16
17
* ВыПОЛНЯI'M i РЕШЕНИЯvXXII сизлл КПССыполняя решения XXII съезда КПСС, коллектив Ульяновского автозавода настойчиво ведет творческие поиски новых конструкций, готовит к выпуску более совершенные машины. В ближайшее время на смену семейству автомобилей УАЗ-450 придет семейство УАЗ-452. Оно включает фургон УАЗ-452 для перевозки промышленных и продовольственных товаров, санитарный автомобиль УАЗ-452А, автобус УАЗ-452В и грузовик УАЗ-452Д. Первые три модели имеют кузовы вагонного типа, последняя — кабину, расположенную над двигателем.ВБазовая модель всего семейства — автомобиль УАЗ-452. Это двухосная машина с обеими ведущими осями, предназначенная для перевозки промышленных и продовольственных товаров в условиях бездорожья. Автомобиль в снаряженном состоянии весит 1710 кг, а с грузом 0,8 ти двумя людьми в кабине — 2660 кг. На переднюю ось приходится 47 процентов полного веса, на заднюю — 53 процента. Такое распределение веса по осям способствует повышению проходимости автомобиля при эксплуатации на грунтовых дорогах. На автомобиле УАЗ452 установлен двигатель ГАЗ-21. Он обеспечивает хорошие тяговые качества в любых дорожных условиях и позволяет на дорогах с усовершенствованным покрытием развивать скорость до 100 км/час. Сухое однодисковое сцепление имеет шесть периферийных нажимных пружин. Ведомый диск снабжен пружинной ступицей и гасителем колебаний. Привод сцепления — механический с подвесной педалью. Коробка передач — четырехступенчатая, две передачи (третья и четвертая) имеют синхронизаторы, Передаточное число первой передачи равно 4,124, второй — 2,461, третьей — 1,580, четвертой — 1,000, заднего хода — 5,224. Привод коробки передач — дистанционный с рычагом переключения, расположенным на рулевой колонке под рулевым колесом.B^BBB^BBBFвят^вРвМвРввмвММРлеса выполнены с глубоким ободом," шины — 8,40X15. Колея и база такие же , как на автомобиле УАЗ-450. Рама автомобиля прямая, лонжероны открытого корытообразного сечения с местными усилителями. Поперечины соединены с лонжеронами при помощи сварки. В передней и задней частях рамы размещены штампованные из листовой стали буфера. Спереди на лонжеронах установлены буксирные петли, а на задней поперечине — буксирный прибор. Подвеска переднего и заднего мостов осуществлена на четырех продольных полуэллиптических рессорах, работающих совместно с четырьмя те ­ лескопическими амортизаторами. Концы рессор заделаны в резиновые подушки, установленные в кронштейнах рамы, благодаря чему уменьшено ко ­ личество точек смазки. Рулевое управление отличается повышенным коэффициентом полезного действия и значительно проще, чем у автомобиля УАЗ-450; оно состоит из червяка и двойного ролика. Усилие передается через продольную тягу к левому управляемому колесу (на УАЗ-450 — через червячный механизм к правому управляемому колесу). Ручной трансмиссионный тормоз ко ­ лодочного типа с барабаном располож ен на выходном валу раздаточной коробки, привод его механический. Н ож ­ ные тормоза также колодочного типа, но с гидравлическим приводом, педаль подвесная. Передние тормоза имеют отдельный привод на каждую колодку, что значительно повышает эффективность их действия. На автомобиле установлена 12-вольтовая система электрооборудования. Минусовая клемма аккумуляторной ба-Раздаточная коробка смонтирована на заднем торце коробки передач и имеет две передачи: прямую с передаточным числом 1,00 и понижающую с передаточным числом 1,94. Раздаточная коробка сконструирована таким образом, что при движении на прямой передаче под нагрузкой находится только один вал. Это уменьшает потери на тре ­ ние и перебалтывание смазки (в раздаточной коробке УАЗ-450 под нагрузкой постоянно находятся все три вала). К роме того, соединение коробки передач и раздаточной коробки в одном разъемном блоке дало возможность исключить на автомобиле УАЗ-452 один карданный вал и два карданных шарнира по сравнению с автомобилем УАЗ-450. Привод раздаточной коробки осуществляется рычагами, расположенными на воздуховоде в кабине, Карданная передача состоит из двух валов, передающих усилие от раздаточной коробки к переднему и заднему ведущим мостам. Карданные валы — трубчатые, открытого типа. Жесткие карданные шарниры установлены на таких же