10
11
Fffi^gffigFTFFFB^fl^^B^перников. Такое испытание под силу только настоящему атлету, отлично управляющему машиной и обладаюI ти слова мы услышали, когда щему сильным характером. пришел час расставания с КироКазалось, в совершенно безвывоградом. Их произнес участник ходном положении армеец находил пятнадцати первенств страны по спортивный сезон ознаменовался мотокроссу, ныне тренер, заслужен|у| инувший событиями в мотоциклетном спорте. в себе силы вести борьбу до побе "•важными ный мастер спорта Е. Грингаут. Впервые сильнейшие советские мастера выступиды. Так было, например, в первом 3 Да, действительно, здесь было ли в чемпионате мира по мотокроссу, причем заезде второго этапа (класс 250 см ), один из его этапов проходил в Ленинграде. Не мекогда за преждевременный старт чему поучиться и организаторам, и нее примечательным было и рождение «Ковровсудьям. В Кировограде — городе, ца-250» — нашего первенца в классе кроссовых судья остановил Григорьева на 10 секоторый не принадлежит к числу мотоциклов 250 смз, где разыгрывается звание кунд. Лидер заезда оказался замымира. известных спортивных центров, крупчемпионауроки извлекли наши гонщики из встреч кающим. И здесь, мобилизовав всю Какие нейшие мотосоревнования были минувшего сезона? Располагаем ли мы надежным свою волю, о н сумел обойти таких проведены, что называется, на сарезервом и необходимыми машинами для успешпротивников, как чемпион страны ных выступлений в самых ответственных междуА. Дежинов, участники первенства мом высоком уровне. народных соревнованиях? Еще задолго до начала встречи На эти вопросы должно было ответить последмира А. Савельев, И. Казаков, и насильнейших каждый житель города нее по счету, но главное по значению мотоциклетстичь победителя первого этапа арное первенство сезона — первенство по мотокрос- мейца А. Белкина (РСФСР). А в ,...., знал о предстоящих мотоциклетных су. Оно проходило не в столице союзной респуб- ,, „ B VX завалах он уже безл елуюших «баталиях». Об этом рассказывали и лики, к акв прежние годы, а в областном цент- сследующих двух заездах он уже оезгороде Кировограде. раздельно господствовал на трассе и яркие афиши, и местные газеты, и ре завоевал золотую медаль. Вторым телевидение. Повсюду — на улицах призером стал А. Белкин, третьим — и площадях, на заводах ив учебных за«СЕКРЕТЫ» ДВАЖДЫ ЧЕМПИОНА И. Казаков {СКА, Киев). ведениях — м ожно было встретить касДостойными конкурентами И. Грисиров-общественников с билетами и На первенстве 1962 года мы увидели горьева оказались московские армейцы программами. Входной билет за 20 ко ­ немало прославленных кроссменов, А. Савельев и Ю. Романов, встретившиепеек давал право не только посетить спортивная доблесть которых не раз быся с ним в классе мотоциклов 175 см3 . В соревнование, но и участвовать в розыгла удостоена высоких наград. Но ни каждом из заездов заключительного турыше памятных подарков — мотороллеодин из них не мог сравниться с армейра лидеры менялись несколько раз. И, ра, велосипеда и многих других вещей. цем из Киева Игорем Григорьевым. Он несмотря на то, что Григорьеву пришПо салмым скромным подсчетам, на стал подлинным героем первенства. лось бороться против двух помогавших каждом из двух этапов первенства придруг другу одноклубников, несмотря на сутствовало по 35 тысяч зрителей. Это У любителей и знатоков мотоспорта поломку мотоцикла во втором заезде, значит — каждый пятый житель города еще'свежи в памяти триумфальные старкиевлянин вновь поднялся на верхнюю побывал на мотокроссе! Двадцать пять ты Григорьева в позапрошлом году. Тогступеньку пьедестала почета. Серебрятысяч билетов, около тысячи программ да он первым из советских гонщиков заная медаль досталась А. Савельеву, а продали на эти состязания. Таков был воевал две золотые медали чемпиона венец большой подготовительной рабостраны по мотокроссу. На этот раз арбронзовая — Ю. Романову, который проиграл своему старшему товарищу всего ты, душой и главным организатором ко ­ меец повторил свой успех в соревновасекунду. торой стал неутомимый энтузиаст мотониях куда более сложных и трудных, Какими же «секретами» владеет дважспорта председатель областного комитечем кросс 1960 года в Вильнюсе. ды чемпион? Ведь по индивидуальному та ДОСААФ Степан Семенович Швец. Лично-командное первенство страны мастерству тот же Савельев не уступает Он К его многочисленные общественные по мотокроссу впервые было разбито на Григорьеву, а мотор его мотоцикла запомощники помогли развеять легенду о два этапа, проходивших с недельным инметно