного испортился двигатель, у второго — коробка передач, а третий потерпел аварию при прохождении крутого поворота. дружбу» стало уже Р алли «За мир иОрганизаторы соревтрадиционным. нований, гонщики пяти стран, принявшие участив в этих соревнованиях, десятки тысяч восторженных зрителей в городах и селах превратили его в еще одну манифестацию братского сотрудничества народов социалистических стран. В нынешнем году ралли «За мир и дружбу» проводилось в третий раз, причем роль главного организатора соревнования была возложена на Венгерский автомотоклуб. С этим было связано и определение места старта, который был дан на берегу знаменитого озера Балатон. Протяженность маршрута соревнования составляла 4601 км. Маршрут пролегал по дорогам пяти стран, причем в каждой стране могли быть проведены лишь одна гонка, одно соревнование по фигурному вождению и максимум два заезда на коротких участках с постоянной заданной скоростью.Ужгород — ГотвальдовПосле заслуженного отдыха и ночлега в Ужгороде раллистов встретила Словакия. Второй этап был «коротким» — всего 764 км . Конечной цели — города Готвальдова — гонщики достигли к вечеру. Маршрут, проходящий от границ СССР через Кошице вокруг Высоких Татр и через Низкие Татры, включал трудные скоростные гонки в Дольном Харманце. Протяженность участка, выбранного для этих гонок, составила 8,3 км . Дорога с пыльным щебеночным покрытием изобиловала поворотами и подъемами. Эти гонки, а также последующее классификационное соревнование — фигурное вождение в Братиславе — ничего не изменили в положении национальных команд. Зато в личномБалатон — УжгородЕсли ехать от озера Балатон до Ужгорода по хорошим дорогам, то для спортсменов это было бы только приятной прогулкой — всего несколько сот километров. Но маршрут соревнований на этом участке был проложен так, что дистанция его составила 1655 км , а дорожные трудности нарастали чуть ли не с каждым километром. Первое «разнообразие» было внесено вскоре после старта — у Чопака. Здесь состоялись гонки на участке 3,8 км , включавшем крутой подъем. Затем в Будапеште гонщики показали свое умение в фигурном вождении, а в живописном курортном Техническая комиссия очень тщательно проверяла состояние автомобилей перед стартами. Н аснимке : проверка тормозов автомобиля «Москвич» в Балатонфёльдваре. Фото Ю. ПолиачекаКОМАНДЫ ЦАМК СССР И ГОРЬКОВСКОГО АВТОЗАВОДА ЛУЧШИЕ В РАЛЛИ «ЗА МИР И ДРУЖБУ». — ПОБЕДА В ЛИЧНОМ ПЕРВЕНСТВЕ. — РОСТ ТАКТИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СОВЕТСКИХ СПОРТСМЕНОВ.В закрытый гараж доставили свои автомобили только 48 экипажей. Одиннадцати из стартовавших не удалось выбраться из ловушек первого этапа. Выбыл с повреждением задней оси маленький «Трабант», сошла с дистанции одна из «Сирен». Беда постигла класс до 1000 см 3 . Кроме «Остин-Купера» (с польскими гонщиками), не выдержали борьбы в Межгорье и5 автомобилей «Вартбург». Зато автомобили «Москвич», «Волга», «Татра» и «Варшава» пришли на финиш этапа в полном составе. В результате первого этапа определились лидеры соревнования. В зачете по национальным командам вперед вышла команда Чехословакии, на втором месте определилась команда СССР. В личном зачете лучше, чем у других, было турнирное положение советского экипажа С. Тенишев — Н. Ионкин, набравшего всего лишь 0,019 очка, на втором месте был венгерский экипаж Кондороши — Ругай, выступавший на итальянском автомобиле «Фиат» (0,061 очка). Далее следовали два чехословацких экипажа. первенстве произошли значительные изменения — на первое место вышел экипаж венгров Холлош — Нагю, не получивший на всем этапе ни одного штрафного очка. Они выступали на маленьком австрийском автомобиле «Штейр-Пух». На второе место выдвинулись чехословацкие спортсмены Марк и Рашка («Татра»), а на третье — В. Локтионов и A. Дмитриевский («Москвич»). Бывшие лидеры С. Тенишев и Н. Ионкин перешли в общем зачете на седьмое место. Среди заводских команд уверенно лидировали команды Московского завода малолитражных автомобилей и Горьковского автозавода.