игольчатых подшипниках, как и на автомобиле УАЗ-450, но имеющих более надежное уплотнение, увеличивающее долговечность шарниров. Картеры переднего и заднего мостов максимально унифицированы с картерами мостов автомобиля УАЗ-450. Главная передача (пара конических ше ­ стерен со спиральными зубьями) одноступенчатая и имеет передаточное число 5,125. Дифференциал состоит из разъемного корпуса, крестовины и четырех конических сателлитов в отличие от'^дифференциала автомобиля УАЗ-450, имеющего ось и два сателлита. Штампованные из листовой стали коСОЛНЕЧНОГОРСКМелкамМОСКВА *£СИМФССОПОЛЬКСРЧЬСУХУМИТеп ЛИ снУСЛОВНЫЕОБОЗНАЧЕНИЯ• Асфальтовое шоссе > Е Ю Булыжное шоссе АШХАВАЛ — — Грунтовая дорога шт Горная дорога Л»си7йли I Глшкснг Слмлиинь16 С лева - автомобили — УАЗ на испытаниях в Каракумах: с праи а. — фургон УАЗ 452.Jjr— В * *SO УАЗ<5г тареи соединена с массой, включение стартера осуществляется поворотом ключа зажигания. Двухместная кабина автомобиля имеет отдельные сиденья для водителя и пассажира. Все автомобили семейства УАЗ-452 оборудованы отопителями и устройством для обдува ветрового стекла теплым воздухом. Санитарный автомобиль УАЗ-452А, помимо задних дверей, имеет еще и боковую. Автобус УАЗ-452В снабжен двумя отопителями и поворотными, форточками для вентиляции. Он предназначен для перевозки 10 пассажиров и 100 кг багажа. На грузовом автомобиле УАЗ-452Д установлена платформа с тремя откидывающимися бортами. Автомобили УАЗ-452А, УАЗ-452В иУАЗ-452Д максимально унифицированы с базовой моделью УАЗ-452. Все они оборудованы зубчатыми муфтами отключения передних колес. Это позволяет при эксплуатации автомобилей на хороших дорогах (с твердым покрытием, сухих грунтовых и пр.) исключить потери на трение в шестернях и подшипниках привода передних колес, а также уменьшить износ привода переднего моста. Опытная партия автомобилей семейства УАЗ-452 была подвергнута государственным испытаниям, которые включали пробег по маршруту Ульяновск — Ташкент — Ашхабад — Баку — Симферополь — Москва, проверку в лабораториях НАМИ и НИИАТа, работу в сельских условиях и т. п. В испытаниях участвовало по два автомобиля УАЗ-452А, УАЗ-452В, УАЗ-452Д и для сравнения автомобиль УАЗ-450. За время пробеговых испытаний автомобилям пришлось преодолеть тяжелые пески в районах городов Челкар, Аральск и Мары, пройти по горным и грунтовым дорогам. В течение испытания автомобили показали достаточную прочность и износостойкость, хорошую плавность хода и высокие динамические качества. Общий пробег автомобилей УАЗ-452А, УАЗ-452Д и УАЗ-450 составил 29 тысяч км, а автомобиля УАЗ-452В — 35 тысяч км. Средняя скорость движения за период испытаний была 45 км/час. Максимальная скорость колебалась от 96 км/час на УАЗ-452Д до 102 км/час на УАЗ-452 и УАЗ-452В. Эти показатели относятся к полностью груженнымавтомобилям и достигнуты на ровном асфальтированном шоссе. Максимальная скорость автомобиля УАЗ-450 в тех же условиях была 91 км/час. Максимальный расход топлива у новых автомобилей УАЗ-452 лежит в пределах 6,9—9,1 л/100 км при движении со скоростью 25—30 км/час без груза и 8,5—10,1 л/100 км при движении со скоростью 25—34 км/час с грузом. (У автомобиля УАЗ-450 минимальный расход составил 12,0 л/100 км без груза и 12,6 л/100 км с грузом при скорости движения 30 км/час). Топливная экономичность на более высоких скоростях движения также была удовлетворительной. При скорости 60 км/час расход топлива автомобилем УАЗ-452 с грузом составил 12—13 л/100 км (на автомобиле УАЗ-450 18 л/100 км),, а при скорости 80 км/час не превышал 16,5 л/100 км. Средний расход топлива за весь период испытаний составил: на УАЗ-452 — от 17,8 до 18,6 л/100 км, на УАЗ-452В — от 18,2 до 19,3 л/100 км, на УАЗ-452Д — от 20,0 до 20,9 л/100 км (на УАЗ-450 средний расход топлива составил 22,5 л/100 км). Как показали испытания, семейство автомобилей УАЗ-452 явится достойным преемником семейства УАЗ-450. После устранения отмеченных государственной комиссией недостатков начнется серийный выпуск новых автомобилей. А.^АУСИК, старший инженер-исп"ытатёль, общественный корреспондент журнала «За рулем» на Ульяновском автозаводе.С лева — автобус УАЗ-452В на снежной целине: с права - грузовик 452Д в весеннюю распутицу. Фото С. Паршина