мощнее. Киевский мастер одер«несамоокупаемости» мотокросса на не- тервалом на разных трассах. Гонки пержал верх благодаря продуманной тактиогражденной трассе. Когда подвели бавого тура решали судьбу командных ланс, то оказалось, что инициатива и призов ив то же время выявляли по 15 ке и волевой 'Настойчивости. Он выбирал для атаки самый выгодный и неожиданэнергия кировоградских активистов возлучших вкаждом классе. И м предоставный момент, когда противник позволял местили львиную часть расходов на пролялось почетное право разыграть медасебе чуть-чуть расслабиться и терял ведение наиболее представительного мо ­ ли чемпионов. точность. Он и'зматывал его неотступтоциклетного соревнования. И. Григорьев, выступавший в двух 3 ным преследованием. А главное — в Чтобы картина была полной, скажем, классах (175 и 250 см ), выходил на старт каждый критический момент у Григорьечто | во всем остальном, начиная от выИ двенадцать раз. В общей сложности по ва оказывался больший запас моральных бора трассы и кончая размещением и трудной кроссовой трассе он прошел сил, чем у соперников. Словом, на траспитанием участников, организация со ­ около 250 километров, встречая в кажсе мы видели не просто отличного гон ­ ревнований была образцовой. д ом заезде яростное сопротивление сощика, а настоящего бойца. Видимо, и Белкину, и Савельеву приш ­ лось довольствоваться серебряными медалями прежде всего из-за недостаточной волевой закалки. Именно ее ме хватает имногимдругим нашим ведущим спортсменам при выступлениях «а своих и на зарубежных трассах. М ежду тем современный кросс — это не только соревнование в мастерстве, но и серьезный экзамен на волевую зрелость. Игорь Григорьев наглядно показал, что моральная подготовка и тактическое мастерство столь же необходимы сейчас для победы, к ак надежный мотоцикл и высокая техника езды. Ему был присужден приз журнала «За рулем» — «Лучшему гонщику чемпионата». «УЧИТЬСЯ У КИРОВОГРАДА»эСЕЗОНАНа каждом из двух этапов первенства страны по мотокроссу побывало 35 тысяч кировог.радцев. Самый опытный участник первенства заслуженный мастер спорта Н. Соколов (ЦСКА) на первом этапе выступал с юным задором. Ему пришлось нелегко. Молодой ижевский гонщик С. Чирцев, стартовавший на новом кроссовом мотоцикле ИЖ, выиграл один заезд. И все жено сумме -очков он уступил Соколову. Заняв во втором туре третье место, заслуженный мастер спорта спустя шесть лет вернул себе звание чемпиона в3 классе 350 см . Серебряная и бронзовая медали достались ленинградским досаафовцам С. Кадушкину и А. Дежинову. Единственный «из прошлогодних чемпионов, кто сохранил почетное звание, был армеец 3'. Калькис, сравнительно недавно заявивший о себе как о сильнейшем гонщике в классе тяжелых ма3 шин (500 см ). Еще одну серебряную медаль завоевал здесь С. Кадушки» — он был вторым, а А. Белкин прибавил к «серебру» «бронзу». Выступление женщин закончилось сенсационно. Двукратная чемпионка страны Р. Осе ( Д ОСААФ , Рига), превосходя своих соперниц в мастерстве, уступила победу: ее мотоцикл оказался плохо подготовленным к стартам. Впервые золотую медаль чемпионки завоевала представительница «Калева» X. Сарапуу. На последующих местах — В. Лукина («Трудовые резервы») и В. Ошиня («Даугава»). КОВРОВЦЫ НАСТУПАЮТ После первого этапа соревнований в классе 125 см3 уверенно лидировал молодой гонщик Ю. Агеев («Труд», Ковров). В заключительном туре ему пришлось выдержать натиск прошлогоднего чемпиона страны А. Яковлева (ЦСКА). Однако победа, а вместе с ней и медаль чемпиона впервые досталась представителю Коврова Ю. Агееву. А. Яковлев занял второе место. Третьим был Л . Черный (СКА, РСФСР). Весьма показательно, что и дважды чемпион страны И. Григорьев и Ю. Агеев — п итомцы одного тренера, мастера спорта Ю. Трофимца, давшего путевку в спортивную жизнь целой плеяде способных гонщиков. Один из них, 17-летний В. Тюрин, пришел в ковровский клуб полгода назад. Тренер обнаружил в новичке неплохие задатки и начал его усиленно готовить к соревнованиям. За шесть месяцев В. Тюрин стал чемпионом СССР среди юношей и занял пятое место на первенстве страны, опередив экс-чемпионов А. Олейникова, С. Кудинова и других сильнейших гонщиков. Такого стремительного взлета в мотоспорте мы еще не знали. И дело здесь не только в особых данных юноши, но ив том, что по ступеням спортивного мастерства молодого гонщика зедет человек глубоких знаний и большой культуры Юрий Игнатьевич Трофимец. И не случайно ковровские гонщики, долгие годы ходившие во второй десятке, под руководством нового тренера