В помощь молодому водителюЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ МАСТЕРСТВОМ...Перед выпускниками автомотоклубов, делающими первые шаги в самостоятельной работе, возникает немало вопросов по эксплуатации автомобилей, технике их вождения. В многочисленных письмах в редакцию они просят рассказать, в частности, о том, как управлять автомобилем в различных дорожных условиях. Идя навстречу пожеланиям читателей, редакция предполагает опубликовать ряд материалов 'под рубрикой «В помощь молодому водителю». Статья инженера Г. Берестинского — первая из них.Автомобиль «Победа» может двигаться на высшей передаче и на асфальтированных, и на грунтовых дорогах. В то же время на песчаной дороге его работа также практически возможна только на первой передаче, так как небольшой запас тяги на второй (297—280 = 17) не обеспечивает устойчивого движения. Определение передачи, нужной в данных условиях и при данной скорости, — немаловажный фактор в работе водителя. Расскажем об этом подробнее.НАЧАЛОПУТИожет быть, опытным шоферам некоторые мысли автора и покажутся азбучными, однако, как показывает практика, зачастую невыполнение именно этих элементарных правил служит причиной многих дорожных происшествий, преждевременного износа техники. Мы обращаем свои заметки к начинающему водителю. Цель их — помочь молодым шоферам овладеть рациональными приемами вождения автомобиля, стать настоящими мастерами своего дела. Управление автомобилем требует от водителя внимательности, спокойствия и собранности, готовности правильно действовать в любой обстановке. Уметь хорошо водить автомобиль — значит выработать такие приемы управления им, которые обеспечат полную безопасность движения, увеличат срок службы агрегатов машины, будут способствовать снижению утомляемости и водителя, и пассажиров. Необходимый автоматизм в выполнении этих приемов достигается большим практическим опытом вождения а различных дорожных и климатических условиях, знанием и умением использовать в своей работе законы и правила, которым подчиняется движение автомобиля. О них мы и поведем речь. Условия работы автомобиля — это условия постоянно меняющихся сопротивлений движению. Для этого тяговое усилие на его ведущих колесах также должно изменяться в широких пределах. Однако двигатели внутреннего сгорания, используемые на автомобилях, не способны самостоятельно выполнить такую задачу. Они развивают наибольший кру-М310 5 | 270 %%ПОПтотящии момент при сравнительно небольшом числе оборотов коленчатого вала, а максимальной мощности достигают при увеличении оборотов примерно в два раза. Этот характер изменения крутящего момента и мощности автомобильных двигателей показан на рис.1. Быстрое падение мощности с увеличением числа оборотов коленчатого вала — отрицательное свойство двигателей внутреннего сгорания. Поэтому (в тяжелых условиях движения, при трогании с места и т. п.) подвести повышенный крутящий момент к ведущим колесам автомобиля помогает коробка передач. Известно, что тяговое усилие на ведущих колесах изменяется в зависимости от числа оборотов коленчатого вала и применения различных передач. Это усилие должно превышать силы сопротивления движению (иначе колеса не смогут вращаться) и быть вместе с тем меньше сил сцепления с полотном дороги; в противном случае неизбежна пробуксовка колес. в автомобиле почти всегда можно сочетать различные крутящие моменты двигателя с передаточными числами коробки передач таким образом, чтобы тяговая сила оставалась меньше сил сцепления и больше сил сопротивления движению. В таблице 1 приведены тяговые усилия, силы сцепления и сопротивления качению на различных передачах автомобиля ГАЗ-51. Как видно из таблицы, движение автомобиля ГАЗ-51 (без учета потерь на сопротивление воздуха) по асфальтированному 'покрытию на прямых участках дороги может происходить на всех передачах, включая высшую, так как сила сопротивления качению значительно меньше силы тяги. Движение с небольшой скоростью в этом случае совершается при малых открытиях дроссельной заслонки, а автомобиль имеет значительный запас тяги. На проселочной дороге разница между максимальной силой тяги на высшей передаче и силой сопротивления качению невелика. Это приводит к необходимости перехода на низшую передачу даже при небольшом изменении скорости движения, соответствующей наибольшему крутящему моменту двигателя (40—32 км/час). Езда по песчаной дороге возможна только на первой передаче. Эти же показатели для автомобиля М-20 «Победа» приведены в таблице 2.