жПДОТАЦИИнансовой помощи со стороны обкомаДОСААФи других организаций эти клубы должны • стать теми центрами, которые организуют всю спортивную работу в области игородеи являются кузницей спортивных кадров. Законно задать вопрос: откуда же взять средства для развития аатомотоспорта в области? Чтобы ответить на него, расскажу о материальной базеи организационной структуре Одесского спортивно-хозрасчетного клуба, который начал свою жизнь 1 сентября этог о года. П реждечем организовать клуб, м ы определили реальные источники получения доходов. Было решено передать клубу авторемонтную мастерскую, выполняющую заказы для населения и различных организаций, а также курсы по подготовке шоферов-любителей и мотоциклистов. Для того чтобы клуб стал на ноги и обеспечил самоокупае мость соревнований, средств, получаемых от мастерскойи курсов, вполне хватит. Но для дальнейшего развития материально-технической базы клуба необходимыидругие источники хозрасчета. К ним относятся проведение платных соревнований на. ипподроме и стадионе, розыгрыш всевозможных памятных подарков на состязаниях по кроссу. Важная задача нового клуба — п ри способить беговую дорожкуодного из •городских стадионов для проведения гаревых мотогонок. Если это удастся, к луб получит немалые дополнительные средства, ибо гаревые гонки посещает масса зрителей. ¥l еще один источник. Это членские взносы. В наших планах — вовлечь в члены клуба подавляющее большинство шоферов, мотоциклистов, любителей спорта. Членами клубадолжны быть не единицы, а тысячи. Д ля индивидуальных владельцев автомобилей и мотоциклов мыорганизуем цикл интересных лекций, кинолекторий, б удем проводить специальные соревнования — «фигурку», на регулярность вождения и знание правил уличного движения. Все это поможетнам создать при клубе бое вой общественный актив, способный возглавить борьбу за подлинный размах автомотоспорта в области. Хозрасчетный спортивный клуб основную ставку в своей работе делает на общественность. О н является базой одесской автомотосекции — общест-Первенство СССР по ипподрому было первым соревнованием, орг анизованным при участии Одесского спортивно-хозрасчетного клуба. венного органа по руководству спортивной ра!ботой в области. К луб берет на себя организацию всех крупных соревнований. Н е имея клубных команд, о нна своей базе ведет подготовку сборных коллективов горо да и области (в них входят спортсмены первичных организаций ДОСААФ, Д СОи ведомств) для участия вмежоб ластных, республиканских и всесоюзных соревнованиях. Новый клуб станет опоройи первым помощником самодеятельных спортивных клубов и мотосекций, созданных на предприятиях, а колхозах, учебных заведениях области. Автомотоспорт требует постоянного совершенствования спортивной техники, конструкторских поисков, а проще говоря — технического творчества. Без него немыслимы спортивные успехи. Поэтому при клубе создается экспери ментально-техническая секция. В нее войдут механики, конструкторы, и нже неры, р аботающиена предприятиях ив институтах городаи увлекающиеся автомотоспортом. М ы рассчитываем, что со временем секция перерастет воб щественное конструкторское бюро . Д остижения секции, разработанные ею новшества и усовершенствования в виде чертежейи технической докумен тации будут широко распространяться стем , чтобы все лучшее могло стать достоянием спортсменов и автомотолюбителей. Одесский клуб делает только первые шаги. И, понятно, е ще рано говорить о его успехах. Но нам уже сейчас ясно: создание хозрасчетных спортивных клубов, работающих без дотаций, м о ж ет послужить мощным толчком для развития и популяризации автомотоспорта среди широких слоев населения. В каждом большом городе найдешь •немало людей, обладающих организаторскими способностями и энергией и хорошо знающих автомотоспорт. С их помощью можно организовать хозрасчетные клубы на солидной материальной базе. Надо только эти вопросы ре шать смелее, и дело пойдет в гору. Автомотоспорт из убыточного, как его принято называть, д олжен стать самоокупаемы . и доходным. Условия для этого есть. Я. Г ИЗЕРСКИЙ , начальник спортивно-хозрасчетного автомотоклуба. г. Одесса.опробуйте зайти в иной автомотоклуб и поговорить с его начальник ом или сотрудниками. К ак правило, о ни охотно расскажутвамоборгани зации учебного процесса, п окажут классы и мастерские, приведут десятки цифро подготовке водителей. Но стоит только завести разговоро спорте, к ак наступит неловкая пауза. Чего греха таить: встречается у нас ещенемало руководителей клубов (и даже обкомов ДОСААФ), которые смотрят на автомотоспорт как нане н ужное , хлопотное дело. Они готовы на все, лишь бы избавиться от «обязанностей по спорту». Н онео них сейчас речь. Ведь даже там, где во главе клубов стоят люди, л юбящие спорт, поним ающие его роль в деятельности Об щества, р едко удается сделать спор тивную жизнь тю-настоящему полнокровной. в лучшем случае клуб имеет хорошую команду мотоспортсменов и проводит пять-шесть соревнований в году. М еждутемонпрежде всего дол жен быть организатором массовой спортивной работы в области, г ороде , районе. Увы, сейчас такие клубы пере считаешь по пальцам. Чтобы развивать технические виды спорта, нужны немалые средства. Автомотоспорт — н е легкая атлетика, не волейбол, г де основной спортинвентарь — шиповки да мячи. Гоночная или кроссовая машина стоит дорого, и после каждого соревнования ее надо восстанавливать. Д ля этого нужны запасные части, станки, инструмент, м атериа лы. А клубам, ц еликом занятым подготовкой водителей, не удается урвать от своих хозрасчетных доходов столько, сколько требуют массовые спортивные мероприятия. Вот и получается, что спорт в подавл яющем большинстве штатных клубов еле теплится. Небольшая мотосекция, десяток видавших виды машин, н е сколько спортивных встреч в году — такую картину увидишь, к сожалению, довольно часто. Выход из создавшегося положения подсказывает жизнь. Надо создавать хозрасчетные спортивные автомотоклубы в областных центрах и крупных городах. Спортивно-хозрасчетный клуб — это не просто новое название, а по-настоящ ему новое явление, которое, на наш взгляд, м ожет произвести «переворот» в автомотоспорте. Без дотаций и фи1*3