начали энергичное наступление. Из семи ковровцев—участников первенства — шесть пробились во второй тур. Одна золотая медаль, два пятых места — не так уж плохо для начала! Говоря об успехах ковровских гонщиков, нельзя умолчать об их машинах. Ведь победы мотоциклистов закладываются не только в процессе упорных тренировок, но ив конструкторских бюро, на заводах. Все питомцы Ю. Трофимца,в том числе и И. Григорьев, выступали на новых «Ковровцах», созданных при активном участии тренера. Их преимущество было особенно ощутимо в клас3 се 250 см , где ряд участников стартовал на импортных ЭСО и не выдержал конкуренции «Ковровца». ПОЧЕМУ ПЯТНАДЦАТЬ) Командные соревнования принесли несколько неожиданный результат. Наиболее вероятные претенденты на переходящий приз — коллективы Москвы иУкраины — н е попали даже в первую тройку. Командный трофей с большим преимуществом выиграли гонщики Российской Федерации. На втором месте оказалась команда Латвии, на третьемЛенинграда. Среди коллективов спортивных обществ и ведомств первенствовали армейцы, а среди команд автомотоклубов — мотогонщики спортивного клуба Группы советских войск в Германии. К сожалению, итоги выступления команд союзных республик не отражают истинного соотношения сил. После окончания первенства страны стали особенно заметны недочеты нынешней системы розыгрыша командных призов. Принятая формула «шесть участников — зачет по шести» не позволяет объективно определить сильнейших, ибо каждая случайность (завал на старте, травма гонщика) лишает отлично выступающий коллектив всяких шансов на успех. Так было в Кировограде с командой Москвы. Даже в легкой атлетике, где фактор случайности куда менее вероятен, действует иная формула. Например: «три участника — зачет по двум лучшим». Очевидно, Федерация мотоспорта должна внести соответствующие коррективы в Положение. Фактически еще до начала первенства судейской коллегии пришлось проводить отборочные заезды в трех классах машин, так как число заявленных здесь спортсменов намного превышало цифру 40 (максимально допустимое количество участников на старте). И предварительные заезды, и последовавший за ними первый тур, к которому допускались все члены команд союзных республик, выявили полную неподготовленность большой группы участников. В связи с этим возникает вопрос: допустимо ли отрывать на длительный срок от работы и везти за тысячи километров на первенство двести пятьдесят участников, из которых добрая половина не готова к ответственным стартам? Думается, что такая бесцельная трата государственных средств должна быть строго осуждена. Ее нельзя оправдать ни ссылками на необходимость перенимать опыт лучших, ни другими причинами. Мы вовсе не ратуем за то, чтобы спортсменов отлучать от крупных соревнований. Наоборот, пусть будет как можно больше встреч на местах — межгородских, кустовых, зональных, Но на первенстве страны должны быть представлены действительно сильнейшие. Особую тревогу вызывает отсутствие заметных сдвигов к лучшему в коллективах среднеазиатских и закавказских республик, а также в Молдавии и Белоруссии. Во второй этап соревнований вышли только пять гонщиков от этих республик. По всему видно, что там мало заботятся о росте мастеров высокого класса. И последнее. На первенство страныЧемпион страны в классах 175 и 250 смз мастер спорта И. Григорьев. съехалось около 250 участников, а на старты второго этапа выходило по 6—8 человек. Парадоксально? Да. Но таково Положение, через границы которого никто не может переступить. А оно, как уже указывалось, допускало к заключительным заездам только пятнадцать лучших. На старте же их оказалось гораздо меньше. Как и почему возникла эта цифра 15, никто не мог объяснить. Но совершенно ясно одно: нельзя так произвольно ограничивать число стартующих. Первенство страны отчетливо показало сильные и слабые стороны нашего мотоспорта. Несомненно, р езко поднялся класс ведущей группы гонщиков. Им пошли впрок уроки международных встреч. Появились у нас и молодые таланты, которые начинают угрожать признанным мастерам. Но при всем этом нельзя закрывать глаза на то, что между небольшим отрядом лучших и основной массой мотокроссменов существует огромный разрыв. Чем быстрее он будет преодолен, тем скорее наш мотоспорт достигнет мировых вершин. М. ТИЛЕВИЧ. г. Кировоград. (Наш спец. корр.). Фото А. Дибровного, А. Петрова, Л. Шаповаловой. Автослесарь таксомоторного парка комсомолец В. Боровков стал счастливым обладателем входного билета № 2251. На этот билет выпал памятный подарок — мотороллер «Манет»,11