При трогании автомобиля с места ведущие колеса его испытывают нагрузки веса автомобиля, крутящего момента, передаваемого силовой передачей, и сил инерции. Эти нагрузки воспринимаются шинами колес, и для уменьшения износа их начинать движение нужно как можно плавнее. Расчеты показывают, что сдвинуть с места автомобиль с полным весом в 2000 кг может сила примерно в 25 раз больше той, которая необходима для поддержания скорости движения в 50 км/час (без учета сопротивления воздуха). Развить на небольшой скорости высокие обороты двигателю «помогает» низшая передача: у легковых автомобилей — первая, у грузовых — вторая. На сухой и ровной дороге с высоким коэффициентом сцепления (0,7—0,8) трогание с места на низшей передаче не представляет особых трудностей, так как сила сцепления при этом превышает тяговую силу. На скользкой дороге, где коэффициент сцепления низок, тяговое усилие на низшей передаче зачастую больше силы сцепления и колеса начинают буксовать. В этом случае трогаться нужно на более высокой передаче (легковым автомобилям — на второй, грузовым — на третьей) с малым открытием дроссельной заслонки или увеличить коэффициент сцепления, подсыпав, например, под ведущие колеса песок. Рывки при трогании с места вызывают также усиленный износ деталей сцепления и других механизмов силовой передачи. Чтобы избежать этого, педаль сцепления при приближении ее к верхнему положению следует отпускать медленно, сочетая с умеренными оборотами коленчатого вала двигателя. Увеличивать подачу горючей смеси в цилиндры двигателя следует тогда, когда. сцепление начнет включаться. Соответствующее этому положение педали сцепления определить несложно, особенно если вы постоянно ездите на одном автомобиле. Больших навьжов требует трогание с места на подъемах, где сопротивление движению велико и нужно избежать скатывания автомобиля назад. На подъемах нагрузка задних колес автомобиля значительно выше нагрузки передних. Об этом не следует забывать особенно тогда, когда центр тяжести автомобиля расположен высоко. В этом случае при резком трогании с места разгрузка передних колес и перегрузка задних может привести к опрокидыванию. автомобиля или вызвать повреждение шин. Надо научиться отпускать ручной тормоз в тот момент, когда сцепление начнет включаться, а «газа» прибавлять больше, чем на ровном месте. На уклонах сопротивление движению2200 3000 3800 4600л об/мин26 Таблица 1Передача Крутящий момент (кгм) Наибольшая сила тяги (кг) Сила сцепления Сухой асфальт Мокрый » 1 655 1490 II 316 720 2620 563 80 160 800 III 173 395 IV 102 232Сила сопро- Асфальт тивления на Тяжелая проселочн. чению (иг) дорога ПесокТаблица 2Передача Крутящий момент (кгм) Наибольшая сила тяги (кг) Сила сцепления Сухой асфальт Мокрый » i 182 530 II 102 297 675 111 27,5 55 230 III 57 168Сила сопро- Асфальт тивления ка-Тяжелая проселочн. чению дорога Песокнастолько мало, что можно сразу включать высшую передачу.нительно прост. Однако ив этом случае для уменьшения износа деталей синхронизатора делать это не следует слишком резко. Безударное переключение передач, не имеющих синхронизатора, довольно сложно, так как при этом требуется двойное выключение сцепления с промежуточной подачей смеси вци линдры двигателя. В практике это называется «перегазовкой». Выполняется она так: т ремя почти одновременными движениями надо сбавить газ, выключить сцепление (не выж имая педаль до предела) и поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Затем отпустить педаль сцепления, коротким резким наж атием на акселератор увеличить обороты коленчатого вала двигателя; после этого обычным путем включить низшую передачу. Переход на низшие передачи особенно необходим при съезде с длинных крутых спусков для предупреждения чрезмерного износа тормозов.В помощь молодому водителюРАБОТАЕТ ЛИ СВЕЧА?П роверка исправности свечей зажи ' ' г ения совсем не простая операция. Выполняя ее, следует придерживаться определенной системы. Для проверки искры в центральном проводе высокого напряжения вращать коленчатый вал двигателя не требуется: достаточно размыкать контакты прерывателя вручную. Ж елаяже установить, имеется ли искра на свечах, коленчатый вал надо вращать пусковой рукояткой, а не стартером, что нередко делают автолюбители. Рукояткой можно проворачивать вал двигателя медленно, чего нельзя сделать стартером. Вывертывать свечи из двигателя для наблюдения искры непосредственно на их электродах нет смысла, тем более, что наличие искры на вывернутой свече не является точным признаком ее приi одности в рабочих условиях. Работоспособность свечей непосредственно на двигателе удобно проверять вольтоскопом. Неисправную свечу легкотакжеопре делить на ощупь через некоторое время после