Готвальдов — ВислаПервый участок третьего этапа стал последним для экипажа Н. Аполлонов — B. Егоров. Они слишком быстро преодолевали один из многочисленных неохраняемых железнодорожных переездов, и дело кончилось повреждением автомобиля и легким ранением экипажа.10 За Высокими Татрами ралли «За мир и дружбу» вступило на польскую территорию. До Нового Сонча все шло нормально, а там нас ожидал «сюрприз» — соревнование на вождение с постоянной скоростью на участке длиной 70 км . Асфальт чередовался с разбитой щебенкой. Заданная скорость была большой, ориентироваться на местности было трудно, шел проливной дождь. Некоторые здесь заблудились и потеряли ценные очки. Именно здесь распрощались с надеждой на победу чехословацкие гонщики Марк и Рашка. С боковой дороги вылетел мотоциклист, столкновение с которым предотвратить не удалось. Когда расследование причин аварии было закончено, продолжать соревнование уже не имело смысла: за незаконченный этап экипаж получил 1200 штрафных очков. К Висле по дороге Краков—ВадовицеСкочов прибыло 46 автомобилей. Положение в таблице личного первенства снова несколько изменилось. Если Холлош и Нагю на «Штейр-Пухе» продолжали лидировать, то на второе место выдвинулись уже советские гонщики В. Локтионов и А. Дмитриевский, а на четвертое — Н. Сучков и В. Щавелев; бывшие лидеры С. Тенишев и Н. Ионкин несколько улучшили свое положение, перейдя в общем зачете на шестое место.СЛОВО НАШИМ ДРУЗЬЯМ — ЧЕХОСЛОВАЦКИМ ЖУРНАЛИСТАМкоманды, лишь чехословацкие сумели пройти этот этап «на нулях». В результате наша команда вновь опередила команду СССР и оказалась победительницей соревнований. Несмотря на этот общий результат, безусловно, досадный для советской национальной команды, которая была очень близка к победе, итоги III ралли «За мир и дружбу» можно квалифицировать как большой успех советского автомобильного спорта. Прежде всего второе место в таких крупных международных соревнованиях тоже говорит само за себя. А разве можно сбросить со счетов то обстоятельство, что советские раллисты были абсолютно лучшими в личном первенстве (С. Тенишев и Н. Ионкин) и уверенно выиграли в командном зачете: среди клубных команд первенствовала команда Центрального автомотоклуба СССР, а среди заводских — команда Горьковского автомобильного завода? При этом разница в очках между советской командой-победительницей (ЦАМК) и вышедшей на второе место нашей чехословацкой командой «Руда гвезда» составила более 1000, а между заводскими командами ГАЗ и ФСО (Польша), занявшей второе место, — более 250. Тут уместно, мне кажется, напомнить о том, что мы писали в прошлом году на страницах «За рулем» об итогах вторых международных ралли «За мир и дружбу». Тогда пришлось с дружеской критикой отметить, что советские раллисты имеют серьезные пробелы в тактической подготовке. Уже начало соревнований 1961 года стало роковым для некоторых советских экипажей. Им недоставало точного расчета, выдержки, умения быстро ориентироваться. Какое разительное изменение в этом году! Советские раллисты имеют наибольший процент пришедших на финиш автомобилей, одерживают победу в соревновании клубных и заводских команд, побеждают в личном первенстве! Уровень мастерства советских спортсменов стал несравненно выше — было гораздо больше тактической зрелости и умелой техники вождения. Разумеется, и советские автомобили также сыграли немалую роль в достигнутом успехе — они были хорошо подготовлены, что позволило всем убедиться в совершенстве их конструкции и технологии изготовления. Итак, III ралли «За мир и дружбу» позади. В сердце каждого, кто имел возможность участвовать в этих соревнованиях, осталось много неизгладимых впечатлений и спортивных переживаний. Спортивное значение этого мероприятия растет из года в год. Можно без преувеличения сказать, что по своему организационному и спортивному уровню это соревнование стоит в ряду лучших европейских соревнований. Разрешите мне как одному из членов чехословацкой команды заключить эту корреспонденцию искренним поздравлением в адрес советских спортсменов, добившихся нового крупного успеха в трудном и важном международном соревновании. Юрай ПОЛИАЧЕК, участник ралли «За мир и дружбу», редактор журнала «Свет мотору». г. Прага.