пуска двигателя: она холоднее других. О днако чаще о состоянии свечей судят по характеру изменения вращения коленчатого вала двигателя при замыкании их «на массу». При этом способе поочередно соединяют отверткой центральные электроды свечей с «массой». Если такое отключение свечи не повлияет на ритм работы двигателя, значит она неисправна. При этом нельзя забывать о технике безопасности. Помните, что отвертку нужно прежде всего хорошо замкнуть «на массу» и лишь затем можно касаться ею клеммы свечи. Свечу, д ающую перебои лишь при нагрузке двигателя (из-за трещин вее изоляторе), найти указанными способами затруднительно. В этом случае определить ее можно , заменяя свечи на новые и наблюдая за работой двигателя. Необходимо профилактически проверять зазор между электродами свечей; изменяют его, подгибая боковой электрод. Нагар с юбки свечи лучше всего снять на специальном пескоструйном аппарате. При отсутствии его можнорекомен довать простое приспособление. Оно представляет собой небольшой цилиндр, с торцов которого ввертывают две свечи. В цилиндр наливают бензин и насыпают короткие медные проволочки. Свечи очищают, встряхивая его. Следует помнить, однако, что частая механическая чистка электродов свечей от нагара вредна, так как ведет кпо вреждению юбочки изолятора и ухудшению самих электродов. Свечу, вышедшую из строя из-за большого углеродистого нагара на ней, в эксплуатационных условиях можно заставить работать, создав дополнительный искровой промежуток между клеммой и проводом высокого напряжения. В этом случае иногда свеча самоочищается. Свечи после пробега автомобиля 10 000 — 1 2 000 километров в период подготовки к зимней эксплуатации полезно заменять на новые. Г. ГЕЦОВ.РАЗГОН И ЗАМЕДЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯВЫБОР СКОРОСТИ_ Рззгон автомобиля связан с переключением передач, а это требует известных навыков. Бесшумное и своевременное переключение передач всегда сви детельствовало о мастерстве водителя. Каких правил здесь надо придержи ваться? П ри нормальных условиях движения разгон на первой передаче не следует делать продолжительным. Длительное движение на первой передаче увеличивает расход топлива, повышает износ двигателя и механизмов силовой пере дачи, снижает среднюю техническую скорость автомобиля. Например, на автомобиле «Москвич» разгон на первой передаче производится до скорости 15 — 1 7 км/час ( 1 0 — 1 2 метров пути), а на второй — 3 0 — 3 5 км/час ( 2 5 — 3 0 метров пути). У автомобиля IAJ - 3 1 вторую передачу рекомендуется RlrnmuATI. включать ппь .-isrvrvn^.-»., i1Ci — 4С5 . . . . / при скорости 01 км/час, третью — 2 5 — 3 0 км/час, а четвертую — только 35 — 4 0 км/час. Переключая передачи с первой на вторую и затем на третью, рычаг нужно слегка задерживать в нейтральном положении. Переход с высшей передачи на низш ую при наличии синхронизатора срав-Р и с.2.л//вот«*. 5 20 30 40 50 ВО 70 80 90Скорость автомобиля- Н ужно помнить, что на больших ско ростях ухудшается устойчивость и управляемость автомобиля (вследствие разгрузки передних колес), увеличивается возможность опрокидывания. Длительное движение с большой скоростью повышает расход топлива (рис. 2), а также усиливает износ шин. Умейте определять в зависимости от обстановки движения наиболее рациональную скорость. Практика показывает, что в условиях города при увеличении максимальной скорости средняя ско рость движения автомобиля возрастает незначительно. Многочисленные перекрестки, места . скопления транспортных средств и пешеходов заставляют водителя часто снижать скорость движения или останавливаться. Вот почему ирез кое увеличение скорости на отдельных участках не дает результатов. Достигнуть высокой средней скорости движения можновтом случае, если -. *. рассчитаешь путь так, чтобы проезжать перекрестки без остановок у светофоров, резкого торможения, будешь выбирать маршрут с наименьшими скоплениями автомобилей и пешеходов. Известно, что средние скорости движ ения автомобиля ЗИЛ-110 и малолитражного «Москвича» в городе ненамного отличаются друг от друга, хотя разница в мощности их двигателей составляет 100 л. с. При равномерном установившемся движении скорость 45 — 5 0 км/час наиболее экономична и рациональна для автомобиля. Только малоопытный водитель считает, что мастерство вождения автомобиля означает быструю езду или, как говорят лихачи, «с ветерком». Надо выбирать скорость с пониманием условий движения, учетом профиля и состояния прое зжей части дороги, видимости и обзорности, возможности появления транспортных средств и пешехо100 ШКН/ЧАС дов. И нженер Г. БЕРЕСТИНСКИЙ г. Рязань.27