Абсолютные победители ралли «За мири дружбу» мастера спорта Сергей Тенишев и Николай Ионкин. набравшие наименьшее количество очков в личном зачете. Фото А. Кеана емами в предвечерних сумерках, по мокрому асфальту! Хорошо еще, что организаторы-регулировщики возмещали недостаток ориентировочных данных, указывая экипажам направление. На финише многие экипажи были «награждены» штрафными очками, среди них и некоторые советские. Ошибку допустили те, кто после этого участка решил немного «передохнуть». Так, например, наш экипаж после часа езды по извилистой и мокрой дороге с удивлением констатировал, что до KB на границе еще 17 км, а времени остается только 10 минут! Правда, благодаря тому, что последний участок был более прямой, чем предыдущие, мы сумели наверстать упущенное, но это удалось не всем. На немецкой территории было тоже нелегко. Наступившая ночь затрудняла ориентировку, много экипажей блуждало в поиоках КВ. Маршрут проходил через Лейпциг, Халле, Балленштадт до Бад-Зюдеродо (я бы вам не посоветовал разыскивать его в полуночное время). Между контрольными пунктами времени в Ввндефурт и Шлейзингене были проложены еще два «коротких участка», которые нужно было пройти с большой, но постоянной скоростью. После этого практически оставалось только два серьезных испытания — кольцевые гонки на Заксенриге со стартом типа «ЛеМзн» и финишное фигурное вождение в Дрездене. Это — последние возможности улучшить свое турнирное положение, и надо сказать, что некоторые экипажи использовали их с блеском. Особенно это касается советского экипажа С. Тенишев — Н. Ионкин. Они снова стали лидерами, тем более что венгерский экипаж Холлош — Нагю постигла досадная неудача. Как ив случае с чешскими раллистами Марком и Рашкой, автомобилю венгров грозило столкновение с внезапно появившимся мотоциклистом. Чтобы предотвратить аварию, маленький «Штейр-Пух» съезжает с дороги, несколько раз перевертывается и выбывает из соревнований. Так, за 250 километров до финиша была разбита надежда венгров на победу в личном первенстве. Четвертый этап не только перепутал довольно устойчивый до тех пор «счет» многих гонщиков, но и значительно изменил всю турнирную таблицу. На финиш прибыло 38 автомобилей, из них 14 — без штрафных очков. Среди экипажей, входивших в национальныеПеред KB у польской границы. У членов советской команды нашлось время для тщательной проверки и смены ш;ш. Фото Ю. Полиачека Произошли изменения в зачете национальных команд — в перед вышла команда СССР (2,306 очка), за ней — команды Чехословакии (2,958 очка), ГДР (624,626), Польши (1323,966) и Венгрии (3601,661). Среди клубных и заводских команд безоговорочное первенство попрежнему принадлежало советским командам.Висла — ДрезденЧетвертый этап явился очень плотным «ситом». Сквозь него прошли только самые лучшие. Он был богат событиями и неожиданностями. Длина этапа — 1387 км , а ведь гонщики имели уже за плечами пять трудных дней соревнования! Трудно забыть скоростные гонки в районе Росцишова. Трасса здесь была длиной 9 км, из них 5,5 км приходилось на подъем и 3,5 км — н а спуск. Затем был '«короткий участок» (46 км) с тремя передвижными контрольными пунктами, который автомобили высшего класса должны были пройти с постоянной скоростью 69 км/час. И это по извилистой горной дороге со спусками и подъ2*11